14.2 C
Узбекистан
Суббота, 26 сентября, 2020

Из сказок дервишей

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

У знаменитого Чиназского рыбного базара в Ташобласти будет новый хозяин

Как следует из постановления Президента страны от 29 августа 2020 года "О мерах по поддержке и повышению...

Во Владивостоке обнародовали подробности осуждения на 8 лет гражданки Узбекистана за пособничество «Катибат аль-Тавхид валь джихад»

11 июня 2019 года Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена...

Подпишитесь на нас

51,602участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,250участниковПодписаться
Из сказок дервишей

Часть 3

Часть 2: https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/13968-iz-skazok-dervishey.html
Часть 1: https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/13791-iz-skazok-dervishey.html

Капля дождя ищет приюта в реке,
И река принимает ее в свои берега.

ИСЦЕЛЕНИЕ ЭМИРА

У одного из правителей рода Саманидов, эмира Мансура ибн Нуха ибн Насра, случилась болезнь, которая перешла в паралич, и он оказался прикованным к месту. И врачи в лечении его показали себя бессильными.

Эмир Мансур послал человека и пригласил для этого лечения Мухаммада ибн Закарийа Рази. Тот доехал до Аму, но, когда достиг берега Джейхуна и увидел Джейхун, сказал: «Я не сяду в лодку. Говорит всевышний Аллах: «Не бросайтесь собственными руками к гибели!». И, конечно, неблагоразумно ступить в этакое гибельное место по своей воле».

И пока человек эмира ездил в Бухару и вернулся обратно, он составил «Книгу Мансура», вручил ее тому человеку и сказал: «Я весь в этой книге. Этой книгой достигнута твоя цель, во мне же нужды нет».

Когда книгу доставили эмиру, он огорчился. Затем послал тысячу динаров, отборного коня и все снаряжение и сказал: «Проявите полную учтивость, если же проку не будет, свяжите его по рукам и ногам, втащите в лодку и перевезите». Так и сделали. Просьбам он не внял, его связали по рукам и ногам, втащили в лодку и переправили. И тогда руки и ноги его развязали и подвели к нему под уздцы коня со всем снаряжением. А он, веселый, вскочил на коня и направился в Бухару.

Задали вопрос: «Мы опасались, что, когда перейдем реку и освободим тебя, ты начнешь с нами ссору. Ты этого не сделал, и не увидели мы у тебя недовольства». Он сказал: «Я знаю, что каждый год двадцать тысяч человек переправляются через Джейхун и не тонут и я тоже не утону. Но ведь есть и такая опасность, что утону. А если утону, то до Дня воскресения будут говорить: «Глупый человек Мухаммад ибн Закарийа! Он по своей воле сел в лодку — вот и утонул!». И тогда я окажусь в числе порицаемых, а не в числе прощенных».

Когда он прибыл в Бухару, эмир принял его, и они увидели друг друга. И врач приступил к лечению, и проявил усердие, но никакого облегчения не наступило.

Однажды он вошел к эмиру и сказал: «Завтра я применю другое лечение. Но ради этого лечения придется потерять такого-то коня и такого-то мула». А это были два верховых животных, знаменитых в беге, так что за ночь они проходили сорок фарсангов.

И вот на другой день он вывел эмира из дворца и доставил в баню у ручья Мулийан. А ту лошадь и мула с подтянутой подпругой держали у дверей бани, и обязанности стремянного он поручил своему гуламу. И не пускал в баню никого из слуг и домашних.

Затем он усадил царя посреди бани, и облил его несколько раз теплой водой, и особое питье, которое он приготовил, отведал сам и дал ему выпить. И выждал, пока микстура в суставах наберет силу.

Тогда он вышел и надел одежду, вернулся, встал перед эмиром и начал говорить всякие бранные слова: «Ах, так тебя и так! Ты приказал, чтобы меня связали и бросили в лодку, покушаясь на мою жизнь? Если я за это не отниму у тебя жизнь, я — не сын Закарийи!».

Эмир крайне разгневался и приподнялся со своего места на коленях. Мухаммад ибн Закарийа вытащил нож и приумножил грубость. Эмир, наполовину от гнева, наполовину от страха, поднялся совсем. А Мухаммад ибн Закарийа, увидев эмира на ногах, повернулся и вышел из бани. Он и гулам — оба сели: один — на коня, другой — на мула, и направились к Аму.

К следующему намазу врач уже переправился через реку и до Мерва нигде не остановился. Когда он в Мерве сошел с коня, то написал эмиру письмо: «Да будет долгой жизнь падишаха в здравии тела и действенности приказа! Я начал лечение и применил все, что было возможно. Однако лечение естественное сильно бы затянулось. Я отказался от него и прибег к лечению психическому. Доставил в баню, дал особое питье и выждал, пока жидкость в суставах обретет полную силу. Тогда я разгневал тебя, дабы твой гнев растворил бы ту вступившую в действие микстуру. После этого лучше нам с тобой не встречаться».

