Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Необычная выставка экспериментального художественного текстиля проходит во Французском альянсе Ташкента.
Организованная Посольством Франции в Узбекистане, Французским альянсом и сетью ресторанов Caravangroup, она открылась 11 апреля и будет радовать зрителей в течение месяца.

Приехала на выставку пораньше, когда автор была в зоне свободного доступа для видеоинтервью. Уговорить Диляру Каипову для съёмки – дело непростое, но всё же мы неторопливо прошли от работы к работе, обсудив почти каждую. О чём говорили – посмотрите и послушайте - оцените живое слово автора работ, её потаённый мир и волнующие художника темы.

Знакома с творчеством художницы с четверть века, с выставки Школы Яниса Салпинкиди в популярной в 90-е годы домашней галерее «Черепаха и скрипка». Ученица его студии, она сразу выделилась в кругу питомцев Салпинкиди самобытным почерком в графике.
Не раз выставляла свои работы на международных и республиканских выставках, каждый раз удивляя экспериментами то в графике, то в куклах или, как на сей раз, в текстиле, которым увлеклась в последнее время. Искусствоведы говорят о Диляре Каиповой как единственном в Центральной Азии художнике, работающем с использованием абровой ткани. Не секрет, что эти ткани с их своеобразной техникой ручного ткачества и неповторимым многообразием расцветки в рисунке, обретают всё большую популярность не только в Узбекистане, но и в западных странах, открывших для себя мир древней культуры и новую явь Востока. Об адрасе, хан-атласе, натуральном узбекском шёлке (шойи) и выработанной из местного хлопка бязи ныне ведут речь на международных симпозиумах, они востребованы посетителями на выставках традиционных тканей в нашей республике и в странах Европы, Азии, Америки.



Как правило, ткачи обыгрывали в оформлении национального текстиля традиции ткачества и рисунки, изобретенные старыми мастерами. Например, атлас, если заглянуть вглубь веков, впервые начали производить в Древнем Китае, и постепенно сложная и дорогая технология изготовления ткани плотного плетения, сияющей шелком, проникла по Шёлковому пути в Азию и Европу. На западе её называли «графским атласом», в Узбекистане – хан-атласом. Ткани эти могла позволить себе приобрести только лишь состоятельная знать. Радужный узор хан-атласа отличался от китайских и европейских образцов, напоминая брошенные в воду краски, расплывающиеся в струях горного ручья абровыми переходами красного, желтого, зеленого... Вот как писал об этой ткани Алишер Навои:
Украсишь ты свой наряд красным, желтым, зеленым,
И пламенем я объят - красным,желтым, зеленым.
В пустыне моей любви кострами горячих вздохов,
Самумов вихрится ряд - красным, желтым, зеленым…

Выделывался хан-атлас из разноцветных шёлковых нитей, которые связывались, объединялись, обвивали друг друга, и эта технология получила на западе название «икат» (от индонезийского слова «менгикат»).
С приходом машинного ткачества ткань становилась дешевле, и к середине прошлого века творческая фантазия ткачей стала всё чаще воплощаться в реалиях современности. Помнится, как с освоением космического пространства появился хан-атлас «космос», мгновенно завоевав пристрастие модниц. Популярны были и другие виды атласа: саккиз- тепки - восемь полос; сарик атлас - жёлтый; товус - павлин; томчи - капля; майда тарок - мелкая расчёска; йирик тарок – крупная расчёска, номозшом – вечер и другие.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Диляра Каипова первая из художников привнесла в традиционную ткань символы нового времени как элементы дизайна. И смогла тронуть воображение маргиланских ткачей своими идеями. Так появились абровая ткань с изображениями по мотивам известной всему миру картины «Крик» Эдварда Мунка.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Ткань «Тревожные символы» дала жизнь художественному панно и верхней одежде.
Благодаря изображениям, в которых прочитываются всем знакомые смыслы, эти ткани получили социальную значимость.

Диляра Каипова сумела выразить свою позицию к XXI веку с его уровнями опасности – красным, оранжевым, желтым или зеленым.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

И даже чёрным, как в чапане из хлопчатобумажного адраса старинного плетения, по фоне которого ярко выделяется белый принт – изображение человеческого мозга.

Все цвета в работах Д. Каиповой заряжены символами-сигналами, которые зритель может прочитать, как подсказывает настроение, опыт, мировоззрение. В изображении на ткани «Крик» одни разглядят полное ужаса лицо, другие - наскальные рисунки на месте глаз – всё зависит от зрительского видения.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Задала вопрос Диляре, как удалось уговорить ткачей на такую необычную работу, ведь мастерам следовало выткать не свойственные их навыкам изображения предупреждающих знаков химической опасности или героев анимационных фильмов Микки Мауса и Бэтмэна и многие другие, не приложимые, казалось бы, к узбекскому национальному ткачеству символы, логотипы, знаки.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Как видим, удалось: знаменитый маргиланский мастер по абровым тканям Набиджан Тоштемиров понял концептуальные идеи художника, и на фабрике ручного ткачества «Едгорлик» с пониманием и интересом отнеслись к дизайнерским экспериментам Диляры Каиповой, воплотив их в текстиле. В каких-то вариантах не получалось полного совпадения цвета, краски могли проявиться неожиданно, словно по промыслу свыше, как это сложилось с вытканными коралловыми ликами в ткани «Крик».



