Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Валерий Магай и его команда

Валерий Магай и его команда

Декабрь ушедшего года приятно удивил рядом концертов классической музыки прошедших в Государственной консерватории Узбекистана, один из которых состоялся в Органном зале с участием учеников известного ташкентского музыканта и педагога Валерия Владимировича Магая.

В тот вечер под завораживающие звуки скрипки звучала гениальная музыка великого Иоганна Себастьяна Баха - немецкого композитора, органиста, непревзойденного мастера полифонии, представителя переходной эпохи от барокко к классицизму. Главным участником этой монографической программы стал камерный оркестр «Туркистон» под управлением художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова, к которому присоединились юные солисты лауреаты различных исполнительских конкурсов Кристина Ни, Валерия Капранова, Виктория Ни, Николь Габриелян, Русанна Принц и Абдували Бахтиев вдохновенно исполнившие скрипичные концерты великого немецкого композитора.
Валерий Магай и его команда

Баха неслучайно называют Колумбом как для своего времени, так и для всей истории музыкального искусства. Его музыка вот уже три столетия поражает нас красотой, вдохновением и совершенством. Мы слышим ее, исполняем, сталкиваемся с ней практически каждый день: в программе концерта, трансляции по радио или же в качестве мелодии мобильного телефона. Со дня смерти ее автора прошло более 260 лет, а интерес к его музыке абсолютно не падает. За свою жизнь Бах создал свыше 1000 произведений, среди которых: «Высокая месса си минор», «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», знаменитый «Хорошо темперированный клавир». Кроме того, он написал около 200 церковных и светских кантат, пьесы для органа, а также инструментальные концерты, среди которых и известные скрипичные прозвучавшие на недавнем монографическом вечере. Музыка Баха оказала сильнейшее влияние и на творчество последующих композиторов, и на музыкантов-исполнителей.

Так, Валерий Магай, отметивший в октябре прошлого года шестидесятилетний юбилей, является одним из его почитателей. Он всегда поражался гению великого немца, его возможности обгонять время, его колоссальным находкам и открытиям.

Музыкальное образование Магай начал в Республиканской специализированной школе-интернате имени Р.М.Глиэра вначале в классе Виктора Наумовича Шерешевского, а затем у легендарного Бориса Александровича Тителя. Уже тогда он играл достаточно свободно, бегло, интонационно чисто. Однако впереди еще были годы упорной учебы в Ташкентской консерватории. Борис Александрович работал с ним над звуком, ритмом, динамикой и, конечно, самое главное – над глубоким постижением внутреннего содержания музыки. И все эти годы Валерий с самозабвением играл Баха, полностью погружаясь в музыкальный материал. А потом была работа в камерном оркестре Гостелерадиокомпании Узбекистана, созданным Эльдаром Азимовым, творческая дружба с которым продолжается по сегодняшний день. В этом коллективе Магай продолжал с упоением играть великого Баха, а работу в нем успешно совмещать с педагогической деятельностью.
Валерий Магай и его команда

Педагог Валерий Владимирович предельно требовательный. Ленивых не терпит. Он великолепно понимает, что скрипач формируется с самых ранних лет обучения. Вот почему столько сил, внимания и времени Магай уделяет не только работе со студентами консерватории, но и с юными лицеистами. Каждый из них для него является близким, родным. Как хороший психолог, он умеет вовремя помочь, наставить, умеет защитить и оградить. Он всегда очень хорошо помнит, какие указания сделал на предыдущем уроке, и сердится, если ученик невнимателен и не все выполнил. В своих объяснениях он всегда очень точен – никаких «общих» слов. Сразу показывает, как должно звучать, и каким приемом этого следует добиться.

Большое значение придает Валерий Владимирович выступлению своих подопечных на концертной эстраде, поэтому и готовил их тщательно к совместной работе с «Туркистоном». Ему, как и многим другим профессионалам, хорошо известно, что при всей простоте (имеется в виду технический уровень, виртуозность) Баха неимоверно сложно играть. Впрочем, как и Моцарта, Скарлатти, Гайдна. Музыка Баха такая живая, смелая, дерзкая, наделенная тонким интеллектуальным нервом, требует естественности исполнения и зрелости духовного опыта. Именно в этом совмещении и заключается секрет исполнения сочинений этого композитора. Забегая вперед, отмечу, что воспитанники Магая продемонстрировали виртуозную технику, трепетную и эмоциональную манеру исполнения скрипичных концертов Баха.

Монографический вечер открылся одним из красивейших Концертов для скрипки ля минор с первых тактов увлекшим слушателей в мир музыки барокко. Солировала Кристина Ни, исполнение которой отличалось чистотой интонации и тонкостью нюансировки.

Программу продолжил Концерт для скрипки ре минор с солисткой Валерией Капраловой, исполнившей его с большим воодушевлением.
Органично вписалось в классический вечер Престо И.С.Баха. Солистки Виктория Ни и Николь Габриелян представили его чрезвычайно ярко и экспрессивно, с многочисленными фактурными находками.

Исполнение Концерта для двух скрипок ре минор Русанной Принц и Абдували Бахтиевым несло особое вдохновение в певучести игры, элегантности и грациозности звучания.
Валерий Магай и его команда

А кодой вечера стал Концерт для трех скрипок ре мажор. Этот опус потребовал как от солисток - Кристины Ни, Виктории Ни, Николь Габриелян, так и оркестра необычайной синхронности, единства штриха, особой ансамблевой культуры, умения органично выстроить музыкальную форму произведения.

Итак, концерт позади. Солисты и оркестр были едины. Эльдар Азимов управлял «Туркистоном» удивительно точно, остро, динамично, с выверенным балансом, подтвердив, что, несмотря на свою хрестоматийность, баховские опусы и в наши дни не утратили свежести и динамизма. Музыка позволила перевести дух только тогда, когда отзвучала последняя нота, были сделаны последние движения смычков, последний жест дирижерской палочки. А потом раздались бурные аплодисменты. Слушатели, захваченные азартом, не расходились, они аплодировали, кричали «браво».
Валерий Магай и его команда

На сцену пришлось подняться педагогу Валерию Магаю, разделившему успех с исполнителями. Он поблагодарил маэстро Азимова, оркестр «Туркистон» и тепло поздравил своих воспитанников. А я, глядя на участников концерта, подумала как прекрасно, что проводятся такие вечера. Когда слушаешь Баха, становишься лучше, хотя бы на то время, пока звучит эта музыка. Ведь мир сегодня очень изменился. Он очень сложный, в нем полно агрессии, несовершенства, антигармонии. А музыка Баха успокаивает людей, утешает, гармонизирует, негативные чувства постепенно исчезают, и они в какой-то мере возвышаются над происходящим. Так было и на прошедшем монографическом вечере.

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото Люции Цой.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Президенты Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели неформальную встречу в Казахстане

От аэропорта до Tashkent City пустят надземную транспортную систему «Стрела»

Президент Узбекистана подарил 3-комнатную квартиру юному шахматисту

ГУВД Ташкента опровергло информацию о «чиланзарских» и «юнусабадских» воровских группировках старшеклассников (видео)

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова