Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Торжество прекрасной музыки

Торжество прекрасной музыки

Согласитесь, концерт – это неповторимо. Почему? Потому что это только «здесь и сейчас» подобно природе, в которой не бывает двух одинаковых дней как и классических концертов в Государственной консерватории Узбекистана. Неповторимым оказался и прошедший концерт, который состоялся в Органном зале в последний день зимы с участием известного камерного оркестра «Туркистон». В тот вечер его художественный руководитель и дирижер заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов уступил свое место за пультом своему ученику – магистру II курса факультета оперно-симфонического дирижирования Камолиддину Азимову.
Торжество прекрасной музыки

Афиша

Имя этого молодого дирижера сегодня хорошо знакомо не только профессионалам, но и многим любителям классической музыки. Разносторонний музыкант, влюбленный в свою профессию, он честно ей служит. Камолиддин не только дирижер, но и композитор, исполнитель, педагог, который делает только то, что любит, и любит то, что делает.

Будущий музыкант родился в Бухаре в семье педагога. Его музыкальные способности проявились в раннем детстве. И, несмотря на то, что в приоритетах родителей Азимова была профессия медика, они, видя любовь сына к музыке, поддержали его пристрастие. В 2003 году он поступает в Бухарский колледж искусств имени М. Ашрафи, где постигает азы профессии у Б.Улмасова (традиционная музыка), И.Туклиева (дирижирование) и Т.Икромова (кашгарский рубаб). А в 2006 году становится студентом факультета «Исполнительство на народных инструментах» Государственной консерватории Узбекистана по классу кашгарского рубаба доцента Х.Набиева и дирижера оркестра народных инструментов профессора Ф.Абдурахимовой, благодаря занятиям которой, он впоследствии решил стать еще и дирижером. Параллельно любознательный юноша осваивает композицию в классе профессора М.Махмудова и впоследствии становится лауреатом Республиканского конкурса молодых композиторов.
Торжество прекрасной музыки

С наставником Э. Азимовым после концерта

В 2015 году Камолиддин во второй раз поступает в магистратуру. Но на сей раз, на факультет оперно-симфонического дирижирования в класс заслуженного деятеля искусств Узбекистана Э.Азимова – известного музыканта с огромным исполнительским опытом. В этом же году юноша создает камерный оркестр народных инструментов «Истиклол ешлари», презентация которого состоялась в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана.

Камолиддина Азимова можно увидеть за дирижерским пультом и других коллективов - Заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана, симфонического оркестра Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана и камерного оркестра «Туркистон». Помимо этого он является участником Республиканских фестивалей – «Навруз садолари», «Давр садолари».

К этому следует добавить и педагогическую деятельность К.Азимова, которую он успешно ведет в Государственной Консерватории Узбекистана на кафедре «Исполнительство на народных инструментах».

Среди его композиторских работ оратория «Ты восхитительна, Древняя Бухара» на стихи Х.Даврона, сюита и концерт для фортепиано с оркестром, Фантазия для двух фортепиано, пьесы, прелюдии, а также песни для голоса и фортепиано и другие. Немало произведений написано молодым автором для оркестра народных инструментов – это концерты для чанга, для кашгарского рубаба и бас дутара с оркестром, увертюры «Тасанно» и «Эътироф». В 2013 году К.Азимов по праву становится членом Союза композиторов Узбекистана.
Однако вернусь к прошедшему концерту, который явился торжеством прекрасной музыки С.Барбера, М.Махмудова, М.Бафоева, Д.Гершвина и Б.Бриттена. Это был настоящий классический вечер, каким он и должен быть в реальности – ярким, душевным и позитивным. Как всегда на высоте был камерный оркестр «Туркистон», неизменной константой которого является высокий профессионализм, которому коллектив никогда не изменяет.
Торжество прекрасной музыки

Первые скрипки оркестра «Туркистон»

Открыл концерт опус американского композитора, дирижера и пианиста Сэмюэля Барбера Адажио для струнных (ор.11), которое с первых же звуков пленило слушателей романтической природой дарования его автора. Светло-созерцательный, задумчивый образ этого произведения был мастерски воссоздан оркестром под управлением Камолиддина Азимова. Исполнение Адажио вызвало живой отклик в душе каждого слушателя, что воплотилось в горячие овации.

Продолжила классический вечер Вторая симфония Мирхалила Махмудова – одного из ярчайших композиторов Узбекистана, профессора кафедры композиции и инструментовки Ташкентской консерватории. Его перу принадлежат произведения в самых разных жанрах: это симфонии, инструментальные концерты, оратории, вокально-симфоническая поэма, сочинения для камерного оркестра и оркестра народных инструментов. Известен он и произведениями как для музыкального театра, так и своей киномузыкой.

