5.5 C
Узбекистан
Среда, 1 февраля, 2023

Алан Киркоп и Никита Стеценко: вечно живая классика

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

Среди череды классических концертов, проходящих в концертных залах Государственной консерватории Узбекистана, думается, любителям магического мира классики особенно запомнился один из них – с участием заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики, профессор И.Джалилов) под управлением нашего гостя с Мальты Алана Киркопа. Солистом выступил   лауреат международных конкурсов, молодой пианист Никита Стеценко.

Программа классического вечера, в которую вошли произведения Л.В. Бетховена, Дж. Верди и С.В. Рахманинова была, с одной стороны, разнообразной и насыщенной, а с другой – очень трудной. И слушатели, благодаря исполнителям, получили очередную возможность прикоснуться к богатейшей сокровищнице мировой музыки.  

Но прежде чем окунуться в атмосферу  концерта, небольшая информация о нашем госте. Алан Киркоп – дирижер и пианист. В 1993 году успешно окончил Лионскую консерваторию во Франции. Затем продолжил обучение в Музыкальной академии имени Ф.Мендельсона-Бартольди в немецком Лейпциге, где получил две степени магистра – пианиста (2001, класс К.Тауберта) и оркестрового дирижера (2003, класс Г.Банера). Ну а далее последовал годичный специализированный курс оркестрового дирижирования у профессора У. Лайовича в Высшей школе музыки и искусства в Вене.

В 1997 году Алан Киркоп основал Евро-Академию музыки и искусства на Мальте, которую возглавлял до 2007 года, а также был художественным руководителем проекта «Виртуозная классика» (2003-2005) и Фонда культуры Ренессанс (2006-2008).

В 2009 году музыкант становится советником правительства Мальты в области музыкального образования и директором Школы визуальных и исполнительских искусств при Министерстве образования. В разные годы он руководил рядом международных оркестров, выступал на сценах различных театров, концертных залов и фестивалей многих стран мира.

В настоящее время маэстро Киркоп является членом жюри международных музыкальных конкурсов и художественным руководителем Европейского Фонда поддержки культуры. Он – желанный гость многих крупных музыкальных событий, чей художественный вкус, по мнению критиков, безупречен. При этом сердечности в его интерпретациях тоже немало. В этом убедились и ташкентские слушатели.

Концерт открылся исполнением Пятой симфонии  великого Бетховена, которая под управлением Алана Киркопа искренне продемонстрировала, насколько величественна классическая музыка. Напомню, композитор написал ее в период с 1804 по 1808 годы.  Сегодня эта симфония является одной из самых знаменитых, популярных и часто исполняемых в наследии великого немца. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, ярко и мастерски воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них (двойной мотив из четырех тактов), несколько видоизменяясь, проходит через все части. Об этой сквозной теме сам Бетховен говорил: «Так судьба стучится в дверь».  

Маэстро Киркоп представил в тот вечер   образцово-классическую  симфонию, строго соблюдая темпы, характеры  каждой из ее четырех частей,   следуя «бетховенскому типу развития». Обращали на себя внимание стройность и соразмерность каждой оркестровой группы. В дирижировании маэстро  чувствовался органичный контакт с оркестрантами, чья техника, виртуозность были подчинены главному – раскрытию идеи, глубинного содержания. Оркестр прекрасно справился со всеми сложностями этого произведения. Вся симфония была на настоящей творческой высоте, а слушатели находились во власти великого искусства. После заключительных могучих аккордов финала, зал взорвался аплодисментами. Овация долго не смолкала,   а дирижер выходил на поклон еще и еще…

И вот вывозят долгожданный рояль. На сцену выходит Никита Стеценко, за ним маэстро Киркоп. Зал заметно оживляется. Молодого пианиста уже давно полюбили в Ташкенте. Выпускник РСМШ имени В.А.Успенского (класс старейшего педагога Л.Р.Флорентьевой) Никита сегодня является студентом 1 курса магистратуры (класс профессора Э.З.Миркасымовой) Государственной консерватории Узбекистана. Много выступает как солист и ансамблист, штурмует международные конкурсы, является обладателем грантов и именных стипендий. На концертной эстраде с восьми лет. Принимает активное участие и в музыкальной, и в общественной жизни консерватории. Сергей Рахманинов – один из его любимых композиторов. На сцене с Национальным симфоническим оркестром и маэстро Киркопом пианист чувствовал себя комфортно и легко. Его настроение передалось и публике.

