20.3 C
Узбекистан
Среда, 12 мая, 2021

Впервые в Ташкенте: «Stabat Mater» К.Дженкинса

Топ статей за 7 дней

В Ташкенте прошла акция «Бессмертный полк». Фотолента

В Ташкенте сегодня все-таки состоялась акция «Бессмертный полк». Акция прошла сначала на территории мемориального комплекса «Братские могилы», затем участники...

Эксклюзив: «Бессмертный полк» прошагал по улицам Ташкента. Видео

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивные кадры с сегодняшнего народно-патриотического шествия «Бессмертный полк», который прошел сначала на территории мемориального комплекса «Братские...

История о том, как в Узбекистане провалилась попытка рейдерского захвата бизнеса у иностранных инвесторов. Часть 1

Усилия руководства страны, направленные на создание честных и справедливых условий для бизнеса, в том числе иностранного – безусловно привлекают...

Подпишитесь на нас

51,925участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,910участниковПодписаться

Вдохновенное исполнение на сцене Дворца искусств «Туркистон» духовной кантаты «Stabat Mater» британского композитора Карла Дженкинса растрогало на прошлой неделе публику, пришедшую на её премьеру. Это было не только первое исполнение в Узбекистане монументального опуса успешного современного автора, чьё творчество занимает достойное место в сегодняшней музыкальной культуре, но и первое знакомство с его музыкой в целом.

Карла Дженкинса вполне справедливо относят к «классической» школе.  На сегодня он является обладателем докторской степени Уэльского университета, членом Королевской академии музыки, почётным доктором Университета Лейстера, лауреатом различных премий. В 2005 году королева Елизавета наградила Дженкинса орденом Британской Империи.

Его творческим credo стало стремление создавать новую «мировую музыку» на основе синтеза традиций академической, джазовой, этно и рок-культур. Композитор доказал всему миру, что и сегодня можно писать музыку для всех: для людей всех национальностей и вероисповеданий, для поклонников академической музыки, джаза, этники, рок-музыки и т.д. Музыкальный язык Дженкинса универсален и понятен всем, к какому бы жанру композитор не обращался. Таким образом, объединение различных стилей, от африканских ритмов до религиозных песнопений, объединяемых воедино гармонией классической музыки, создают музыке этого автора оригинальность и необычность. Его «Stabat mater» – пожалуй, самый «свежий» образец этого жанра на сегодняшний день, в котором композитор собрал звуки всей земли, обеспечившие этому произведению восприятие у разных народов. Не случайно критики пишут, что его обязательно должен услышать каждый.

Произведения Дженкинса исполняют по всему миру, а вот в Узбекистане этот популярный композитор, как ни странно, малоизвестен даже среди музыкантов-профессионалов. Поэтому исполнение его «Stabat Mater» стало важным творческим проектом, идея которого принадлежит художественному руководителю Государственной хоровой капеллы Узбекистана Анне Туркиной, вынашивавшей её около года. Хормейстера поддержало как руководство нашей филармонии, так и коллеги.

Премьера должна была состояться в конце марта прошлого года, но неожиданная эпидемия коронавируса не только внесла кардинальные изменения в жизнь всего мирового сообщества, но существенно повлияла и на его культурную жизнь, приостановив работу театров, кинотеатров, концертных залов. И, несмотря на произошедший в это время расцвет онлайн-технологий в области культуры, когда музыканты научились репетировать онлайн и выступать перед пустым залом ради трансляции в интернете с многочисленными невидимыми зрителями, ни телевизор, ни интернет не смогли заменить живого звучания музыки, от которой мурашки бегут по коже.

Недавняя премьера «Stabat Mater» подтвердила эту точку зрения, перенеся сознание слушателей в другое пространство, наполненное светлым и тревожным, волнующим, переполняющим всю человеческую сущность непередаваемым чувством. Исполнение этого монументального произведения стало очередной духовной вершиной для заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Государственной филармонии Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики И.Джалилов) и Государственной хоровой капеллы Узбекистана (художественный руководитель А.Туркина), а также солисток – Ясмины Омар-Мун (сопрано) и Юлии Жигановой (меццо-сопрано) под управлением лауреата международных конкурсов Алибека Кабдурахманова.

Напомню, «Stabat Mater» – религиозный гимн XIII века о страданиях Девы Марии во время распятия и смерти Иисуса Христа. Эта скорбь матери, оплакивающей сына, нашла своё высочайшее воплощение в поэме монаха-францисканца Якопоне да Тоди (1230–1306) «Stabat Mater dolorosa». История создания этой поэмы овеяна печальным мифом. Сын адвоката и сам юрист по профессии, весельчак, балагур, повеса по жизни Якопоне де Тодди в 1268 году перенёс тяжелейшую душевную травму из-за внезапной гибели своей невесты. Эту трагедию даже страшно представить: во время церемонии бракосочетания в результате подземного толчка обрушились своды церкви, которые погребли под собой девушку. Оплакивая смерть юной супруги, Якопоне де Тодди в расцвете лет ушёл в монастырь, где занялся литературным трудом и не раз обращался к образу Мадонны. А незадолго до смерти в 1303 году написал свою знаменитую поэму, первая строка которой «Stabat Mater dolorosa» означает «Стояла Мать Скорбящая».

Эти канонические строки привлекали композиторов разных эпох и стилей, написавших сотни сочинений абсолютно не похожих друг на друга. Среди их авторов такие мастера как Антонио Вивальди и Джованни Перголези, Алессандро Скарлатти и Йозеф Гайдн, Антонин Дворжак и Джоаккино Россини, Франц Шуберт и Джузеппе Верди, Франсис Пуленк и россияне Владимир Мартынов и Алемдар Караманов. Последним в этом звёздном ряду стоит Карл Дженкинс, чьё творение на стихотворение из 20 строф длится около часа и является одним из самых продолжительных среди сотен музыкальных произведений на эти слова, существующих на сегодняшний день.

Кантата «Stabat Mater» вышла из-под пера композитора в 2007 году, а на публике впервые исполнена годом позже. В ней он остался верен себе, поскольку написал произведение, включающее стили и мотивы разных музыкальных культур, которое сочетает в себе традиционную западную музыку (оркестровую и хоровую) с народными инструментами (дудук, дарбука, даф, дхолл и рик) и песнями, сосредоточив, на этот раз, своё внимание на музыке Ближнего Востока. Акцент, сделанный автором на Древнем Востоке, напоминает об истоках христианства, и обращён к тревожной ситуации на современном Ближнем Востоке.

И ещё одна интересная деталь: если раньше «Stabat Mater» создавали и исполняли на латыни, то Дженкинс дополнил латинский канонический текст источниками на английском, греческом, арамейском языках и иврите. В своей духовной кантате он использовал не только строки Якопоне де Тодди, как это бывало раньше, но и четверостишие Руми – персидского поэта XIII века, фрагменты из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, а это VII век до нашей эры и трогательные стихи Кэрол Барретт, супруги Дженкинса. А знаменательная фраза «И мать плакала», которую исполняет хор, составлена композитором на разных языках, словно подчеркивая мысль о том, что все люди в мире страдают и радуются одинаково. Все эти тексты вошли в двенадцать частей «Stabat Mater».

Дженкинс замечательно построил драматургическую логику своего цикла на контрастном чередовании хоровых и сольных частей, основанных на противоположных ладотональных средствах выразительности – противопоставление европейской и внеевропейской (восточноазиатской) стилистики. Вот такое необыкновенное произведение предстояло услышать узбекистанским слушателям.

Когда зазвучала музыка первого номера «Cantus lacrimosus» («Песнь скорби») и полились тишайшие нежные звуки, зал погрузился в атмосферу духовного таинства с остинатным «шагающим»  ритмом, напоминающим ритм сарабанды, передающей умиротворение, сдержанность, сосредоточенность. Весь номер сопровождала ударная группа, исполнявшая почти неизменную по своему ритмическому рисунку партию. Постоянство ритмического рисунка, неизменность повторов вызывали ассоциации с «Болеро» Равеля.

И исполнение  последующих частей было настолько тонким процессом, а звучание настолько ясным и внятным, что музыку можно было записывать нотами со слуха. Единственным осязаемым для слушателей на тот момент были голоса хора и солисток, оркестровый контрапункт и созвучие их в акустике Дворца искусств «Туркистон». Она сливалась и одновременно отвечала мягко тому, что музыканты исполняли.

Уверенно и собранно прозвучал хор, выполняющий разнообразные функции в «Stabat Mater». В большинстве номеров он представлен как важнейшая драматургическая составляющая и мощное выразительное средство. В наиболее масштабных драматичных номерах, таких как «Святая мать» (№5) или «Райская Слава» (№12), хоровое тутти потрясло своей мощью, монолитностью. А какой подвижный красочный фон создал хор, поющий без слов, для солисток в шестом номере «Теперь моя жизнь только слёзы». Кстати, обе певицы (Ясмина Омар-Мун и Юлия Жиганова) были хороши. Их вокальные партии не только технически трудны и требуют наибольшей физической и эмоциональной отдачи, но и владением сразу несколькими певческими манерами – академической, эстрадно-джазовой и этнической.

Таким  образом, «Stabat Mater», «озвученная» оркестром, солистками и хором под управлением Алибека Кабдурахманова, обрела достойную форму и воспринималась публикой с неподдельным интересом. Безусловно, в этом немалая заслуга и маэстро Кабдурахманова: гибкость темпов и динамики, тщательнейшая отделка штрихов,  специальное внимание ударной группе, ведь он сам является прекрасным исполнителем на ударных инструментах, наконец, его мощная энергетика не могли не передаться залу.

Приятно удивила в тот вечер и публика – люди разных возрастов, все были в музыке, никто не срывался с мест и не мчался к выходу. Напротив, после мощного аккорда, завершающего «Stabat Mater», зал поначалу замер на несколько секунд, а потом буквально взорвался бурными аплодисментами и криками «браво»! Невольно вспомнился Гендель, который сказал, что ему недостаточно музыкой доставлять людям удовольствие, его цель – сделать их лучше. Этот пафос его творчества был на одной волне со «Stabat Mater» Дженкинса, которая тронула до слёз, впечатлила, оставшись печатью в душе, ведь общение с духовной музыкой, утверждающей высокие идеалы мира и взаимопонимания между народами, независимо от национальности и вероисповедания, помогает слушателям стать другими: лучше, добрее, спокойней. Поэтому сам факт исполнения этой кантаты трудно переоценить.

Инесса Гульзарова, музыковед.

Фото из интернета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Между Израилем и ХАМАС разгорелась настоящая война

В Израиле движение ХАМАС с ночи понедельника ведет по израильским городам обстрел ракетами из сектора Газа. Армия обороны Израиля...

Больше похожих статей

ЎЗ