Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Выставка «Хлопок одной ладони», открывшаяся 28 октября 2016 года в ташкентской арт-галерее «ZERO LINE», больше всего напоминает, пожалуй, буддистскую притчу. Есть в ней и глубина, и несколько слоев смысла, и внешние противоречия, складывающиеся в итоге в цельность.

Основная идея выставки – связь буддийской философии и искусства. В том числе и древнего искусства нашей страны, поскольку именно через Узбекистан буддизм шел на Восток: в Китай, Корею, Японию. На юге республики найден целый ряд монастырей и храмов с остатками росписи. И, как отмечает археолог и искусствовед В. Карасев, вполне вероятно, что первые изображения Будды как человека, а не условного символа, зародились именно здесь в I-II веке н.э.

Документальный фильм Гавхар Вахидовой «Путешествие в древний, таинственный буддизм Средней Азии», демонстрирующийся на мониторах в фойе, рассказывает об археологических памятниках прошлого. А в залах – наглядные, осязаемые свидетельства жизни буддизма в настоящем. Удивительную коллекцию икон-танка, принадлежащую художнику Вячеславу Ахунову, дополняют изображения Будды из сгоревшего бурятского дацана и картины наших современников.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Как рассказывает В.Ахунов, иконы были переданы ему на хранение ламами из Иволгинского дацана в Бурятии. Сохраняя танка от уничтожения атеистами, ламы вывозили их в Ташкент. Это и спасло произведения искусства от пожара, вспыхнувшего однажды в храме. В огне погибли изображения Будды, иконы, книги…

Ламы не решились спасти ничего: ведь огонь – один из главнейших символов Будды. Они приняли пожар, как наказание за свои несовершенства. На пепелище удалось отыскать статую Будды без руки, голову и две правые руки от других статуй. Эти реликвии тоже перекочевали к Вячеславу Ахунову.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Сокровища хранились у него – а тем временем сменился государственный строй, буддизм вышел из-под запрета. Ламы, приезжая в Ташкент, могли свободно носить свои шафранные одежды. Но забирать реликвии они отказались – богатейшая коллекция перешла в собственность художника.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Это собрание и составило основу выставки. Однако оно было осмыслено и творчески дополнено организаторами.

Нужно признаться, что композиция вызывает ассоциации скорее не из буддизма, а из индуизма. Невольно вспоминается троица-Тримурти, составляющая основу мироздания: созидание – сохранение – разрушение. И начинается все именно с разрушения.

В первом зале однорукий Будда смотрит на экран, где демонстрируется уничтожение статуй Будды в Бамиане (Афганистан). Талибаны варварски разрушили их в 2001 году. На других экранах – фильм о храмах Бамиана и разрушение скульптуры в сирийском музее. Однако Будда остается бесстрастен. Ведь, отвечая злом на зло, мы всего-навсего увеличиваем количество зла.

Здесь же находится инсталляция «12 желаний и бесконечность» Нормурода Негматова. На полу – та самая, уцелевшая в пожаре голова Будды на небольшом постаменте, засыпанная гильзами от патронов. В день открытия выставки в первом зале был показан перфоманс. Одетая в черное актриса фотографировалась на фоне скульптур, затем долго швыряла в Будду гильзами и, наконец, «добила» его гранатой. После чего сделала финальное селфи. Все это оставило крайне тягостное, гнетущее ощущение, что, несомненно, свидетельствует: авторы добились своей цели и перфоманс, осуждающий терроризм и бездуховность, определенно удался.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Тем не менее, от торжества разрушения, демонстрируемого в первом зале, хотелось скорее перейти к другой части триады – сохранению. О нем повествуют не только многочисленные иконы на ткани, но и буддистские сутры XIX века, а также сияющий огнями алтарь.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Здесь же представлен третий принцип – созидание. Выставку украсили работы знаменитых узбекистанских художников, в своем творчестве обращавшихся к теме буддизма. Это три литографии Медата Кагарова из «Турфанской серии», полотна Лекима Ибрагимова и Шахноз Абдуллаевой. Их неожиданным штрихом дополняют серебряные украшения ювелира Алёны Гуревич и художника Алексея Дмитриева, выполненные в стиле архаики.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

И в качестве эпиграфа ко всему собранию зрителей встречает и провожает у входа диптих Вячеслава Ахунова «Буддистская мантра «Ом мани падме хум». На двух белоснежных холстах – небольшие силуэты Будды. Левый заполнен санскритскими надписями – это звучание мантры. Правый же силуэт девственно чист. В нем слышится то самое молчание, в котором только и можно постигнуть сущность божественного.
Уцелевшее в огне: выставка буддистских икон и скульптур

Увидеть выставку своими глазами можно до 1 декабря 2016 года.

Анна Ним.
Фото автора.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте врач спас ребенка, сердце которого остановилось прямо на улице (видео)

Дело предпринимателя Умара Раджабова: владельцы квартир заявили, что они не являются пострадавшими

«Нас выгоняют на улицу» - родители юных спортсменов обратились к Алишеру Усманову

Из Мирабадского суда по уголовным делам сбежали двое подсудимых

expo
Похожие статьи
Теги
Анна Ним