Под сводами Большого зала консерватории звучала «Рапсодия на тему Паганини» С.Рахманинова, представляющая собой одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром в творчестве композитора. Будучи уже в эмиграции, Сергей Васильевич в течение нескольких лет (1931-1934гг.) работал над своим сочинением, написанным    в форме вариаций на тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Паганини. Тема эта – яркий символ эпохи романтизма, одновременно ее считают своего рода музыкальным «двойником» самого Паганини, композитора, виртуоза-скрипача, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым – из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Обе темы, встретившись в «Рапсодии» Рахманинова, начинают свое загадочное путешествие во времени и пространстве. Здесь и суровая мужественность, и борьба, и мрачные пропасти преисподней, и русский колорит, и просветленная лирика. Как справедливо заметил кто-то из профессионалов: «24 вариации как 24 эпизода путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом, смысл которого, вероятно, будет своим для каждого слушателя «Рапсодии».

Ташкентская публика с большим интересом внимала солисту и оркестру. Повторюсь, играть Стеценко с Киркопом было легко и приятно, потому что маэстро сам пианист и, безусловно, чувствовал солиста, каждый его порыв, каждую эмоцию, пропуская через себя. «Рапсодия», на всем протяжении которой рояль звучит  практически безостановочно, достаточно сложна  как технически, так и эмоционально. Стеценко внешне ничем не проявлял свои эмоции, был спокоен и бесстрастен. Однако при этом зримо  и ярко  оживали  под его пальцами образы рахманиновского опуса. Оркестр впечатляюще звучал не только в чисто оркестровых  фрагментах, но и, аккомпанируя солисту, который плавно  переходил от ураганной  силы к изысканной лиричности.

«Рапсодия на тему Паганини» прозвучала у Стеценко по-дьявольски, как и задумано Рахманиновым, который ввел в ее партитуру тему «Со святыми упокой». Эта тема прозвучала у него устрашающе. Никакие лирическо-романтические фрагменты, замечательно пропетые им, не заглушили трагедийного звучания этого сочинения, той тоски по России, которая не покидала Рахманинова весь период его вынужденной эмиграции.

В прошедшем концерте было удивительное чувство взаимопонимания у солиста, дирижера и оркестра. Овация захватила весь зал, который долго не давал артистам уйти со сцены, а те смущенно раскланивались и принимали цветы. 

Вечер завершился  одной из самых известных увертюр Дж. Верди    к опере «Сила судьбы», написанной некогда специально для Мариинского театра. Не секрет, что этот композитор – один из самых популярных в мире. Его музыка наполнена благородством, красотой и безграничным мелодизмом. Увертюра,  прозвучавшая темпераментно и ярко, приковала внимание слушателей своей силой и развитием темы судьбы, которая властвует над людьми, бессильными над ней. Оркестр под управлением Алана Киркопа, воплотил с отточенным звуковым изяществом ее живые образы, сумев доставить залу немалое удовольствие. И он ожидаемо вновь взорвался овациями.

И все-таки классика бессмертна! Сколько лет этим опусам, а они не перестают радовать и согревать сердца людей. Бесспорно, классический вечер подарил тем, кто на него пришел, большой заряд положительных эмоций – ощущение неповторимого духовного подъема, живого общения исполнителей и  слушателей.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Программы партнёрства ФАО-Турция: опыт Узбекистана

Узбекская делегация из числа представителей Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Министерства природных ресурсов Республики Узбекистан, Ташкентского государственного аграрного университета...

Больше похожих статей