Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Бурными аплодисментами, криками «Браво!» и благодарными улыбками слушателей сопровождался недавний концерт лауреата Международных конкурсов, концертмейстера камерного оркестра «Туркистон» Динары Сабитовой, с успехом выступившей с любимым коллективом под управлением его художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана. Этот классический вечер собрал немало людей, среди которых педагоги и студенты консерватории, учащиеся музыкальных школ искусств, художественных колледжей столицы, а также поклонники хорошей классической музыки и таланта молодой скрипачки.

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Слагаемые успеха Динары Сабитовой очевидны – она молода, обаятельна, артистична, и при всём этом – замечательный музыкант. У нее классное образование, прекрасная техника, мобильность и признание публики. Очередной успех ташкентской скрипачки, подобно вспышке, «высветил» в моей памяти интервью Григория Соколова, в котором известный пианист признался: «Музыка, вообще искусство - это такая область, где счастливо пребывать и невыносимо служить. Служба в нашей профессии - страшная вещь. Ну, во-первых, сразу вместо слова «игра» появляется слово «работа». Надо бы поговорить с лингвистами, выяснить… Во многих-многих языках применительно к музыкантам употребляется выражение «он играет», и никто не говорит «он работает». Это очень важный момент. Искусство — это игра. Это и удовольствие, и мучение, - все вместе…» И с Соколовым нельзя не согласиться. А чтобы добиться успеха, необходимо не только обладать талантом, но и любить сам путь к достижению вершин мастерства: усердно трудиться, проводя часы работы над собой, терпеливо воспитывая в себе настоящего профессионала. Безусловно, у Динары Сабитовой такие черты характера и творческий потенциал присутствовали с раннего детства, а значит, благодаря настойчивости и терпению, она могла стать одной из самых ярких исполнительниц. И она ею стала.

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Динара родилась в семье служащих. Её родители, великие труженики и глубоко порядочные люди, всем сердцем любили классическую музыку, постоянно звучавшую в их гостеприимном доме. Они с удовольствием слушали записи любимых исполнителей, смотрели телевизионные трансляции с их участием, ходили на концерты классической музыки. Каждый из них окончил музыкальную школу: мама – по классу фортепиано, а папа – баяна. К тому же тетя Динары – Фарида Сабитова - закончила музыковедческое отделение Ташкентской консерватории, выбрав стезю профессионального музыканта. Так что музыка окружала девочку с детства, и разговоров о ней в доме хватало сполна. Поэтому, наверное, неслучайно, а закономерно маленькой Динаре, однажды приснился сон: играющие на скрипке дети, ее трепетное желание прикоснуться к этому чуду, негативная реакция детишек, от которой она чуть было, не расплакалась, однако проснувшись, поняла, что это был всего лишь сон. Тем не менее, оказавшись в его плену, Динара попросила родителей купить ей скрипку. Малышке в ту пору было пять лет, и именно с этого возраста она начала обучаться игре на инструменте, который выбрала сама. Восторг, который девочка испытала оттого, что впервые прикоснулась к скрипке, она помнит до сих пор.

Для каждого человека очень важен его первый педагог, который сможет заинтересовать и указать нужный путь. Для Динары им стал (в РСМАЛ имени В.А.Успенского) известный музыкант, заслуженный работник культуры Узбекистана, почетный профессор М.Н.Зайко, создавший прочный фундамент для ее дальнейшей творческой деятельности. Ей посчастливилось учиться у Марка Николаевича в течение всего школьного периода, и именно он ей дал путевку в большую творческую жизнь. Далее было поступление в Государственную консерваторию Узбекистана, где Сабитова в разные годы занималась по специальности вначале у профессоров Б.Т.Курбанова и В.Б.Неймера, а затем у известного ташкентского скрипача-виртуоза В.Г.Юденича. Интересны были занятия и в классе камерного ансамбля профессора А.Г.Грингоф, и в квартетном классе и.о.профессора У.З.Имамова. Помимо этого она в рамках мастер-классов занималась с профессорами Габором Такаш и Жан Жаком Канторовым (Виллекроз, Франция).