Вторая симфония была написана Махмудовым в середине 70-х годов. Глубокая по содержанию и интересная по драматургической форме она прозвучала в тот вечер в новой редакции. Так взволнованная, стремительная, драматичная первая часть, исполненная на одном дыхании, заставила слушателей с первых же тактов сопереживать несущемуся вперед потоку звуков и чувств. Одна из самых проникновенных светло-лирических, философски-содержательных страниц творческого наследия Махмудова предстала во второй части. На какой-то миг создалось впечатление, что течение времени замедлилось, и слушатель мог как бы со стороны взглянуть на окружающую его красоту мира. Резким контрастом по отношению ко второй части выступил финал: вновь стремительность, вновь порыв и неумолимость бесконечного движения времени... С последним аккордом зал взорвался бурными аплодисментами – знак благодарности автору и исполнителям.
Торжество прекрасной музыки

Слушатели органного зала

Лауреат международных конкурсов Аскар Бигашев исполнил «Чудесное небо Ирана» для виолончели с оркестром Мустафо Бафоева – еще одного яркого представителя композиторской школы Узбекистана. Заслуженный деятель искусств республики, лауреат Государственной премии имени А.Кадыри, дирижер, профессор кафедры композиции и инструментовки Ташкентской консерватории Бафоев создал многогранное творческое наследие. Это крупные сценические произведения, симфонии и оратории, камерно-инструментальные сочинения, свыше 30 концертов для различных инструментов с оркестром большого и камерного составов, произведения для хора, оркестра народных инструментов, более 200 песен и романсов, а также киномузыка. Он написал ряд оригинальных сочинений в смешанных жанрах: опера-дастан, опера-феерия, концерт-действо, концерт-балет, соната-поэма, соната-маком и другие. И является одним из первых создателей в Узбекистане телеоперы, телебалетов и хоровой симфонии.
Творчество Бафоева отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений. Его произведения достаточно сложны для исполнения, и требуют большой эмоциональной отдачи.
Торжество прекрасной музыки

Камолиддин Азимов за дирижерским пультом

Для Аскара Бигашева было большим счастьем солировать в новом опусе Бафоева, а Камолиддину Азимову дирижировать мировой премьерой «Чудесного неба Ирана», наполненного творческой фантазией и музыкальностью автора. Его восточная сага, в которой нежность и трепетность контрастировали с безудержной страстью и силой, ввели в особое состояние как исполнителя, так и слушателя, потребовав огромного эмоционального напряжения. Оригинальная аура музыки Бафоева была передана солистом в каждом пассаже, которые аккуратно обрамляли фрагменты оркестровой партии. В итоге вновь громкие аплодисменты благодарных слушателей.
Далее прозвучали две прелюдии для струнного оркестра американского композитора 20-30-х годов XX века Джорджа Гершвина, чье становление и расцвет творчества совпали с «веком джаза». Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Он сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, балладную оперу «Порги и Бесс», Рапсодию в стиле блюз и Фортепианный концерт. С уверенностью можно сказать, что звучание прелюдий Гершвина оказалось образцовым, а сыгранность музыкантов, их включенность в исполнение этих произведений удивительной.

В завершении концерта прозвучала «Простая симфония» британского композитора, дирижера и пианиста Бенджамена Бриттена, работавшего в жанре оперы, балеты, оратории, кантаты, оркестровых произведений. О нем говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», - как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший мировую славу. Его-то Англия и дождалась.

«Простая симфония» построена на материале из сочинений Бриттена, написанных в возрасте 9-12 лет. Она состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свое название: первая – «Неистовое буре», вторая – «Игривое пиццикато», третья – «Сентиментальная сарабанда», четвертая – «Веселый финал». Уже название частей настроило слушателей на игривый лад, каждая из которых открыла Бриттена – остроумного, как молодой Прокофьева, и классичного, как «папаша Гайдн»… Оркестру удалось достаточно ярко донести до слушателей контрастное и яркое содержание каждой части симфонии.
Торжество прекрасной музыки

Поздравление Народной артистки Узбекистана М.Раззаковой

В результате получился замечательный классический вечер по-своему просветительский и дарящий настоящую радость. Каждый его номер в интерпретации «Туркистона» под чутким управлением Камолиддина Азимова принимался слушателями с энтузиазмом и аплодисментами, которые возрастали после окончания каждого из сыгранных в тот вечер произведений. Спасибо музыкантам за прекрасное исполнение классической музыки – лучшего источника молодости, обновляющего душу.


Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Открытое письмо хокиму Ташкента Джахонгиру Артыкходжаеву или почему иностранные инвесторы пока думу думают…

Температурные рекорды: июль 2019 года может стать самым жарким за всю историю

Археологи Узбекистана обнаружили легендарную Александрию Оксианскую

Стройплощадка АЭС: что на ней происходит

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова