Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Маэстро Гергиев покорил Ташкент

Маэстро Гергиев покорил Ташкент

Маэстро Гергиев покорил Ташкент

Во Дворце международных форумов «Узбекистан» 13 апреля впервые выступил Симфонический оркестр Мариинского театра (Россия) с участием узбекского пианиста Бехзода Абдураимова.

Самолёт с прославленным коллективом старейшего в России театра оперы и балета приземлился в аэропорту столицы Республики Узбекистан около 16 часов по местному времени. Музыканты с кофрами в руках первым делом отправились во Дворец форумов. Здесь их ждали представители Объединения оркестров Узбекистана – накануне на сцену был доставлен из консерватории рояль, инструменты и пюпитры, которые могут понадобиться гостям из Санкт-Петербурга. Была разгружена и огромная фура, прибывшая из России с декорациями и всем необходимым для турне оборудованием, включая специальное напольное покрытие для балетных выступлений. Гостей из Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, бессменным художественным руководителем-директором, возглавляющим оркестр, оперную и балетную труппы, встречали как самых дорогих и долгожданных. Вот только небо над городом напоминало, скорее, петербургское, нежели солнечное ташкентское.

Пока шли приготовления к концерту и небольшая акустическая репетиция оркестра, в конференц-зале дворца «Узбекистан» состоялась встреча Валерия Гергиева и Министра культуры Республики Узбекистан М. М. Муратова с журналистами.

Маэстро Гергиев покорил Ташкент

- Я очень рад, что мы в Ташкенте, - сказал маэстро. – Это мой второй приезд, впервые я ступил на узбекскую землю в далёком 1988 году – тогда удалось провести в ташкентском аэропорту два часа, мы летели в Индию с коллективом Мариинского театра. Тем не менее, впечатления остались яркие, хотя я не видел города. Сегодня проехал по изумительно чистому, красивому, огромному столичному городу. Я благодарю всех, кто сделал наш визит возможным.

Гастрольный тур осуществлён по инициативе руководства республики и при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан, Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Валерий Абисалович признался, что к выступлению в Ташкенте коллектив подготовился в течение месяца – это очень небольшой срок для проекта, в котором кроме концертного выступления оркестра предусмотрен вечер балета.

Впервые очень и очень многим ташкентцам посчастливилось услышать классику в великолепном оркестровом исполнении и понять, как может звучать симфоническая музыка без карнай-сурнайного грома духовых, без погрешностей, с тончайшей нюансировкой и тишайшими пассажами. Зал замирал - такая тишина дорогого стоит.

В первом отделении концертной программы прозвучали произведения, знакомые многим ценителям искусств: Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, Сюита из музыки к балету «Жар-птица», написанная Игорем Стравинским в 1919 году. И потрясший публику Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева -
истинное откровение современной музыки. Мастерство пианиста Бехзода Абдураимова, проявленное при исполнении этого сочинения - высшая степень виртуозности и выраженной в музыке "сердечной смуты" человека нового времени - с его скоростями и стремительной сменой событий, яркими интеллектуальными и эмоциональными взлётами и падениями.

Во втором отделении была исполнена Симфония № 5 Петра Ильича Чайковского. Тема рока, звучащая в первых же тактах музыки, вызывает душевное волнение - трудно сдержать слёзы... Сам Чайковский после создания этого произведения не был удовлетворён им, что совершенно несправедливо. Он. конечно, гений и мог требовать от себя большего. Оценка симфонии современниками была разноречивой. Но, например, композитор Танеев считал Пятую симфонию лучшим сочинением Чайковского. Она начинается, как писал Чайковский в своих черновиках, с полнейшего преклонения перед судьбой - "... перед неисповедимым предначертанием. Сомнения, жалобы, упреки...» Вслушиваясь в музыку оркестра, слушатель замечает, как трагическая тема рока сменяется лирикой, но, возвращаясь вновь и вновь, обретает волю и мужество противостоять силам судьбы. В финальном вихревом "тутти" звучит торжество победы. Композитор вплетает в сочинение загадку, оставив вопрос открытым: какие силы победили - рок или свет? Эти чувства будут волновать не одно поколение, возвращая людей к размышлениям о высокой музыке, земной и духовной жизни, добре и зле.

На следующий день после концерта симфонической музыки в ГАБТе имени Алишера Навои, 14 апреля, в одноактном балете «Кармен-сюита» Жоржа Бизе - Родиона Щедрина выступит блистательная мировая прима, народная артистка России Диана Вешнёва, а солисты балета покажут сцены и хореографические номера из спектаклей «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Анна Каренина», «Шехерезада».

Зарождение идеи концерта и первое приглашение на него знаменитого оркестра можно отнести к 3 декабря 2016 года. В тот день Валерий Гергиев из телефонного разговора со своим молодым другом Бехзодом Абдураимовым узнал о триумфальном выступлении пианиста на сцене Дворца «Узбекистан» с Первым концертом Чайковского в сопровождении Национального оркестра Узбекистана под управлением Азиза Шохакимова. Два молодых узбекистанских музыканта в тот день восхитили публику мастерством и трактовкой произведения великого русского композитора. Бехзод высказал маэстро Гергиеву пожелание сыграть в этом же зале вместе с его оркестром. Предложение пианиста-виртуоза - с ним знаменитый российский дирижёр неоднократно выступал на разных концертных площадках мира - Валерия Абисаловича привлекло.

Дальнейшая судьба этого проекта была счастливой – он нашёл всемерную поддержку на самом высоком уровне, и ташкентцы увидели один из лучших оркестров мира вместе с его легендарным дирижёром Валерием Гергиевым в столичном дворце «Узбекистан». С прославленными музыкантами, как и было задумано, выступил пианист Бехзод Абдураимов, исполнив Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.

После исполнения музыки Прокофьева обратилась с вопросом к дирижеру Национального симфонического оркестра Узбекистана Алибеку Кабдурахманову:
- Как вам концерт?
- Приду домой и повешусь, - грустно пошутил он. - После такого исполнения мне жить незачем - оно несоизмеримо выше наших возможностей.
- Почему? - спросила я.
- Об этом стоит поговорить отдельно, - серьезно произнёс молодой дирижёр. - Через несколько дней я дирижирую этот же, Третий концерт Прокофьева. С Национальным симфоническим оркестром Узбекистана в Большом зале консерватории выступит пианистка Ирэна Гульзарова. Приходите послушать.

Немая сцена.
Лишь после клика на видеозапись вы, дорогой читатель, сможете понять, что потрясло дирижёра Алибека Кабдурахманова. И меня. И весь зал.



Тамара Санаева
Фото автора
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Компания AvtoRental за три месяца работы обманула 695 узбекистанцев, пообещав продать им автомобили в рассрочку и без процентов (видео)

В Самарканде сносят верхние этажи зданий в исторической части города: в одной из новостроек уже живут люди (видео)

Приют для влюбленных

Азиза Шоназарова стала первым узбекским профессором Колумбийского университета

expo
Похожие статьи
Теги
Тамара Санаева, Бехзод Абдураимов, Валерий Гергиев, Концерт