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Успешно складывалась и конкурсная история Динары Сабитовой. Начиная с 2002 года, она становится лауреатом различных премий на конкурсах в Самарканде, Париже, Мюнхене, Астане. С 2004 по 2006 годы играла в составе Молодежного Симфонического Оркестра Поволжья, участвовала в международных фестивалях «Еврооркестрия» (Сент, Пон, Коньяк, Рошфор, Руайан - Франция), «Kultur East – West» (Оснабрюк, Германия), «Бахористон» (Душанбе, Таджикистан), «Mozartiade» (Аугсбург, Германия), Центрально-азиатский фестиваль (Доха, Катар). Также Динара успешно играла на всех мероприятиях как школы, так и консерватории, участвовала в концертах класса своих педагогов, выступала с камерными оркестрами Узбекистана и Национальным симфоническим оркестром республики. Словом, на скрипке играть у нее получалось лучше всего. Ей всегда нравилось пробовать на инструменте новые идеи, ощущения, ведь каждое произведение – бездна, и сыграть его можно настолько по-разному…

Динара Сабитова уже давно поняла, что музыка и скрипка — это отдельный мир, с довольно ясными границами. Это то пространство, где она может укрыться и чувствовать себя там вполне комфортабельно. «Все зависит, - говорит Динара, - от внутреннего состояния в момент игры. С помощью скрипки можно сказать что-то такое, что по-другому никак не скажешь, выразить чувство, которое живет внутри тебя и получить от этого колоссальное удовлетворение. Поэтому, даже давно сделанное произведение с готовой концепцией, много раз игравшееся с партнерами, в новом исполнении может звучать по-новому. Мне каждый раз самой интересно — а что получится на следующем концерте?»

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

И на недавнем концерте у нее, как и у камерного оркестра «Туркистон», все получилось. Замечу, коллектив Э.Азимова, состоящий преимущественно из молодых музыкантов, показал очень четкую ансамблевую слаженность. Классический вечер украсила музыка Георга Фридриха Генделя - композитора эпохи барокко. Немец по происхождению, англичанин по месту проживания и итальянец по существу своего творчества, он известен своими операми, ораториями и концертами. Программу открыла увертюра к опере «Альцина, или Волшебный остров». Наряду с «Юлием Цезарем», это одно из самых известных творений Генделя в оперном жанре. Ее сюжет о Волшебнице Альцине, которая правит на острове, где она живет вместе с сестрой Морганой и своим военачальником Оронте. Это очень яркая, интересная по музыкальному языку и динамичная по драматургии опера, увертюра которой, полная блеска и красоты, была исполнена достойно. Оркестр в руках Азимова был необычайно гибок и органичен.

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Концертную программу продолжила Динара Сабитова, которая по обыкновению увлекла публику своим прочтением Концерта №2 для скрипки и струнного оркестра (Ми мажор) И.С.Баха – немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыкального педагога эпохи барокко, чьи скрипичные произведения принадлежат к сокровищам мирового музыкального искусства.

Солистка исполнила концерт без какой-либо натуги, тонко, с мастерством передав спокойную строгую величавость и классическую уравновешенность музыки Баха. Приятно было слушать и деликатный аккомпанемент оркестра, наблюдая за аристократичными жестами Эльдара Азимова, внимавшего проникновенной игре Сабитовой.

Далее прозвучали Вариации на тему П.И.Чайковского для струнного оркестра (соч. 35а) Антона Аренского - русского композитора, пианиста, дирижёра и педагога, работавшего в жанре оперы, балета, симфонической музыки, инструментального концерта, камерных опусов. Это о нем Чайковский сказал: «Аренский удивительно умен в музыке... Он очень интересная личность!» И в творчестве этого композитора влияние Петра Ильича ощутимо. Чувствуется, что ему, как и Чайковскому, близка русская народная песенность. Вариации Аренского отличает простота выражения, мастерство, изящество и тонкость фактуры. Если говорить об общем впечатлении и восприятии, то этот опус оставил очень сильное послевкусие. Оркестру под управлением Эльдара Азимова удалось передать лирические элегически-созерцательные образы этого опуса и его удивительной красоты песенную хоральную тему «Был у Христа-младенца сад».

