-4.8 C
Узбекистан
Среда, 7 декабря, 2022

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,760ПодписчикиПодписаться
«Междуречие» в театре Марка Вайля

На сцене театра «Ильхом» стартовал новый проект «Литера». Первым в его рамках стал музыкально-поэтический вечер ташкентских поэтов и писателей, выступивших в единой композиции совместно с профессиональными артистами.

«Любите вы ли литературу и «Ильхом», как любим мы?» — задали вопрос ташкентцам организаторы, задумав «Междуречие» — такое название носит не только спектакль, но и первый сборник Творческого семинара начинающих авторов при республиканском Союзе писателей, изданный Национальной библиотекой Узбекистана. В «начинающих» разновозрастные авторы. Они имеют изданные книги, лауреатские звания, публикации в «толстом» журнале «Звезда Востока». К тому же, в 2017 году группа «семинаристов» выступала под эгидой республиканского Союза писателей перед студенческой молодежью в Самарканде, Фергане. Старшее поколение выросло на литературных и музыкально-поэтических вечерах, и возобновление общения поэтов с читателями за пределами столицы обнадёживает.

Первый коллективный вечер группы ташкентских литераторов в «Ильхоме». Не скажу, что это была презентация одноимённого альманаха, хотя на такую мысль невольно наводит наименование вечера. Правда, сборник в театральном холле разлетелся, как горячая самса — с трудом нашелся экземпляр, который я приобрела после окончания действа. Вечер явил зрительскому взору и слуху ташкентских авторов, многие (все!) из которых давно известны и любимы широкой общественностью в узких кругах ценителей Слова. На творчество поэтов и писателей зрителям предложили взглянуть внимательнее, «всматриваясь» в каждую литеру, в сияющие в свете юпитеров глаза поэтов, впервые сыгравших роли самих себя и своих лирических героев.

Итак, проект «Литера». В старину литерой называли букву, в прошлом веке еще и маленький металлический брусочек в типографском наборе с выпуклым зеркальным изображением каждой буквы. У этого слова есть еще одна функция: оно употребляется для идентификации зданий, сооружений, районов, классов… Все поэты и писатели учились когда-то в классах А, Б, В… et cetera. Так что название у проекта многомерное и творчество ташкентских литературных «семинаристов» в нём решили представлять объёмнее, нежели на прежних, более скромных поэтических вечерах в музее Сергея Есенина.

«Междуречие» в театре Марка Вайля
Что объединяет вечер «Междуречие» и одноимённый сборник, так это разнообразие видов и литературных жанров, представленных читателям и зрителям. Семинар стал хорошей школой для начинающих авторов и позволил более опытным собратьям по перу, ташкентским мэтрам, взять на себя задачу наставников. Он сплотил индивидуальности в едином деле, расширив ташкентское литературное братство, в котором, как мне кажется, нет соперничества, зависти, критиканства, интриг, свойственных порою творческим объединениям. Сердцем отдыхаешь при общении с молодыми ташкентскими поэтами и прозаиками.

Театр, принявший под своё крыло литераторов, обещает в этом сезоне проводить вечера проекта «Литера» каждый месяц. Круто, почему бы ильхомовской публике не познакомиться ближе с «живым» творчеством ташкентских авторов! На сценической площадке вместе с актерами «Ильхома» Юлией Плакида, Яном Добрыниным, Алексеем Писцовым, Анастасией Прядкиной и Галиной Борисовой выступили Бах Ахмедов, Вика Осадченко, Олеся Цай, Фархад Юнусов, Муртас Кажгалеев, Александр Махнёв и Наталья Белоедова. Двое из молодых авторов остались в зале – их рассказы читали профессиональные актёры, а в конце вечера прозаиков Марата Байзакова и Лакиса Филиппидиса представили публике: их тексты узнаваемы, теперь и в лицо авторов запомнят. Здороваться на улицах начнут, как с Бахом Ахмедовым…

Ташкент, благодаря социальным сетям, с интересом следил за развитием событий при подготовке выступлений от замысла, репетиций и до самого вечера. Прежде всего, как это бывает в театре, процесс подготовки сам по себе интересен: участники с кайфом проживали рождение на их глазах и с их участием нового творения, каковой является, в сущности, каждая театральная постановка или концертная программа. Это незабываемый период вынашивания плода.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

После показа «Междуречия» социальные сети запестрили откликами участников и зрителей.

— Концепция, энергетика, импровизация, драйв — все совпало! – оценил театрализованный старт Бах Ахмедов. — Все были на высоте. Огромная благодарность «ильхомовцам», и в первую очередь, Алексею Писцову, который дал нам очень точную и правильную установку: «Делайте, что хотите: ходите, ешьте, курите, пейте, спите… Просто расслабьтесь».