Выступая на открытии выставки, известные узбекистанские искусствоведы – куратор выставки Наталья Мусина, известные специалисты Людмила Кодзаева и Нигора Ахмедова, недавно заслужившая звание академика Академии Художеств Узбекистана, - единодушно оценили проекты Диляры Каиповой как прорыв в современном искусстве.
Знаменательно, что с 5 по 18 марта выставка с успехом прошла в бишкекском «Асанбай-центре» в Кыргызстане. Зрители с удовольствием фотографировались на фоне ярких работ, критики же отметили необычное совмещение современных графических символов, с их ясным смысловым контекстом, и традиционного дизайна абровых тканей.

- Для меня тема традиционного текстиля близка и органична, - говорит Диляра Каипова. - Я родилась в Ташкенте в 1967 году и с детства впитала краски национальных тканей, которые окружали всех нас в быту. Поступив в Республиканское художественное училище имени П.Бенькова, выбрала отделение художественного оформления. Годы учёбы пролетели быстро, в 1990-м я получила диплом. Длительное время, с 1998 по 2012 год, работала художником-декоратором в Узбекском государственном театре музыкальной драмы имени Мукими. Затем увлеклась изготовлением кукол и станковой графикой. Поняла, что художественное творчество свободно, и свои идеи можно воплощать не только на холсте или бумаге. Традиции узбекского декоративно-прикладного искусства придали новый импульс моему творчеству, и сейчас мои проекты связаны с тканями, так как я всегда любила рукоделие.
В творческом багаже Диляры Каиповой немало выставок: это «Бухара – 2500», проведённая в честь юбилея священного города, выставки в галереях и центрах искусств, театре «Ильхом. Персональная выставка «Рассказ» прошла в Санкт-Петербурге (2002). В ташкентской галерее "Азия" в 2009 году, на выставке Яниса Салпинкиди были показаны и работы его учеников, в том числе Диляры Каиповой. Говоря о ней, мэтр изобразительного искусства отмечает глубину и силу своей ученицы, её личностную самодостаточность: «Она одна из немногих мастеров, работающих в технике пастели, создала свой индивидуальный стиль, …нашла свою линию. Она живёт жизнью стародавнего ремесленника, делающего своё посильное дело, не ища дешёвой славы».

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Да, для своих текстильных работ Диляра подготавливает не только эскизы, но сама шьёт панно, кроит одежду, плетёт вручную отделку для чапанов. Работает и в лоскутной технике – в лоскутках чапана, сшитого ею из кусочков ткани, фрагментов сюзане или авторской вышивки в японском стиле, своя история. Этот экспонат из серии «Женская половина» привлекает особой теплотой; в серии и обвязанные крючком платочки, которые девушки готовили для своего приданого, одежда. Трудно даже представить, какое количество уникальных вещей могут сотворить руки и фантазия талантливого человека - в каждом «ручном» изделии живёт душа автора - будь то художник, мастер-ремесленник или девушка из дальнего кишлака, расшивающая сюзане.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

За последующие девять лет после выставки 2009 года Диляра Каипова обрела еще большее мастерство. Подтвердила свой творческий потенциал как один из «сильнейших представителей Центрально-Азиатского искусства» на выставке в Алиф Арт Галерее в Дубайе в октябре 2015 года. Такое оценку дали ей организаторы показа. Тогда ей довелось принять участие в совместном проекте «2015 October residency program» художественной организации Art Hub. В программу входило проживание в Абу-Даби, где художникам из Центральной Азии обеспечили все условия для работы в художественных галереях, чтобы они могли создавать произведения под впечатлением, полученным в Объединённых Арабских Эмиратах.

Современность и традиции в абровых тканях Диляры Каиповой

Еще одна победа связана с решением жюри первоапрельского конкурса – 2017. Диляра Каипова заслужила в нём 1 место за проект «Scream and Mickey», и в том же году, во время работы Ташкентского Международного фестиваля декоративно-прикладного искусства в Галерее изобразительного искусства, представила экспозицию своих новых проектов.

Выставка во Французском альянсе открыла новые грани творческих поисков художника. Пожелаем успеха зачинателю нового направления в национальном узбекском текстиле.

Тамара Санаева
Фото и видео автора
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)