30.1 C
Узбекистан
Воскресенье, 20 сентября, 2020

Андрей Слоним: Размышления у театрального подъезда перед открытием 91-го сезона

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

У знаменитого Чиназского рыбного базара в Ташобласти будет новый хозяин

Как следует из постановления Президента страны от 29 августа 2020 года "О мерах по поддержке и повышению...

Во Владивостоке обнародовали подробности осуждения на 8 лет гражданки Узбекистана за пособничество «Катибат аль-Тавхид валь джихад»

11 июня 2019 года Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена...

Подпишитесь на нас

51,599участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,240участниковПодписаться

Государственный Академический Большой театр 19 сентября открывает свой 91-й сезон.

Как жил театр в течение полугода, какие надежды и планы на новый сезон, специально для нашего издания рассказывает постановщик праздничных  Гала-концертов, которые состоятся 19 и 20 сентября, режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана  Андрей Слоним.  

Вместо пролога

— После почти полугодового режима работы на удалении мы возвращаемся к активному творческому ритму. Неожиданный и грозный приход пандемии внёс принципиальные изменения в привычную нам творческую жизнь. Опасность заражения привела к массовой самоизоляции. Что это означает для такой профессиональной работы любой театральной труппы, в особенности – оперной и балетной труппы ведущего театра нашего государства?

Зрители, аплодирующие блистательно исполненной оперной постановке или воздушным балетным па не осознают во всей полноте нелёгкий труд оперных и балетных артистов. Оперный певец должен на высокопрофессиональном уровне нести сложнейший технический объём работы, связанной с формированием певческого звука и проблемами дыхания. Но это задачи лишь технической сферы. Намного сложнее соблюдать при этом ещё и исполнительскую форму: раскрывать образ и характер персонажа, добиваться неразрывного синтеза пения с раскрытием драматургии, органично проживать жизнь своего героя в согласии с партитурой композитора, событиями сюжета, взаимоотношениями персонажей.

Даже в обычной обстановке подготовка любого спектакля и каждого исполнения артистом новой партии-роли – процесс сложный, требующий времени на «присвоение» выразительных средств. Множество вокальных уроков с концертмейстером, встреч с дирижёром, общение буквально с первых занятий с режиссёром-постановщиком – всё это  постепенно и неуклонно готовит рождение каждого образа и воплощение целостного спектакля. И в принципе неважно – заново ли ставится совершенно новое, ранее незнакомое произведение или же происходит обновления репертуарного спектакля или не раз исполняемой партии. Общение с партнерами, постоянный физический и артистический тренинг, совершенствование мастерства должны происходить регулярно и полноценно.

Юбилейный сезон завершён – да здравствует новый сезон!

— Оглядываясь на минувший сезон, вернее – на осуществлённую его часть с сентября до середины марта, с удовлетворением можно отметить, что весьма многое, к счастью, удалось осуществить.

Опера «Кумуш»

Это, прежде всего, открывшая сезон оперная премьера «Кумуш» по мотивам романа «Минувшие дни».  Оперу по любимому многими поколениями читателей роману Абдуллы Кадыри задумал в своё время композитор М. Таджиев. Он безвременно покинул нас, и оперу создал композитор М. Махмудов. Премьера  успешно состоялась минувшей осенью. Для постановки был приглашен режиссер из Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов – это его вторая работа на сцене нашего театра. Музыкальный руководитель, молодой дирижёр К. Азимов и ведущие артисты оперной труппы увлеклись постановочным замыслом.  Публика горячо приняла спектакль, и мы верим, он прочно войдёт в афишу театра как новый пример узбекской национальной оперы.