Бах, как мне показалось, курил нещадно. Пил воду. Ходил. Спускался с Олимпа, где сидел на одном уровне с юпитерами — в тихом одиночестве, за отдельным столиком с горящей свечой. Светился сам… Писал, по всей видимости, новые стихи. И, говорят, действительно написал! И, конечно, читал стихи. Пафосно воздев руки к небу, едва не задев потолок зала, задул свечу и спустился на сцену, присоединившись к кругу друзей на некоем «квартирнике» или в «ташкентском дворике» (А.Писцов назвал антураж мизансцены «подъездом»).

Вечер рождался как импровизация, но хорошо продуманная в основных темах и переходах. Приведу допремьерные откровения Баха Ахмедова: «Ощущения странные. Вроде бы волнуюсь, а с другой стороны — вроде бы и пофигизм. Какая-то ускользающая двойственность. …Совсем новые экзистенциальные ощущения. Существование на границе света и тьмы. Выход в неведомое… Попытка зацепиться за речь и понимание тщетности этой попытки»

Когда в репетиционный период записывали рекламный ролик, Бах Ахмедов сел в уголке на реквизитный ящик и сочинил стихотворение. А потом еще… И даже во время показа, сидя ближе к небу, сочинял стихи. Приведём одно из этих стихотворений.

Театральное
Меняли декорации, меняли
надежды, окна, лампы, зеркала.
Зубрили роль, печали приручали,
а жизнь за стенами творилась и текла.
Но здесь, на сцене, было так целебно…
Казалось, можно запросто найти
таинственный кристалл, почти волшебный,
хранящий наши смыслы и пути.
Софиты сочиняли наши лица…
И свет сходил от радости с ума.
И можно было заново родиться,
забыв, что где-то там стоит зима.
И, глядя в нарисованное небо,
произнести безумный монолог.
…В ладони горсть искусственного снега —
такой смешной и подлинный итог.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Наиболее свободно и органично в перфомансе смотрелась Вика Осадченко. Артистические таланты проявлены во всех её прежних выступлениях – и очень удачно! — а яркие, образные стихи, рассказы, сказки принесли заслуженные международные призы.

Отшумели аплодисменты, но не успокоились страсти. Началось обсуждение в социальных сетях.

Первым поделился впечатлениями о вечере Бах Ахмедов

— Да, вечер был действительно замечательным!!! Концепция, энергетика, импровизация, драйв — все совпало! Все были на высоте. Огромная благодарность «ильхомовцам». Спасибо огромное и Юле, и Насте, и Галине, и Яну за великолепное исполнение наших вещей! Я получил реальный кайф от всего действа.
Спасибо моим гениальным друзьям! Вы просто уникальны! Каждое ваше произведение — это удивительный синтез времени и вашего личностного мироощущения. Сегодня это было так слышно, так видно и так прекрасно! Вот ради таких моментов и стоит жить!
Наверное, мой пост кому-то покажется пафосным, каюсь, но меня просто переполняют эмоции и чувство благодарности ко всем участникам удивительного перфоманса.

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Поэт издалека завёл речь, и привела она к определению жанра театрализованного литературного вечера: перфоманс. Жанр, на мой взгляд, определил и плюсы, и некоторые минусы вечера, который, повторю, стал ярким и запоминающимся событием. Нашелся и недовольный критик, но его мнение здесь приводить не хочется – оно не отразило истинных реалий события.

«Проадреналиненные» новой формой литературно-театрального действа, зрители дружно делились восторженными отзывами.

Галина Долгая
— И зал был полон, и артисты в ударе, и поэты с прозаиками были на высоте! Спасибо всем за несколько часов погружения в мир искусства, который отражает и высокие чувства, и полет мысли, и нашу земную ташкентскую реальность. Хоть несколько текстов содержали неприемлемый мной в литературе мат, общий уровень читаемого был высок! И это, наверное, единственное замечание. В остальном приятно было и видеть, и слушать, и узнавать знакомое в произносимом. Спасибо за праздник слова, которое звучит и будет звучать в нашем городе уже в прямом смысле с высокой сцены! Успехов в дальнейших проектах!

Сама я из обсценной лексики услышала лишь одно слово. Наверное, слух несколько адаптировался к ней: где только не звучит сейчас мат: в кино, на телевидении, в постах или комментариях, опубликованных блогерами; мелькает в речи подростков, высыпающих из колледжей после занятий; пестрит в книгах популярных российских писателей, вылетает из уст таксистов как реакция на беспредел водителей на ташкентских дорогах … Поистерлось запретное значение, измельчало, как пятак в базарный день, как голые тела на нуддистких пляжах, концертных или театральных подмостках. Потеряли матерные слова эффект шокера, на который уповают авторы. Пустые слова-склейки – без смысла и эмоциональной окраски.
Плавные переходы от автора к автору, от поэтического слова к прозе, от песни под гитару к слову под звуки фортепиано – все это создавало особый душевный настрой. Девичник, мальчишник, атмосфера ташкентских сердечных встреч – здесь было всё. Отвлекал непонятно зачем с шипением изрыгаемый дым из-под стола – перфоманс, видимо, обязывал. Но и отвлекал, к сожалению. Хватило бы и сигаретного дыма, который тоже висел в воздухе. Но это мелочи. В целом вечер вызвал у многих зрителей нечто вроде катарсиса.

