Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Золотая коллекция скрипичных миниатюр

Золотая коллекция скрипичных миниатюр

Первый день весны порадовал ташкентцев не только началом весенней поры, но и необычным концертом. В тот вечер под сводами Органного зала Государственной консерватории Узбекистана звучала волшебная музыка. Известные узбекистанские музыканты – дипломант Международных конкурсов Сардор Джумаев (скрипка) и старший преподаватель кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства Ташкентской консерватории Татьяна Мякушко (фортепиано) приятно удивили своей концертной программой.

Золотая коллекция скрипичных миниатюр

Оба музыканта любовно создавали «Вечер скрипичных миниатюр». И в результате их совместного труда получилась интересная и яркая программа от классики к саундтреку, главными фигурантами которой явились Ее Величество Скрипка и золотая коллекция миниатюр. Кстати, последняя – любимая, но редкая гостья на концертной эстраде. Она, как правило, бывает великолепным бисом, но, чтобы целый концерт был посвящен миниатюре - явление на сегодняшний день довольно редкое.

Напомню, термин миниатюра произошел от латинского слова minium – краска, которой пользовались старинные мастера при создании маленьких иллюстраций в рукописи. Этот термин имеет несколько значений и используется в разных областях. Однако впервые он появился именно в живописи, из которой впоследствии был заимствован в литературоведении. Миниатюрой называют драматическое или лиро-эпическое произведение небольшого объема. Это стихотворения в прозе, эссе, новеллы. Существует миниатюра и в театре, представляющая собой произведение малой формы (монолог, короткая пьеса - скетч, куплет) чаще всего комедийного или сатирического характера. Театр миниатюр относится к форме камерного театра и пользуется большой популярностью. Существуют и телевизионные шоу-миниатюры. Вспомним, к примеру, российские программы «Городок» или «Шесть кадров».

Миниатюра распространилась и на музыкальные жанры в виде короткой инструментальной, вокальной или оркестровой пьесы (прелюдии, этюды, ноктюрны). Очень часто композиторы объединяют их в циклы.

Что касается программы прошедшего классического вечера, которая была заранее предопределена анонсами Сардора Джумаева на ленте мега популярного сайта facebook, то она была с музыкальной точки зрения интересной, оригинальной и весьма выигрышной для солиста, поскольку дала возможность показать как значительную виртуозность, так и кантилену. Что с блеском и продемонстрировал Сардор Джумаев.
Золотая коллекция скрипичных миниатюр

Выпускник РСМАЛ имени В.Успенского и Государственной консерватории Узбекистана, артист камерного оркестра «Туркистон» он ведет интенсивную концертную деятельность, успешно совмещая ее с педагогической. Своим самым главным педагогом молодой скрипач считает Гульнару Рифатовну Сулейманову, чью школу он достойно представил на прошедшем концерте. Ее ученики, как правило, демонстрируют завидное мастерство, хорошую сценическую выдержку и подкупают своей темпераментной, эмоциональной игрой.

Под стать Сардору Джумаеву была Татьяна Мякушко. Выпускница РСМАЛ имени Р.Глиэра (класс специального фортепиано И.М.Киреевой) и Государственной консерватории Узбекистана (класс доцента С.Д.Мошкова) она совмещает педагогическую работу на кафедре камерной музыки и концертмейстерского мастерства Ташкентской консерватории с исполнительской деятельностью. Мякушко играла в ансамбле с такими узбекистанскими музыкантами, как пианисты Анна Грингоф, Адиба Шарипова, Барно Ахмеджанова, скрипачка Елена Матвеева, флейтистка Севара Заирова, гобоист Рахматали Бекбабаев, фаготист Евгений Ким. Неоднократно выступала с солистами ГАБТа имени А.Навои народным артистом Узбекистана Нормумином Султановым, Нурмахмадом Мухамедовым и Махмудом Рузиевым, а также примой оперетты заслуженной артисткой республики Динарой Миняевой.

Однако перейду к концерту. В тот вечер безраздельно царила скрипичная миниатюра: прозвучали самые популярные произведения Г.Венявского, Н.Паганини, Ф.Крейслера, Ж.Массне, П.Чайковского и Д.Уильямса. Под завораживающие звуки скрипки и рояля, слушателей окутала атмосфера умиротворения и спокойствия, так необходимая после трудового дня.

Открылся концерт исполнением Полонеза (Ре мажор, op.4) Генрика Венявского. Замечательное произведение польского скрипача и композитора, который отличался большим вкусом и оригинальностью мысли. Этот опус с первых тактов заставил слушателей проникнуться красотой интонаций божественной музыки. Как, впрочем, и его Этюдом-каприсом (ля минор, ор.18), исполненным Джумаевым предпоследним номером концертной программы. В первом опусе мастерство скрипача – бархатистый звук то нежный, то повелительно громкий, наряду с тонким проникновением в музыкальную суть сочинения – было средством воздействия на слушателя. Второе произведение выявило другую исполнительскую сторону талантливого музыканта, когда публика была буквально захвачена его блестящим, виртуозным мастерством.

Успешным было и исполнение Венского каприса (си минор) Фрица Крейслера - австрийского скрипача и композитора. На рубеже XIX—XX веков он был одним из самых известных скрипачей мира, и по сегодняшний день считается одним из лучших исполнителей скрипичного жанра. Крейслер был талантливым композитором, среди его сочинений — струнный квартет, оперетты, каденции к скрипичным концертам Брамса и Бетховена. В наше время очень часто исполняются «на бис» его «Китайский тамбурин», «Чудесный розмарин», «Муки любви», «Радость любви» и многие другие. Игру Сардора Джумаева в Венском каприсе отличала техническая свобода, точная фразировка, живой ритм.

Великолепно исполнил солист Интродукцию и вариации на тему оперы Дж.Паизиелло «Прекрасная мельничиха» (оp.38) для скрипки соло Никколо Паганини – итальянского скрипача-виртуоза, гитариста и композитора, который был одной из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков и признанным гением мирового музыкального искусства. Его непревзойденный успех лежал не только в глубоком музыкальном даровании. Паганини поражал необычайной техникой, безукоризненной чистотой, с которой он исполнял труднейшие пассажи в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Молодой солист справился со всеми трудностями этого сложнейшего опуса, с первых звуков захватив слушателей легкостью, стремительностью, полетностью музыкального движения.
Золотая коллекция скрипичных миниатюр

С особенным интересом отнеслись они и к «Размышлению» из оперы «Таис» Жюля Массне - французского композитора, работавшего в таких жанрах, как оратория, балет, произведения для оркестра, музыка к спектаклям, фортепианные пьесы, песни и другие музыкальные произведения. Однако известность он получил, благодаря своим операм, которых у него свыше тридцати. Чаще других ставятся две из них - «Манон» и «Вертер». А вот его лирическая опера «Таис», либретто которой написано по одноименному роману Анатоля Франса, повествующего о жизни Святой Таис Египетской, достаточно редко попадает в репертуар театров из-за сложной партии главной героини, требующей виртуозного исполнения. Однако большой известностью пользуется интермеццо из второго акта «Таис» (так называемая «медитация» или «размышление») для скрипки соло и оркестра. Этот фрагмент часто исполняется отдельно, как это имело место в прошедшем концерте. Сочный, объемный, теплый, согретый сердечностью души звук скрипки солиста был подобен человеческому голосу, который органично сливался с роялем.

Далее прозвучала «Цыганская рапсодия» Мориса Равеля - французского композитора - импрессиониста, дирижёра, одного из реформаторов музыки XX века. В его музыкальных опусах - великолепного мастера музыкального колорита - сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. Рапсодия прозвучала творчески свободно. Ощутим был личностный подход к сохранению целостности формы, чему способствовала продуманная, логичная фразировка Джумаева. Слушая его игру, не задумываешься над преодоленными техническими сложностями, а получаешь удовольствие. Свидетельство этому – благодарные овации слушателей.

Поэтично прозвучала тема из саундтрека к фильму «Список Шиндлера» Джона Уильямса – выдающегося американского кинокомпозитора и дирижера, пятикратного лауреата премии Оскар за музыку к фильмам «Скрипач на крыше», «Челюсти», «Звездные войны. Эпизод IV. Новая надежда», «Инопланетянин», «Список Шиндлера». Она не только не потеряла своей красоты, но, на мой взгляд, приобрела новые личностные, собственные оттенки. Публика достойно оценила глубоко прочувствованную мелодию Уильямса, проникновенное исполнение скрипача и чуткий аккомпанемент пианистки громом аплодисментов.

Завершил программу известный «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» (переложение для скрипки и фортепиано) гения русской музыки Петра Ильича Чайковского, прекрасная музыка которого не оставляет равнодушным никого. Красивую мелодию Танца скрипка «пела» ласково и нежно. Финальный номер концертной программы прозвучал творчески свободно, с завидным исполнительским блеском. В результате зал взорвался бурными аплодисментами. На бис музыканты повторили полюбившееся «Размышление» Массне. И вновь оглушительные овации, скандирование «Браво» и цветы, цветы, цветы...
Золотая коллекция скрипичных миниатюр

Отмечу и Татьяну Мякушко, на долю которой так же выпала большая творческая нагрузка. Слушатели по достоинству оценили ее сдержанную и эмоциональную манеру исполнения. Она творила музыку, управляя ею. Всю программу отличала добротная ансамблевая сыгранность, разнообразие звучания, тонкость нюансов, хороший строй, выверенная фразировка.

«Вечер скрипичных миниатюр» стал настоящим подарком для истинных гурманов, способных оценить красоту музыкальной формы, прочувствовать все неповторимое богатство и разнообразие неуловимых переходов настроения мелодии и гармонии. Уверена, тот, кто пришел на этот концерт - не пожалел. Исполнителям удалось создать праздничное настроение, ощущение радости жизни, ожидания счастья и любви, восторга перед красотой пробуждающейся весенней природы. После того, как отгремели аплодисменты, невольно возникла мысль: «Сколько труда вложено исполнителями в эту восторженную оценку слушателей». Дальнейших успехов вам, Сардор и Татьяна!

Инесса Гульзарова, музыковед.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Гражданин Узбекистана, проживающий в США, в конце концов, сознался в оказании помощи ИГИЛ

Опубликован архивный снимок Шавката Мирзиёева

Внимание, розыск: в Ташкенте у беспечного водителя угнали «Спарк» (видео)

Резкий скачок: курс доллара вырос до 9061 сума

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова