Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Успех «шедевров ушедшего века»

Успех «шедевров ушедшего века»

В последнее время часто можно услышать суждение о том, что все прекрасное было создано во времена классиков и романтиков, а в современном мире ничего хорошего композиторами уже и не пишется. Этот миф развеял на днях Заслуженный коллектив Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики Исмаил Джалилов) под управлением Гайрата Абрарова, исполнив великолепные произведения Мориса Равеля, Сэмюэля Барбера, Жан-Пьера Ревербери, Астора Пьяццолы и Франсиса Пуленка. Солистами в тот вечер выступили замечательные ташкентские музыканты: солист НСО Икбол Имамов (гобой), а так же лауреаты Международных конкурсов Марат Гумаров и Мадина Файзиева (фортепиано).

Успех «шедевров ушедшего века»

Забегая вперед, скажу, что концерт имел грандиозный успех, каждый его номер слушатели оценивали бурными аплодисментами и криками браво, а по его окончании многие поклонники классической музыки спрашивали у меня о дирижере «Шедевров ушедшего века». Этим и объясняется мое отступление в виде штрихов к портрету Гайрата Абрарова - представителю молодого поколения дирижеров Узбекистана.

Он родился в семье музыкантов. Его отец – Шавкат Абраров был вокалистом и замечательной души человеком, а мать – Мавжуда Абрарова – прекрасная пианистка и добрая хранительница домашнего очага. В их гостеприимном доме музыка звучала постоянно. И, несмотря на занятость, родители уделяли много внимания своему младшему сыну Гайрату. Поэтому не случайно, а закономерно он закончил известную специализированную музыкальную школу имени Р.М.Глиэра (ныне лицей) по классу гиджака (педагог Б.М.Яминов), затем поступил в Государственную консерваторию Узбекистана, где учился вначале как бакалавр на народном отделе (класс гиджака профессора М.И.Ташмухамедова и класс дирижирования профессора Ф.Р.Абдурахимова), а потом последовали магистратура по специальности оперно-симфоническое дирижирование (класс профессора З.В.Хакназарова) и ассистентура-стажировка (класс профессора В.Б. Неймера).

То, что вначале родители, а потом и педагоги вложили в Гайрата Абрарова - не только физически, но и духовно - большую часть себя, сегодня прекрасно в нем развиваются. Он с удовольствием исполняет симфонический репертуар, который включает симфонии Л.Бетховена, Й.Брамса, А.Дворжака, П.Чайковского, С.Прокофьева, М.Таджиева, инструментальные концерты Ф.Шопена, Ф.Листа, Э.Грига, Й.Брамса, С.Рахманинова, Ф.Амирова, а также немало оркестровых опусов как композиторов западноевропейской классики, так и Узбекистана. С не меньшим удовольствием обращается Абраров и к дирижированию спектаклей Музыкального театра комедии и оперетты. В его репертуаре – «Аршин мал алан» У.Гаджибекова, «Украденная невеста» Г.Канчели, «Любовный вертеж» Д.Ильина, «Тетя, я женюсь» А.Икрамова, «Наша Майсара» А.Эргашева. На его счету выступления с симфоническим оркестром Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана, с заслуженным коллективом Национальным симфоническим оркестром Узбекистана, со студенческим оркестром узбекских народных инструментов, которым он руководит в течение шести лет, а также камерным оркестром «Юные дарования Узбекистана».

Осенью прошлого года Гайрат Абраров стал художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана. В отличие от многих дирижеров-диктаторов старшего поколения, он, как и многие его молодые коллеги, является дирижером-участником одной команды, которая ищет и находит совместные решения. Атмосфера сотрудничества и взаимной доброжелательности эффективно способствует успеху концертных программ, над которыми музыканты работают в полной гармонии со своим руководителем. Абраров намеренно избегает легких путей. Строить творческий процесс по упрощенной схеме ему просто неинтересно. Главным для него в сотрудничестве с оркестром является качество. Однако «качество» само по себе включает в себя множество параметров. Например, то, что дирижер обязан хорошо представлять, как произведение должно звучать. Затем, в работе с оркестром он должен достичь совпадения, чтобы реальное звучание соответствовало его представлению. Это упомянутое качество и было предъявлено на прошедшем концерте.

Программу открыл музыкальный опус Мориса Равеля - крупнейшего французского композитора, дирижера, одного из реформаторов музыки ХХ века. В его музыкальных опусах — великолепного мастера музыкального колорита — сочетаются импрессионистическая мягкость и размытость звучаний с классической ясностью и стройностью форм. Впрочем, приведу убедительное высказывание о музыке Равеля выдающегося пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера: «Она слишком динамична, темпераментна, чтобы быть типично импрессионистской, и слишком многоцветна, красочна, колоритна, чтобы совсем не быть ею». Морис Равель является автором опер, балетов, знаменитого «Болеро», фортепианных и оркестровых опусов.

В концерте прозвучала четвертая пьеса «Альборада» (полное название «Alborada del gracioso» — «Утренняя серенада шута») из цикла фортепианных пьес «Отражения», который композитор написал в 1905 году. «Альборада» - это второе после «Хабанеры» обращение Равеля к испанской тематике. За прошедшее десятилетие он многое узнал и прочувствовал, расширил понимание национальной характерности. А в 1909 году композитор сделал оркестровую редакцию этой пьесы, для которой нашел тембровые краски, расцветившие ее рисунок, и в этом облике она обрела новую выразительность — редкий случай, когда обе версии оказываются равно убедительными.

Оркестру под управлением Абрарова удалось не только виртуозно исполнить «Альбораду», но и передать отзвуки гитары и кастаньет, а также увлечь слушателей живостью и темпераментностью, богатством красок, сопоставлениями пения и инструментальных наигрышей.

Далее прозвучало Адажио для струнных ор.11 Сэмюэля Барбера - американского композитора, дирижера, пианиста. Он является автором многочисленных произведений различных жанров, среди которых и принесшие ему мировую известность. Это Адажио для струнного оркестра, оркестровые эссе № 1 и № 2, Кэприкорнский концерт для флейты, гобоя, трубы и струнных (Capricorn Concerto), виолончельная и фортепианная сонаты (соната для фортепиано впервые исполнена Владимиром Горовицем). А также опера «Ванесса», в которой раскрылся талант Барбера как музыкального драматурга.

В течение своей жизни Барбер получил множество премий и наград, в том числе дважды Пулитцеровскую премию (1958 и 1963): в первый раз премия была присуждена ему за оперу «Ванесса», которая одновременно получила и Премию критики; во второй – за фортепианный концерт № 1.

Экспрессивная природа музыкального дарования Барбера – в основном романтическая, лирическая. Именно поэтому в период творческого становления его не привлекла ни одна из «систем», возникших в музыке ХХ века – ни неоклассицизм Стравинского, ни атонализм, ни додекафония Шёнберга. Барбер предпочел им выразительные средства ХIХ века, и на этой основе рано сумел выработать технически совершенный стиль, главными признаками которого можно считать объективность и нейтральность.
Успех «шедевров ушедшего века»

Его Адажио для струнных, исполненное в концерте совершенно глубоко и осмысленно, отличается мастерством формы, богатством фактуры и блестящей техникой инструментовки. Гайрат Абраров сдержанно и внимательно управлял оркестрантами, передав, таким образом, искренность и трепет музыки Барбера. Впечатляющая интерпретация струнной группы Национального симфонического оркестра Узбекистана доказала правильность выбора.

Следующим номером стало исполнение чудесной миниатюры Жан-Пьера Ревербери «Прелюдия любви» - итальянского композитора, аранжировщика, дирижера и художественного руководителя всемирно известного оркестра «Rondò Veneziano», который с завидной регулярностью радует поклонников разнообразными концертными программами. В репертуаре коллектива наряду с опусами Бетховена, Вивальди, Моцарта, Баха и многих других композиторов и музыка самого Ревербери, которая отличается эмоциональностью, это – смесь экспрессии и глубокой лиричности. «Прелюдию любви» сыграл Икбол Имамов в сопровождении оркестра. Как безукоризненная техника, так и красивый звук его гобоя, а также замечательная фразировка позволили ему воссоздать волнующую красоту этой меланхолической пьесы.

А потом прозвучал «Обливион» (в переводе с английского «Забвение») Астора Пьяццолы – аргентинского музыканта и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения значительно обогатили традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. На родине в Аргентине он известен как «Великий Астор».

Пьяццолла ушел из жизни в июле 1992 года, а в феврале 1993 года в Лос-Анджелесе он был номинирован на премию «Грэмми» 1992 года за произведение «Обливион» в категории «лучшая инструментальная композиция». Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших произведений Астора Пьяццоллы. И в этом номере концертной программы снова блестяще солировал Икбол Имамов, выразительно передав своим гобоем философию красоты и гармонии «Обливиона». Под стать ему был и аккомпанемент оркестра под чутким управлением Гайрата Абрарова. Настоящий гром оваций стал отражением технической виртуозности и окрыляющей одухотворенности, которыми переливалось это исполнение.

Финальным апофеозом прозвучал Концерт для двух фортепиано ре минор (ор.61) Франсиса Пуленка – французского композитора, пианиста, критика, виднейшего из участников французской «Шестерки» - творческой организации из шести композиторов. Он принадлежит к плеяде талантливых авторов, закрепивших международный престиж французской музыки, установленный Дебюсси и Равелем. Творчество Пуленка живет не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Исполняются его оперы и кантаты, инструментальные сочинения и балеты, романсы и хоровые опусы. Музыка Пуленка никогда не отличалась особо смелым новаторством; отмеченная духом современности, она вместе с тем определялась национальными французскими традициями и, быть может, именно поэтому неизменно сохраняла живое воздействие на слушателей.

Так было и на прошедшем концерте. Благородный сдержанный лиризм Концерта для двух фортепиано, его жизнерадостность, юмор, задушевность и образность нашли отклик и в сердцах ташкентской аудитории. Участие пианистов Марата Гумарова и Мадины Файзиевой, безусловно, украсило классический вечер «Шедевров ушедшего века». Мы услышали интеллектуальную, элегантную и благородную игру пианистов в ансамбле с оркестром. Их исполнение технически безупречное, ясное и четкое отличалось простотой и искренностью, причем над всем исполнением властвовал стальной ритм. Музыканты выразительно подали лирическую вторую часть и с легкостью сыграли технически сложную третью часть, продемонстрировав эмоциональную сторону концерта, который российский композитор Леонид Десятников назвал одним из самых гениальных, созданных в этом жанре в ХХ столетии.
Успех «шедевров ушедшего века»

Фото после концерта (слева направо): Г.Абраров, М.Файзиева и М.Гумаров


С последним аккордом зал взорвался бурными аплодисментами. И в этот момент вдруг вспомнились слова великого русского композитора Сергея Рахманинова: «Музыка, прежде всего, должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством». Прошедший концерт стал еще одним подтверждением истинности данного высказывания, ведь каждый из исполнителей подарил слушателям частичку своей души, частичку своего сердца, и благодарные слушатели выразили свой восторг этой преданности искусству, цветами, бурными, продолжительными аплодисментами и криками «Браво!»


Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото: Евгений Сорочин
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Гражданин Узбекистана, проживающий в США, в конце концов, сознался в оказании помощи ИГИЛ

Опубликован архивный снимок Шавката Мирзиёева

Внимание, розыск: в Ташкенте у беспечного водителя угнали «Спарк» (видео)

Революционное решение: в Узбекистане вводится система субсидирования авиаперевозчиков чартерных рейсов из зарубежных стран

expo
Похожие статьи
Теги
Инесса Гульзарова