Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Музыка, не знающая границ

Музыка, не знающая границ

Есть искусство, которое подавляет, рождает тревогу, заставляет переживать жизненные трагедии; но есть искусство иного плана, которое приносит успокоение, радость, врачует душевные раны, способствует утверждению веры в жизнь, в будущее. Последнее, в высшей степени, присуще молодому и энергичному Камолиддину Уринбаеву – заслуженному артисту Республики Узбекистан, художественному руководителю и главному дирижеру Молодежного симфонического оркестра Узбекистана, чьи концерты, на мой взгляд, являются большим подарком как для профессионалов, так и для любителей классической музыки.

Тем отраднее, что выступления этого коллектива сегодня проходят при полном аншлаге. Особо хочется подчеркнуть, что он сумел завоевать и самую трудную для настоящих музыкантов публику – почитателей легкой и эстрадной музыки, с удовольствием посещающую его концерты с классической программой, становясь соучастниками редкого апофеоза таланта и красоты.

Музыка, не знающая границ


Мне уже доводилось говорить и писать о том, что маэстро Уринбаев дирижирует с полной эмоциональной отдачей, обладая сокровенным даром максимально ярко выразить и раскрыть «душу» того или иного исполняемого опуса. Проникая в прошлое, он благоговейно сохраняет стиль, манеру и атмосферу минувшего времени.

Так было и на концерте, состоявшемся в конце января, на котором Молодежный коллектив во главе с Уринбаевым представил очередную концертную программу из серии «Музыка не знает границ». В нее вошли сочинения Г.Свиридова, А.Глазунова, П.Чайковского. Это было одно из его самых ярких, эмоциональных и неповторимых выступлений, которое музыканты посвятили светлой памяти своего рано ушедшего коллеги Широза Камалова. Замечательно был продуман и выстроен сам концерт – порядок сочинений, небольшие комментарии ведущей Зарины Хамзиной обеспечили идеальный темпо-ритм этого вечера, прошедшего на «одном дыхании».

Я сидела как завороженная и боялась пошевелиться – не хотелось терять того состояния, в которое погрузилась при первых звуках сюиты «Время, вперед!» Г.Свиридова… Все мое внимание было сконцентрировано на изумительном звучании оркестра. И даже не верилось, что такое возможно: оркестранты не исполняли, а проживали каждую часть свиридовского опуса. Яркие образы сменялись один за другим, бесконечно увлекая за собой слушателя... И это была не стилизация. Это было душевное проникновение в далекие 30-е годы прошлого столетия, это было уважение к Свиридову, его музыке и к ее интонациям. Маэстро Уринбаев сумел найти в ней необходимый нерв и сохранить его от начала до конца, почти явственно передав надлом трагического подтекста о сложных событиях эпохи.

Далее прозвучал двухчастный Концерт для скрипки с оркестром (ля минор, соч.82) А. Глазунова. Он сравнительно небольшой, сжатый по форме. Музыка его носит мягкий, лирический характер. Это проявляется, прежде всего, в широком выразительном мелодизме основных тем. Солист и оркестр не соперничают между собой, а выступают в тесном взаимодействии при несомненном господстве первого: в целом легкий и прозрачный по звучанию оркестр поддерживает солиста или продолжает развитие изложенных им тем. А изюминка этого опуса скрывается, пожалуй, в искусном романтическом построении диалога скрипичной партии и оркестра, ансамбль выстроен композитором с большим остроумием и изобретательностью.

Музыка, не знающая границ


Концерт был сыгран изумительно поэтично, с огромной звуковой палитрой. Маэстро Уринбаев, солистка – лауреат международных конкурсов Нилуфар Мухитдинова и оркестр музицировали на одном дыхании. Все искрилось, переливалось, скрипачка изумляла легкостью и непринужденностью исполнения – не было ни резких толчков, ни угловатых переходов. Чувствовалось, что эта музыка ей близка. Каждая группа инструментов оркестра звучала самостоятельно, цельно. Таким образом, получился истинный ансамбль, где приоритетны были не амбиции исполнителей, а сама музыка, которую они играли.

Мощным всплеском энергии было отмечено исполнении гениально- трагической Шестой «Патетической» симфонии (си минор, соч.74) П.Чайковского. Натянутая, как струна, эта «лебединая песня» композитора вполне соответствовала настрою вечера. Камолиддин Уринбаев и молодые оркестранты проникновенно передали настроение этого произведения, перевернув души слушателей. Симфония прозвучала в исполнении оркестра объемно в любом динамическом оттенке – от громоподобного бетховенского fortissimo до нежнейшего и при этом пронзительного pianissimo. Исключительно внимателен был Уринбаев к diminuendo, что придавало каждой музыкальной фразе особую законченность и выразительность. Музыкантам удалось создать многокрасочную звуковую палитру. Голоса были четко артикулированы, сыгранность – точнейшей, а исполнение отличалось живостью и безупречной технической точностью. Здесь идеально сочетались страстность, сдержанность и благородство духа.

До сих пор в ушах звучит тщательная филировка звука вступления к I части симфонии. Невозможно забыть моменты, связанные с разработкой, в которой tutti fortissimo звучали подобно оружейным залпам. Прекрасен был и ее конец, где гулкий си-минорный аккорд «угасал» с fff до p, а также кода I части, когда к тромбонам на нежнейшем pianissimo присоединилась туба. Вальс был изящен и певуч, а скерцо-марш полон остроумный игры, энергии и фонтанирующей радости. Тем мрачнее был трагический финал симфонии, наполненный порывами отчаяния. Как разнообразно звучали здесь струнные и как «холоден» был звук тамтама…

Музыка, не знающая границ


Исполнение Шестой симфонии тронуло до слез, глубоко запечатлелось в душах людей. Это было настоящим потрясением. Когда прозвучал последний аккорд, в зале несколько секунд стояла глубокая тишина, которую нарушил шквал аплодисментов. Слушатели поднялись в едином порыве. Мне думается, для такого проникновенного исполнения недостаточно только таланта и традиции – в него было вложено и сердечное тепло Камолиддина Уринбаева и его коллектива. Этот вечер, стал ярким, незабываемый событием в музыкальной жизни Ташкента.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Люмана Фейзулаева.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Хокимият Ташкента предложил горожанам выбор: 15 деревьев или широкая дорога

Пластиковые карты Uzcard не работают больше суток

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова