5.6 C
Узбекистан
Среда, 1 февраля, 2023

Фейерверк симфонической музыки

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
4,980ПодписчикиПодписаться

«Концерт из произведений композиторов Узбекистана и Таджикистана» – гласила недавняя афиша вечера классической музыки, состоявшегося в конце прошлой недели в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. Его праздничная атмосфера, сосредоточенные авторы, приподнятое настроение исполнителей, всегда чутко реагирующих на восприятие слушателей, – по всему было видно, что этот концерт возбудил общественный интерес.

Согласитесь, музыка живет в звучании, ведь партитура или клавир, лежащие на полке, содержат только потенциальную возможность музыки. Созданное композитором то или иное сочинение ждет, как правило, исполнителя, посредством которого его опус может войти в контакт со слушателем. И особенно к этому стремится та музыка, которая создается сегодня и которую композитор адресует современнику. Безусловно, он с нетерпением ждет встречи со слушателем, волнуясь, как будет принята его музыка, дойдет ли она до человеческого ума и сердца?

Так было и на недавнем концерте, в программе которого организаторы заявили пять авторов: Толибхона Шахиди (Таджикистан), Ойдин Абдуллаеву, Нурали Эркаева, Фарруха Акрамова и Шерзода Собирова (Узбекистан). Представил ее Государственный симфонический оркестр Узбекистана (художественный руководитель и главный дирижер заслуженный артист Республики Узбекистан Камолиддин Уринбаев) и молодой дирижер Аббосбек Вахобов, а также солисты – лауреаты международных конкурсов Гузаль Султанова (альт) и Луиза Кабдурахманова (фортепиано). Замечу, этот коллектив уже давно является популяризатором современного композиторского творчества нашей республики. Его руководитель постоянно работает над расширением слушательской аудитории, ряды которой сегодня заметно пополнила молодежь.

Начну с содержания программы, в которую вошли произведения таких жанров, как сюита, поэма, концерт, симфония. Ее разнообразие – жанровое и стилистическое – отразило динамичный пульс нашей жизни, а темы и образы охватили аспект человеческих мыслей и эмоций, связанных с мироощущением современного человека, обладающего творческими способностями и широким кругозором.

Итак, пять талантливых композиторов, наши современники. Разные по возрасту, они пишут интересные и образные сочинения, музыка которых удивляет как разнообразием форм, так и тем, образов, творческих находок, умением связывать модные музыкальные течения с классическими традициями. У каждого из них свой стиль изложения и каждый из них по своему использует богатые возможности тембро-красок, выразительных средств, направленных на воплощение неповторимого национального своеобразия, обновления звукового мира узбекской и таджикской музыки.
Обращение композиторов к фольклору, можно считать большим достижением школы. Впрочем, процитирую Толибхона Шахиди: «Если композитор обращается к своему национальному материалу, он никогда не проиграет».

Программу классического вечера открыл Концерт для симфонического оркестра молодого композитора Ф.Акрамова, которого справедливо именуют «новой генерацией в узбекском музыкальном искусстве». Как отмечают коллеги, «он не просто соединяет национальные мелодии и ритмы с новыми техниками письма, а ищет оригинальные способы их воплощения через тембры, инструментовку, народно-национальные принципы формообразования, метро-ритма, интонационно-тематические элементы».

Все это имеет место в его одночастном Концерте для симфонического оркестра, который автор представил в 2019 году в качестве выпускной магистерской работы. Этот опус посвящен теме Родины. И отсюда наполненность сочинения маршевым ритмом, импульсивными жанрово-тематическими контрастами, патриотизмом и любовью к своей стране. Пожалуй, изображение своей отчизны при помощи музыкальных звуков требует самой трепетной и усиленной работы. Каждый композитор по-своему раскрывает этот образ. Концерт написан смело, свободно, с использованием современной техники композиции. В его музыке нет общих мест. Здесь интересен как тематизм, так и находки в области мелодики, гармонии, ритмики, формы. На мой взгляд, оригинальным является и фактурно-тембровое решение, в котором, как в фокусе, отражены все основные свойства этого, безусловно, талантливого сочинения.


Большой интерес вызвали и оба опуса мэтра композиторской школы Таджикистана Т.Шахиди – сюита из балета «Смерть ростовщика» (1978) и симфоническая поэма «Садо» (1984). Автор с мировым именем, чьи произведения звучали во многих странах мира, представил вниманию ташкентского слушателя произведения, написанные им в прошлом столетии, но не потерявшим своей актуальности и свежести. Ученик великого Арама Хачатуряна Шахиди написал яркие, эффектные произведения, привлекающие динамичной моторикой движения, умелой конструкцией. В его музыке слышна, прежде всего, его таджикская душа. Мне думается, он не стремится отобразить в своих произведениях Таджикистан, он просто живет в его крови и дыхании.

Сюита «Смерть ростовщика» – интересный цикл, раскрывающий отличное знание автором фольклора. Она построена на контрастном материале, который сообщает всему произведению динамичность, драматургическую цельность и логику музыкального развития. Сюита представляет собой утонченную, благородную музыку, поражающую изысканным рисунком восточной мелодии и безупречной выстроенностью формы. «Садо» – яркий и эффектный симфонический опус, образный мир которого насыщен эмоциональными и динамическими контрастами. Фактура «дышит», сменяется часто и свободно.

И сюита, и поэма привлекают, прежде всего, своей глубокой содержательностью, особой внутренней органичностью письма, хотя мир композитора раскрылся в каждом опусе по-разному. Главное – в обоих Шахиди достиг огромного художественного воздействия на слушателей.

Единодушный отклик нашел и премьерный одночастный Концерт для альта с оркестром лауреата многих музыкальных премий, в том числе премии «Зульфии», профессора, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса О.Абдуллаевой. Идея создания этого опуса принадлежит известному ташкентскому альтисту Дмитрию Овчинникову, доценту Государственной консерватории Узбекистана. Написанный в сонатной форме, концерт построен на двух контрастных темах: первая – достаточно драматичная, вторая – лирическая. Мысль композитора обращена к сущности современного человека с его внутренним миром, где на первом плане его духовное начало, познание самого себя, стремление к совершенству. В нем ощутимы интонационная самобытность и современный строй речи. Естественное, органичное развертывание материала, к которому на всем протяжении звучания музыки приковано внимание слушателей – свидетельство не только талантливости, но и хорошей профессиональной школы автора. С виртуозным мастерством и фантазией Абдуллаева раскрывает в музыке образ современного героя яркими и художественно убедительными выразительными средствами. Здесь много красивых моментов, пленительных тембровых созвучий. Перепады динамики, сгущения и разрежения звуковой материи «держащих» слушательский интерес.

Концерт поражает своей виртуозностью и драматическим накалом. Он раскрывает всю полноту возможностей альта, способного «спорить» с оркестром на повышенных тонах и на глубоком piano. Альт звучит и своим «родным» голосом, и голосом скрипки. Неожиданным является его финал – уход на четыре пиано…
Эмоционально, душевно прозвучал этот опус в исполнении Гузаль Султановой. Ее красивый и глубокий звук, проникновенная кантилена, ансамбль с оркестром под управлением А.Вахобова вызвали бурные аплодисменты зала и автора.

Третья симфония – новая крупная работа еще одного молодого композитора Ш. Собирова. В тот вечер она прозвучала впервые, впечатлив строгим интеллектуализмом, философской углубленностью, образной выразительностью, красочной звуковой палитрой. Свое одночастное симфоническое полотно автор посвятил жизни пророка Мухаммеда, в котором раскрывает самую актуальную для нашего времени идею борьбы добра, мира, жизни со злом, античеловечностью. Причем основная тема, по признанию композитора, – «период до появления нашего пророка, когда люди поклонялись идолам, не признавая существования Бога, ассоциируя себя с Всевышним. А вторая тема – это время рождения и зрелости пророка Мухаммеда». Таким образом, основная идейно-образная концепция симфонии – антитеза добра и зла – воплощается в контрастном противопоставлении двух жанрово-стилистических сфер. Так, доброе начало – связано с мелодической стихией, а для злого характерны остро-хроматические интонации, диссонирующая гармония, «рваная» ритмика. Несмотря на островки лирики, доминирующая роль в музыке этого опуса принадлежит динамическим образам, выражению энергии, порыва.

В Третьей симфонии Собирову удалось раскрыть национальную почвенность, тонкость понимания религиозной темы, драматическое дарование.


Классический вечер венчал Концерт для фортепиано с оркестром Н.Эркаева, отличающийся особой концентрированностью, монолитностью развития. Как отмечают коллеги автора, «критерий его композиторского письма – найти себя и не повториться». К этому следует добавить и мелодизм – природное свойство Эркаева, который по-новому предстал в Фортепианном концерте, написанном в 2014 году. Одночастная (в духе концертов Листа) форма произведения основана на контрастном чередовании разделов. Опора на фольклорные интонации и приемы развития определили ведущие формирующие принципы. Автор создал «настоящий» фортепианный концерт, с мощной аккордовой фактурой, яркой мелодикой, контрастами экстатических нарастаний и насыщенно звучащих эпизодов. Партия солиста, занимающая, безусловно, ведущее положение, очень сложна и насыщена. Есть здесь и традиционная каденция, вобравшая в себя элементы всего тематизма концерта. Замечу, его общий звуковой облик направлен на слушателя. Поэтому и не возникает проблем в восприятии музыки Эркаева самой широкой публикой. Что касается солистки, то Л.Кабдурахманова на высоком уровне справилась со своей партией. Ее мастерство и вдохновение завораживало. Достойным аккомпаниатором пианистки выступил оркестр.

Итак, концерт позади… в прошлом и два часа вечера современной классики, и две мировые премьеры, овации благодарной публики, счастливые лица авторов и исполнителей. В тот незабываемый вечер улавливался еще один немаловажный оттенок: чувство гордости за нашу современную музыку и ее авторов. Отдельная благодарность главному участнику этого концерта – Государственному симфоническому оркестру Узбекистана, которому композиторы доверили исполнение своих сочинений, выступившим под управлением А.Вахобова главным проводником музыки.

Гульзарова Инесса, музыковед.

Фото: Эргаш Каримов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Программы партнёрства ФАО-Турция: опыт Узбекистана

Узбекская делегация из числа представителей Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Министерства природных ресурсов Республики Узбекистан, Ташкентского государственного аграрного университета...

Больше похожих статей