Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Фейерверк «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»

«Фейерверк «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»

В феврале нынешнего года в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана прозвучал известный цикл из четырех концертов «Времена года» для солирующей скрипки с оркестром венецианского композитора Антонио Вивальди в исполнении дипломанта международных конкурсов Сардора Джумаева и камерного оркестра «Солисты Узбекистана» под управлением заслуженного артиста республики Анвара Раимджанова. Концерт был посвящен 340-летию со дня рождения этого гениального композитора, скрипача-виртуоза, педагога и дирижера, одного из крупнейших представителей европейской музыкальной культуры XVIII века.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»


«Времена года» Антонио Вивальди уже давно вошли в число классических хитов, которые публика готова слушать снова и снова. Поэтому неудивительно, что в тот вечер слушатели буквально штурмом брали Органный зал. Желающих попасть на этот концерт было так много, что небольшой зал не смог вместить всю публику. И на исходе февраля исполнителям пришлось его повторить. Однако и на этот раз возникла аналогичная ситуация, и тогда знаменитый цикл по многочисленным просьбам слушателей в третий раз (небывалый случай в истории концертной практики!) прозвучал 24 марта уже под сводами Большого зала консерватории. И вновь аншлаг! И это понятно, ведь «Времена года» Вивальди сегодня известны всем.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»

Напомню, история музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Помимо цикла концертов Вивальди, это оратория Гайдна (1801), цикл фортепианных пьес П.И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

Антонио Вивальди уже при жизни получил широкое признание как мастер ансамблево-оркестрового концерта и автор почти четырех десятков опер. Однако до сих пор самым его узнаваемым произведением остаются четыре скрипичных концерта «Времена года», принадлежащие к числу самых популярных в мире произведений всех времен. Жизнь отнесла этот цикл к разряду «популярная классика». Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот, несмотря на то, что этот автор написал массу других произведений. Четыре концерта исполненного цикла, каждый из которого посвящен одному времени года («Весна», «Лето», «Осень» и «Зима») и состоит из трех частей соответствующих каждому месяцу, написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя под руководством Мишеля Ле Цене. Полное оригинальное название: «Le quattro stagioni» («Четыре времени года»). А входят эти концерты в состав восьмого опуса, который Вивальди озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения».

Когда слушаешь, всегда удивляешься, насколько точно композитор изобразил каждый месяц: стремительный Август, веселый легкий Март, неспешный Ноябрь... В этом цикле звучит шум урагана, веселье крестьянской пирушки, пение птиц и лай сельских собак. В своих мелодиях Вивальди рисовал мирскую жизнь. Его живая музыка была понятна и простолюдину, и аристократу.

«Времена года» — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Этим и объясняется тот факт, что Вивальди сопроводил каждый концерт сонетами. Предполагается, что он сам и является автором стихов. Кстати, музыка каждого из концертов точно следует за образами стихов, которые хорошо соответствуют музыкальной форме концертов. Они по-своему уникальны, в каждом произведении удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. На первом исполнении Вивальди лично играл партию скрипки.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»


А в Ташкенте солировал дипломант международных конкурсов, артист камерного оркестра «Туркистон» Сардор Джумаев, чье имя сегодня хорошо известно в столице Узбекистана. Он постоянно выступает как солист и камерный исполнитель, играя с оркестрами и в камерных ансамблях в различных залах нашего города. Джумаев необычайно разносторонний музыкант. В своем творчестве он обращается как к классическому репертуару, так и к современной музыке. Исполнительскую деятельность музыкант успешно совмещает с педагогической (в РСМАЛ имени В.А.Успенского). Педагогику он очень любит. Она приносит ему радость и удовлетворение. Поэтому Джумаев всегда в вечном поиске различных методов преподавания. Он может увлечь любого своего подопечного игрой на скрипке. Его ученики неоднократно становились лауреатами различных исполнительских конкурсов.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»


Недавно с большим успехом прошел концерт учеников его класса с камерным оркестром «Туркистон». В течение всего музыкального вечера каждую композицию в исполнении воспитанников Сардора Сайфутдиновича публика встречала бурными аплодисментами и восторженными криками «браво». И долго не отпускала после заключительного номера, когда ансамбль юных скрипачей в сопровождении «Туркистона» зажигательно исполнил Венгерскую рапсодию №2 Ф.Листа в обработке их педагога. В ответ - шквал аплодисментов. Это был успех и признание. Восторженные слушатели дарили исполнителям цветы и бурно аплодировали.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»


Такая же атмосфера была и на недавних концертах «Времен года» с Сардором Джумаевым и «Солистами Узбекистана», не оставившими равнодушным никого из сидящих в зале. О неподдельном интересе местных ценителей классической музыки к этим выступлениям свидетельствовало, повторюсь, отсутствие свободных мест как в Органном, так и в Большом залах консерватории. Все три концерта «Времен года» прошли с необычайном успехом, залогом чему, без сомнения, стало проникновенное исполнение и техническая безукоризненность солиста. Обладающий врожденным чутьем, Джумаев проник в самую глубину вивальдиевской музыки. Все четыре времени года были наполнены богатой палитрой, убедив невероятно искренней, филигранно выверенных и философски осмысленных интерпретаций «Весны», «Лета», «Осени» и «Зимы». Камерный оркестр «Солисты Узбекистана» под руководством своего художественного руководителя Анвара Раимджанова звучал на редкость «прозрачно» и интонационно трепетно.

«Фейерверк  «Времен года» Антонио Вивальди на ташкентской сцене»


В итоге зал устроил музыкантам овацию. Вняв просьбам аудитории, солист и оркестр бисировали третью часть «Зимы», завершив, таким образом, все свои три исполнения известного цикла, которые были подобны фейерверку виртуозной музыки для скрипки и оркестра.

Отмечу, успеху классического вечера способствовал яркий и убедительный комментарий музыковеда Марка Русака, способствовавший более глубокому и тонкому восприятию музыки Антонио Вивальди. Вдобавок каждый концерт венецианского композитора он сопроводил чтением сонетов, которые сегодня при исполнении слушатель, увы, не слышит, они практически никогда не зачитываются.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Сардора Джумаева.
Комментарии
Один наш знакомый, известный музыкант, на вопрос о впечатлении о концерте этого коллектива сказал кратко: "Я слишком люблю музыку, чтобы слушать "Солистов Узбекистана".
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Официально: камеры в Ташкенте фиксируют 7 видов правонарушений

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова