Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Выставка «Хлопок одной ладони», открывшаяся 28 октября 2016 года в ташкентской арт-галерее «ZERO LINE», больше всего напоминает, пожалуй, буддистскую притчу. Есть в ней и глубина, и несколько слоев смысла, и внешние противоречия, складывающиеся в итоге в цельность.

Основная идея выставки – связь буддийской философии и искусства. В том числе и древнего искусства нашей страны, поскольку именно через Узбекистан буддизм шел на Восток: в Китай, Корею, Японию. На юге республики найден целый ряд монастырей и храмов с остатками росписи. И, как отмечает археолог и искусствовед В. Карасев, вполне вероятно, что первые изображения Будды как человека, а не условного символа, зародились именно здесь в I-II веке н.э.

Документальный фильм Гавхар Вахидовой «Путешествие в древний, таинственный буддизм Средней Азии», демонстрирующийся на мониторах в фойе, рассказывает об археологических памятниках прошлого. А в залах – наглядные, осязаемые свидетельства жизни буддизма в настоящем. Удивительную коллекцию икон-танка, принадлежащую художнику Вячеславу Ахунову, дополняют изображения Будды из сгоревшего бурятского дацана и картины наших современников.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Как рассказывает В.Ахунов, иконы были переданы ему на хранение ламами из Иволгинского дацана в Бурятии. Сохраняя танка от уничтожения атеистами, ламы вывозили их в Ташкент. Это и спасло произведения искусства от пожара, вспыхнувшего однажды в храме. В огне погибли изображения Будды, иконы, книги…

Ламы не решились спасти ничего: ведь огонь – один из главнейших символов Будды. Они приняли пожар, как наказание за свои несовершенства. На пепелище удалось отыскать статую Будды без руки, голову и две правые руки от других статуй. Эти реликвии тоже перекочевали к Вячеславу Ахунову.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Сокровища хранились у него – а тем временем сменился государственный строй, буддизм вышел из-под запрета. Ламы, приезжая в Ташкент, могли свободно носить свои шафранные одежды. Но забирать реликвии они отказались – богатейшая коллекция перешла в собственность художника.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Это собрание и составило основу выставки. Однако оно было осмыслено и творчески дополнено организаторами.

Нужно признаться, что композиция вызывает ассоциации скорее не из буддизма, а из индуизма. Невольно вспоминается троица-Тримурти, составляющая основу мироздания: созидание – сохранение – разрушение. И начинается все именно с разрушения.

В первом зале однорукий Будда смотрит на экран, где демонстрируется уничтожение статуй Будды в Бамиане (Афганистан). Талибаны варварски разрушили их в 2001 году. На других экранах – фильм о храмах Бамиана и разрушение скульптуры в сирийском музее. Однако Будда остается бесстрастен. Ведь, отвечая злом на зло, мы всего-навсего увеличиваем количество зла.

Здесь же находится инсталляция «12 желаний и бесконечность» Нормурода Негматова. На полу – та самая, уцелевшая в пожаре голова Будды на небольшом постаменте, засыпанная гильзами от патронов. В день открытия выставки в первом зале был показан перфоманс. Одетая в черное актриса фотографировалась на фоне скульптур, затем долго швыряла в Будду гильзами и, наконец, «добила» его гранатой. После чего сделала финальное селфи. Все это оставило крайне тягостное, гнетущее ощущение, что, несомненно, свидетельствует: авторы добились своей цели и перфоманс, осуждающий терроризм и бездуховность, определенно удался.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Тем не менее, от торжества разрушения, демонстрируемого в первом зале, хотелось скорее перейти к другой части триады – сохранению. О нем повествуют не только многочисленные иконы на ткани, но и буддистские сутры XIX века, а также сияющий огнями алтарь.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Здесь же представлен третий принцип – созидание. Выставку украсили работы знаменитых узбекистанских художников, в своем творчестве обращавшихся к теме буддизма. Это три литографии Медата Кагарова из «Турфанской серии», полотна Лекима Ибрагимова и Шахноз Абдуллаевой. Их неожиданным штрихом дополняют серебряные украшения ювелира Алёны Гуревич и художника Алексея Дмитриева, выполненные в стиле архаики.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

И в качестве эпиграфа ко всему собранию зрителей встречает и провожает у входа диптих Вячеслава Ахунова «Буддистская мантра «Ом мани падме хум». На двух белоснежных холстах – небольшие силуэты Будды. Левый заполнен санскритскими надписями – это звучание мантры. Правый же силуэт девственно чист. В нем слышится то самое молчание, в котором только и можно постигнуть сущность божественного.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Увидеть выставку своими глазами можно до 1 декабря 2016 года.

Анна Ним.
Фото автора.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Сегодня ночью вспыхнул один из супермаркетов сети "Makro"

Самый сильный человек Узбекистана установил новый национальный рекорд (видео)

Саида Мирзиёева назвала самые насущные проблемы школ Узбекистана

Стала известна дата запуска поезда из Ташкента на Иссык-Куль

expo
Похожие статьи
Теги
Анна Ним