В наши дни, если выступает талантливый струнник, то он, как правило, включает в программу опус Никколо Паганини – итальянского скрипача-виртуоза, гитариста и композитора, признанного гения мирового музыкального искусства, чье имя еще при жизни было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам. Это имело место и на прошедшем классической вечере. На сей раз прозвучала «Пляска ведьм» - Вариации на тему из балета Франца Зюсмайера «Орех Беневенто» (ор.8), сюжет которого основан на народной легенде о том, как вокруг считавшегося волшебным орехового дерева селения Беневенто ведьмы устраивали свой шабаш. Созданный в духе драматических сказок Гоцци, этот балет был романтическим произведением, Стендаль назвал его «праздником воображения». Паганини, присутствовавший на одном из спектаклей, был поражён сценой безудержной пляски колдуний. Вдохновившись, он написал сочинение, ставшее одним из самых знаменитых в его творчестве.

«Ведьмы» в исполнении Динары Сабитовой глубоко потрясли публику: вариации на четвертой струне настолько изумили всех, что зал взорвался бурными аплодисментами. Действительно, может ли не понравится это редко звучащее произведение, если оркестр искрится подобно бриллианту, а солистка играет так, как хочет Паганини, а не так, как хотим мы?!!

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

Прекрасно прозвучала и блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо», ор.34 (редакция В.Безекирского, оркестровка М.Русака) П.И.Чайковского, написанная в 1877 году и посвященная скрипачу Иозефу Котеку. Лирический характер популярнейшего в девятнадцатом веке жанра вальса был очень близок творческой натуре гения русской музыки. В этой пьесе ритмические особенности, свойственные вальсу, композитор мастерски сочетает со стремительностью и лёгкостью движения, типичными для другого музыкального жанра – скерцо.

В «Вальсе-скерцо» Динара музицировала, и это очень вдохновило слушателей. В его исполнении была естественная музыка, а не попытка что-то из себя изобразить. Исполнительницу не смутил ни яркий тематизм, ни виртуозная техника, ни бравурные пассажи этой пьесы, требующие от солиста блестящего владения инструментом. Она играла интересно, легко, свободно. К тому же средний раздел пьесы солистка тонко оттенила выразительными, драматически взволнованными интонациями. И вновь последовали овации зала.

Концертную программу завершали известные «Цыганские напевы» Пабло Сарасате (инструментовка Ф.Янов-Яновского) – испанского скрипача и композитора. Это наиболее известное его произведение, исполняющееся крупнейшими музыкантами-виртуозами. Оно основано на венгерских мелодиях (в частности чардаше) и мотивах цыганской музыки. Партия скрипки здесь считается чрезвычайно сложной с технической точки зрения. Однако и здесь игра Сабитовой отличалась замечательной техникой, певучестью и изяществом тона. На высоте был и оркестр «Туркистон». В результате зал вновь разразился громом оваций и криками «Браво!»

Музыкальное счастье Динары Сабитовой

А на бис был исполнен знаменитый «Чардаш» Витторио Монти – итальянского скрипача, композитора и дирижера. Его чудесная музыка слушалась с удовольствием, как, впрочем, и исполнение, которое, безусловно, впечатлило аудиторию! Слушатели долго не отпускали со сцены солистку, «Туркистон» и маэстро Азимова, подарившим им возможность в полной мере насладиться интеллектуальным и душевным исполнением. Бурными аплодисментами они благодарили музыкантов за мастерство в выстраивании баланса, звукоизвлечении и построении ясной формы.

Мне думается, это был тот самый концерт, каких бывает немного, когда исполнитель чувствует себя в абсолютной гармонии с собой, окружающим миром и залом, наполненным красотой исполняемой музыки. Безусловно, этот классический вечер Динары Сабитовой явился еще одним ярким мгновением ее музыкантского счастья.

Инесса ГУЛЬЗАРОВА, музыковед.
Комментарии
Действительно, концерт был потрясающим! Зал был буквально наэлектризован волнами, исходившими со сцены.
Инесса Сергеевна, огромное спасибо Вам за столь чудесную статью, написанную с такой любовью и профессионализмом! И за то, как замечательно вы ведете концерты, расставляя правильные акценты, помогая публике лучше понять и воспринять исполняемые произведения.
Здоровья вам и творческих успехов!
Отличная статья!!!!!! Эмоциональная и информативная, читать интересно, спасибо!
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)