Виктория Абдурахимова
— Я смотрела на вас, дорогие ташкентские авторы и артисты, и не могла разобрать, что доставляет большее удовольствие: жить в одно время с такими талантливыми людьми или быть знакомой с вами — лично, заочно, экзистенциально.

Евгений Скляревский
Зачем нужны поэты? Пользуясь обычными нашими словами, они раздвигают Вселенную, добавляя в неё переживания, чувства и краски! Они учат нас грустить и радоваться, расширяют спектр наших чувств. Спасибо поэтам за Вселенную!

«Междуречие» в театре Марка Вайля

Чего же не хватило мне самой в этом театральном перфомансе, в котором поэты играли самих себя и читали стихи от имени своих лирических героев? Где шахматист и прозаик Муртас Кажгелеев тоже предстал автором стихов — яркой, красно-зеленой романтико-ироничной фигурой, которая добавила ложку юмора в бочонок поэтического нектара и амброзии, выплеснувшийся в зал. Нет, был и юмор, были и рвущие душу лирические темы, и хорошие стихи, прозаические миниатюры. Праздник состоялся и всем понравился.

Но когда перфоманс был прерван звонком не выключенного кем-то телефона, в глубине сцены словно проявилась фигура Александра Файнберга, который не раз выступал здесь. Вспомнила его баритон, громом прогремевший при звуке зуммера на последнем из творческих вечеров: «Выйдите из зала»! Почувствовала ту — наэлектризованную поэзией и силой файнберговского характера атмосферу – грозовую, лирическую, саркастическую, философскую. Та наэлектризованность живёт во мне доселе, она не испарилась из памяти. Такое, наверное, не повторяется.

Да, старт «Литеры» воодушевляет. Нужны, конечно, поэтические перфомансы — они нечто новое в литературной и театральной жизни Ташкента. Нужен театр поэзии и песни — и проект его воплощает. Наверное, задуманы и персональные литературные вечера, которые позволят воздействие каждого из поэтов уносить с собою из зала на долгие годы.

Поэт — личность и талант индивидуальные. Но ташкентская школа поэзии – явление поистине коллективное, где вместе и поврозь, и попеременно все прекрасны и заслуживают читательской и зрительской любви.

Тамара Санаева
Фото Евгения Скляревского и Анатолия Кима

  1. А ещё Файнберг мог остановить чтение, если кто-то в зале шептался, и гневно сказать:
    — Может быть мне уйти, а вы поговорите?
    Читал он негромко, но весь зал дребезжал от энергии.
    Эх, какие мы все были тогда счастливыми.
    Спасибо за тёплые слова, Тамара! С наступающим вас!

  2. Спасибо, Олеся!
    Да, его в Ташкенте очень не хватает. Но какое счастье, что есть столько просветленных молодых — вас всех! Надо бы к вам в семинаристы записаться )

  3. Все эти приведенные зрительские отзывы читал уже до этого в соцсетях,но хорошо что они все здесь собраны и об,единены вместе. Только исправьте ошибку в фамилии Марата и что Бах курил,он не курил, он, по-моему, вообще не курит,это тень от ручки на фото.

  4. Опечатку в фамилии Марата Байзакова исправила, нашла еще одну опечатку в тексте — тоже исправила. Спасибо, Александр. Да, показалось интересным вкратце объединить живые впечатления участников и зрителей. А то, что образ Баха остался у меня "дымящим" — на то он и образ: ручка, значит, свою роль многопланово сыграла, да и дымом изрядно пахло. Если бы стоял запах кофе, решила бы, что Бах весь вечер пил свой любимый напиток))) .
    Мне, все же, не хватило той струны от поэта к слушателю, которая возникает при творческих встречах. Но это перфоманс, действие-шоу, некий театрализованный флешмоб, и ожидать от него слишком многого не стоило. В любом случае — интересная форма литературного вечера. Спасибо участникам — дебют состоялся. Литераторам было интересно, зрителям тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Какое питание Узбекистан импортирует из Китая

Госкомстат рассказал, какое питание  Узбекистан за 10 месяцев  Узбекистан импортировал из Китая: чай – 21,6 тыс. тонн; мандарины – 1,9...

Больше похожих статей

×