Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Во власти «Демона»

Во власти «Демона»

В ГАБТе имени Навои с успехом прошла премьера оперы "Демон" А. Рубинштейна.

Впервые поставленный в 1956 году, спектакль со временем исчез из репертуара ташкентского Большого. И вот новая встреча ценителей оперного искусства с самым значительным произведением из наследия Антона Рубинштейна - композитора второй половины XIX века, плодовитого сочинителя, неутомимого просветителя, организатора Русского музыкального общества. Кстати, он был первым российским музыкантом, успешно выступавшим с концертами во многих странах Европы и в США. Следуя традициям Глинки и Римского-Корсакова, Рубинштейн создал изумительные музыкальные образы Востока в вокальном цикле «Персидские песни» и в опере, написанной им по поэме М. Лермонтова «Демон».

Кто из нас в юности не очаровывался романтическими образами этого произведения? Поэт отдал работе над ним 12 лет, интерпретируя библейскую легенду о печальном духе изгнанья и зла, который «верил и любил», но, преступив законы добра, «давно отверженный, блуждал в пустыне мира без приюта».

Во власти «Демона»

В основу сюжета поэт положил старинную кавказскую легенду о горном духе Гуде и его любви к молодой грузинке Нино. Из ревности Гуд накануне её свадьбы обрушивает на саклю жениха и невесты снежную лавину. Лермонтов усложнил действие и привёл своего героя – Демона, «духа изгнанья» – к поискам смысла жизни. «..Зло наскучило ему», и в бессмертном Демоне пробудилась жажда любви к земной девушке - грузинской княжне Тамаре. Он обрекает на смерть её жениха, но не достигает победы в борьбе за любовь девушки - она погибает. Душу Тамары спасает Ангел. Прокляв себялюбивые мечты, Демон вновь остаётся один.

Поэма глубоко волновала Рубинштейна, и в конце 1871 года он решил создать на её основе оперу. Либретто написал П. А. Висковатов (биограф и исследователь творчества Лермонтова). Рубинштейн увлечённо приступил к сочинению музыки, рисуя романтически мятежного, сильного и противоречивого Демона и преисполненный душевной чистоты образ княжны Тамары, пережившей любовь - драматичную, доведённую до самоотречения. Спустя три месяца композитор представил партитуру в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, но постановку удалось осуществить лишь спустя три года.

Во власти «Демона»

«Демон» положил начало развитию русской лирической оперы, раскрывающей душевный мир героев. Музыка Рубинштейна передавала настроения того времени - слушатели узнавали (и узнают до сих пор!) в сомнениях героев и в их мятущихся душах свои искания, пытаясь проникнуть в тайны мироздания и рока, жизни, любви, в сущность свободы.

Для новой постановки «Демона» в столицу Узбекистана пригласили заслуженного деятеля искусств России, режиссера Мариинского театра Иркина Габитова. Уроженец Ташкента, выпускник Ленинградской государственной консерватории, он получил вначале профессию солиста оркестра, а затем продолжил обучение по режиссуре музыкального театра на курсе профессора Р.И.Тихомирова. С 1984 года работал главным режиссером Казахского театра оперы и балета имени Абая, с 1988 года - режиссёр-постановщик Мариинского театра. В его творческом багаже замечательные постановки мировой и русской классики в театрах России, США, Греции, Италии, Испании, Финляндии. Из современной музыки им поставлены опера «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева и грандиозный проект к 70-летию Великой Победы на основе оперы «А зори здесь тихие…» и других музыкальных произведений на тему войны.

Во власти «Демона»

Иркин Габитов выступал приглашённым режиссёром в оперных театрах Уфы, Новосибирска, Еревана, Волгограда, и его постановки всегда имели успех. Режиссёр уверен: жанр оперы никогда не утратит популярности. Судя по ташкентской постановке «Демона», ему прекрасно удаётся передать в своих работах драматургию, заложенную в музыкальной ткани произведения. Наделённый недюжинным даром объединять различные виды искусств, он чувствует глубинные культурные пласты, соединяющие прошлое с настоящим. И потому романтическая опера Рубинштейна, несколько камерная по своей природе, но сложная по драматургии и вокалу, обрела в его постановке мощное философское звучание и масштабность, а классические приёмы гармонично сочетаются в ней с элементами современного видеоарта.

- В постановке тонко прочувствована и воплощена режиссёром музыкальная драматургия, - отозвался о новом оперном спектакле народный артист Узбекистана, композитор Рустам Абдуллаев.

- Знаю Иркина Габитова много лет, - говорит профессор консерватории, дирижер Владимир Неймер. - Он серьезный классический музыкант, был прекрасным фаготистом, и нас связывает совместная работа в оркестре нашего театра, симфонические концерты, гастроли. Переехав после окончания 1 курса из родного города в Ленинград, ныне Санкт-Петербург, он очень много сделал, работая с Гергиевым. Настоящий профессионал, Габитов и оперу в ГАБТе поставил очень профессионально, культурно – в хороших классических традициях, без дешёвых эффектов и ложных развлекающих находок. Это серьёзная классическая работа.

Отрадно слышать такие оценки, тем более, что опера была поставлена в сжатые сроки - менее, чем за три недели. Артистам и всей постановочной группе пришлось работать напряжённо, параллельно выступая в репертуарных спектаклях. Режиссёр был требователен, порою резок, ни в чём не давал спуску, и результат превзошёл все ожидания.

Музыкальный руководитель постановки, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлиддин Якубжанов, 17 марта открыл премьеру в качестве дирижёра.

Во власти «Демона»

Так сложилось, что первый показ оперы состоялся в день рождения художника Михаила Врубеля – 162-летие. Известно, что образ Демона был сквозным в его творчестве. Зрителей впечатлили и настроили на нужный лад видеопроекции на интермедийный занавес между действиями - нескольких потрясающих по выразительности рисунков врубелевского Демона, а видеоакценты, расставленные режиссёром на заднем плане сцены, придали постановке ещё большую выразительность.

Во власти «Демона»

В премьерном спектакле выступили заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров (Демон), Надежда Банделет (Тамара), заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов (Князь Гудал), Умид Исроилов (князь Синодал), Р.Смирных (Няня). Азиза Мухамедова (Ангел), Абдулла Ширинов (Гонец), Шухрат Чариев (Старый слуга). Для исполнения главных партий подготовлено три состава, так что каждый просмотр подарит зрителям новые впечатления и радости.

Во власти «Демона»

Лаконичая сценография, пронизанная темой космизма, - заслуга режиссёра и художника-постановщика Даврона Раджабова. Костюмы выполнены по эскизам Лобар Палвановой.
По пластике артистов чувствуется, как хорошо поработали балетмейстеры – заслуженные артисты Узбекистана Замир Нурымбетов и Амина Бабаджанова. В роли консультанта-концертмейстера при подготовке спектакля выступила приглашённая из Мариинского театра Лариса Габитова

Особо хочется отметить удивительную ансамблевую слаженность и одухотворённость всего спектакля, плавную непрерывность действия. Великое спасибо главному хормейстеру, народному артисту Узбекистана Сулейману Шадманову и хормейстеру Наталье Куприяновой. Хоровые номера, написанные композитором на возвышенных традициях православных многоголосых песнопений, подарили зрителям истинное наслаждение. Восхитило и пение Ангела, лившееся с верхнего яруса, а также звучание хрустальных детских голосов с балкона, волшебно заполнившее весь объём зала. Прекрасная находка режиссёра!

Во власти «Демона»

В конце спектакля маленькие вокалисты, к общему восторгу, на равных со взрослыми исполнителями вышли на поклон – публика встретила артистов и постановочную группу долгими овациями. Пожелаем опере «Демон» долгой власти на сцене ташкентского Большого театра.



Следующий, второй показ, состоится 24 марта.

Тамара Санаева
Фото Юрия Полянского и автора
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Пир во время карантина: ташкентцы рассказали, сколько стоит первая клубника на рынках города

МВД: ташкентцы нарушают правила карантина чаще, чем жители других регионов Узбекистана

В Узбекистане вводится режим обязательной самоизоляции

В Джизакской области мужчина устроил массовый праздник по случаю возвращения сына из армии

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, ГАБТ им.Навои