А когда эмир встал на ноги, а Мухаммад ибн Закарийа вышел и сел на коня, эмир тотчас же потерял сознание. Когда он пришел в себя, то вышел из бани, крикнул слуг и спросил: «Где врач?». Ответили: «Он вышел из бани, вскочил на коня, а гулам его — на мула, и ускакали».

Лишь тогда эмир понял, какова была цель врача.

Итак, он вышел из бани на своих ногах. Весть пошла по городу. Слуги, близкие и подданные — все радовались, раздавали милостыню, приносили жертвы и праздновали. А врача, сколько ни искали, не могли найти.

На седьмой день прибыл гулам Мухаммада ибн Закарийа верхом на том муле, а коня он вел под уздцы. И доложил о письме.

Эмир прочел письмо, подивился, и простил его, и пожаловал ему коня со всем снаряжением, верхнее платье, чалму, оружие, гулама и невольницу. И повелел, чтобы ежегодно выдавали ему две тысячи золотых динаров и двести харваров зерна. И этот почетный дар и жалованную грамоту послал ему с именитым человеком в Мерв.

Так эмир обрел полное исцеление, а Мухаммад ибн Закарийа, достигнув цели, вернулся домой.

СКАЗАНИЕ О ПЕСКАХ

Река, начав путь от источника в далеких горах, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все другие преграды, река попыталась одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере продвижения в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь лежит через пустыню, положение казалось безвыходным.

Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

– Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем.

Река возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
– Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра, и он доставит тебя к месту назначения.

– Но как это может произойти?

– Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее, да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее когда-нибудь снова?

– Ветер, – продолжал песок, – именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

– Но как я могу проверить это?

– Это так, и если ты не веришь этому, то не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой.

– Но как же я смогу остаться такой же, какой я являюсь сегодня?

– Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, – отвечал шепот. – Переноситься и вновь становиться рекой – твоя суть. И даже свою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за самое себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной.

В ответ на эти слова что-то шевельнулось в памяти реки. Смутно припомнила она состояние, в котором была когда-то – то ли она, то ли какая-то ее часть… И речка отдалась в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил ее вниз. А, поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своей памяти более основательно подробности этого опыта.

– Да, теперь я узнала свою истинную сущность, – размышляла река. А пески в ответ шептали:

– Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах и поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что тот путь, которым должен пролиться поток жизни в своем путешествии, осуществляя свою непрерывность, записан на песке…

ДВА ИСПЫТАНИЯ

Великого учителя суфийской традиции Насреддина в некоем городе пригласили выступить перед желающими обрести знания. Он назначил свое выступление на два часа дня. Ровно в два часа от него передали сообщение, что по непредвиденным обстоятельствам начало беседы переносится. В четыре часа дня учителя все еще не было, и люди начали понемногу покидать зал. Когда пробило шесть часов, наконец вошел, пошатываясь, Насреддин. Казалось, пьяный в стельку, он тут же подсел к сидевшей в первом ряду красивой девушке и начал с ней любезничать. Люди стали подниматься со своих мест, удивляясь и негодуя. Насреддин попытался встать, чтобы взойти на минбар, – и, не устояв на ногах, свалился на пол…

Люди расходились, громко возмущаясь. Зал быстро пустел, и вот в нем осталось всего девять человек.

Тогда Насреддин встал. Он был трезв, глаза его излучали свет. Он сказал:

– Вы, оставшиеся здесь, выдержали два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины и мужество принимать происходящее без осуждения и оценки. Вы и есть те, кому суждено меня услышать…

Подготовила Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Страны, не признавшие легитимность Лукашенко после инаугурации

В правительстве Германии сказали, что не готовы признать Лукашенко президентом даже после инаугурации, пишет Meduza. С подобными...

Руководство трех каршинских рынков пошло под суд

Руководители администрации трех рынков города Карши были привлечены к административной ответственности. Инспектор профилактики составил на них протокол за игнорирование требования Специальной комиссии...

Зачем Ташкенту заморские растения-наркоманы, или почему власти города тратят деньги на покупку саженцев из-за рубежа (видео)

Корреспонденты NUZ.Uz побывали в ботаническом саду, где познакомились с почвоведом, руководителем питомника древесных растений и кустарников Расулом Есовым. Специалист рассказал, что в...

В Ростовской области свернули палаточный лагерь узбекистанских мигрантов

На станции Лихая в Ростовской области России свернут палаточный лагерь узбекистанских мигрантов. Находившиеся в нем люди поездами и автобусами отправлены на родину.

Состоялась рабочая встреча Президента Республики Узбекистан и Первого Президента Республики Казахстан

25 сентября состоялась рабочая встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Больше похожих статей