Опера «Кумуш»

Позднее, в декабре, мне довелось осуществить новую постановочную версию замечательной оперы «Сельская честь» итальянского композитора-вериста Пьетро Масканьи. В союзе с двумя моими замечательными коллегами – дирижером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Анваром Эргашевым и главным художником театра, заслуженным работником культуры Зубайдулло Батыровым мы осуществили, по сути, новую версию этой оперы, поставленной нами в 2003-м году. Многие моменты драматургии спектакля были усовершенствованы, изменены, уточнены. В  исполнительскую группу вошли талантливые солисты. Спектакль дважды успешно прошёл в двух исполнительских составах. Неожиданный карантинный режим не позволил провести показ спектакля с третьим составом. Верим, что опера вновь предстанет перед  зрителями в начале открывающегося сезона.

Сцена из оперы «Лючия ди Ламмермур»

В обновленной версии показали мы и спектакль «Лючия ди Ламмермур» по опере Г. Доницетти. Постановка два десятилетия радует зрителей, в ней блистали отечественные и зарубежные солисты. В новой версии была детализирована вся структура действия. Впервые мы открыли ранее не исполняемую сцену, в которой наставник юной Лючии Раймонд уговаривает ее согласиться на престижный брак со знатным женихом. К всеобщей радости симбиоз   опытных мастеров с талантливой молодежью достойно воплотил в едином ансамбле постановочный замысел, и спектакль обогатился новыми красками.

Солисты балета «Жар-птица» с  Главным балетмейстером А. Лиепой

Еще одна яркая страница юбилейного сезона — балетный триптих – «Шехерезада»/ «Жар-птица», «Шопениана», «Половецкие пляски» в постановке главного балетмейстера, народного артиста России Андриса Лиепы. Премьера, состоявшаяся буквально в последние недели активной репертуарной работы театра, прошла триумфально, продолжив задуманную А. Лиепой программу к 100-летию дягилевских «Русских сезонов» в Париже.

Анастасия Кистанова в «Половецких поясках»

Постановка достойно вписалась в афишу театра. Было много новых и грандиозных балетных задумок, балеты для детей и взрослой публики, которые не были воплощены в силу прерванного сезона.

Надира Хамраева в партии Жар-птицы

Сцена из балета «Шопениана»

 Воссоздали мы в прошлом сезоне и регулярную жизнь концертной «малой сцены» – «Музыкальной гостиной». Как руководителю этого проекта в союзе с моими коллегами мне удалось организовать и провести целую серию спектаклей-концертов, композиционно объединяющих вокальные камерные произведения и поэзию. Это вечер романсов М.И.Глинки «Как сладко с тобою мне быть…»; вечер произведений «Серебряного века» «Звёзды на небе…»; вечер-спектакль, раскрывший дарования трех самых молодых баритонов театра «Три сердца, поющие о главном»; вечер «усадебной» лирики «Под сенью липовых аллей…» и другие. Все они вызвали интерес и подлинный энтузиазм публики. Думается, «Музыкальная гостиная» будет востребована и в условиях нового сезона.


В самоизоляции

— Режим карантина наши певцы перенесли мужественно и с должной выдержкой. Многие артисты и солисты балета ежедневно занимались в своих квартирах, иногда во дворах и даже в городских скверах близ дома и делали всё возможное, чтобы сохранить профессиональную форму. Записывали индивидуальные уроки, самостоятельно готовили в домашних условиях видеоклипы для онлайн-концерта к 75-летию  Победы над фашизмом. Составленный из песен военных лет, концерт стал достоянием зрителей на страницах нашего театрального сайта.  Но объективная невозможность регулярных репетиций в ансамбле с коллегами и постановщиками, отсутствие каждодневной совместной отработки творческих и технических нюансов привели, к сожалению, к заметной утрате профессиональной формы артистов. И сегодня нужен достаточный период восстановления всех необходимых компонентов мастерства.

Долгожданные репетиции. А.Лиепа с солистами балета

В балете, пожалуй, дело обстоит ещё серьёзнее, нежели в опере.  Труппа за период самоизоляции была совершенно лишена необходимой системы ежедневных занятий «классикой». Класс и для ведущих солистов, и для кордебалета — это тренинг тела,  который обеспечивает возможность профессиональной жизни балетного танцовщика или балерины в законах хореографии.  Традиционная работа «на пальцах» в специфической балетной обуви – пуантах —  также требует ежедневного тренинга. Однако балетные артисты не имели возможности ежедневно тренироваться по всем канонам балетной классики. На сцене каждая мышца, каждый элемент тела балетного артиста должны быть готовыми к несению тяжелейшей нагрузки. И для восстановления всех этих ресурсов необходимо время — время и огромный труд.

Наши потери

— Коварный вирус, распространившийся по всему миру, нанес удар и по нашему театру. В течение двух летних месяцев  мы, как это ни прискорбно, потеряли двух наших больших мастеров – главного художника театра, заслуженного работника культуры Зубайдулло Батырова и выдающегося композитора и дирижёра, заслуженного деятеля искусств Анвара Эргашева. Разум и сердце до сих пор не могут смириться с этими горчайшими и невосполнимыми утратами.

Художник Зубайдулло Батыров — человек с особым взглядом на мир, с неожиданными ракурсами раскрытия образов. Ученик незабвенного Г.Р. Брима, он останется в памяти как талантливый и истинно театральный художник, сценограф, много сделавший в нашем и других театрах далеко за пределами республики.

Вспоминаю, как Зубайдулло пришел в наш театр в 1995 году. Мы тогда вместе с ним работали над первой в Узбекистане постановкой оперы «Лючия ди Ламмермур». Это был своего рода дебют молодого художника. Работали увлеченно, Зубайдулло прекрасно воспринял замысел и искал сценографическую образность.

Много у нас с ним было премьер: «Алеко», «Сельская честь», «Царская невеста», «Богема», «Тоска»…  Внешне «нешумный», скромный, но энергичный, Зубайдулло уверенно и добротно  делал свое дело. Очень скоро он принял на себя сложнейшие обязанности главного художника театра. Работал с разными режиссерами, балетмейстерами, и везде искал и находил свое видение. Понимал музыкальную драматургию оперы или балета и характеры героев, предлагал интересные решения. Помимо огромного пласта работы в нашем театре делал сценографию в других театрах, осуществлял ответственейшие правительственные проекты.
Вспоминаю его персональную выставку с удивительными работами. Хорошо бы её повторить как дань памяти о художнике. До сей минуты его уход не осмыслен, не укладывается в душе… Его будет очень не хватать в театре как талантливого сценографа, умелого организатора сложного дела по производству декораций, костюмов, реквизита. И как светлого и доброго коллеги и товарища.

Безвременно и нежданно ушёл из жизни незабвенный и светлый Анвар Эргашев. Заслуженный деятель искусств Узбекистана, многогранный  музыкант, добрый и порядочный человек, отдавший все годы своей жизни служению театру. Сроднившийся с ГАБТом всем существом своей натуры, он сделал немало талантливого в самых разных жанрах творчества для искусства своей страны.  

Образование Анвара Эргашева включает три фундаментальные профессии – композитор, дирижёр, пианист. В многоцветной палитре композиторского искусства Узбекистана его творчество проявилось ярко и самобытно. Десятки музыкальных спектаклей, осуществленных как в Узбекистане, так и далеко за его пределами, запоминающаяся музыка ко многим фильмам. Масштабный и яркий балет «Хумо», за создание которого Анвар Эргашев был удостоен Государственной премии Республики Узбекистан. Симфоническая поэма «Чеховиана» на темы произведений А.П. Чехова. Десятки замечательных новогодних спектаклей на сцене ГАБТ имени А. Навои, радующих самых юных зрителей. И серьезнейший дирижёрский пласт спектаклей, которыми он дирижировал в театре — «Тоска» Пуччини, «Сельская честь» Масканьи», «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Самсон и Далила» Сен-Санса, многие балетные спектакли, неисчислимое количество концертов…

Глубоко знающий свое дело, интеллигентный и высокопрофессиональный человек, Анвар Эргашев прекрасно ладил с коллегами и умел дружить. Его композиторские произведения были по-настоящему любимы публикой и запоминались мелодической напевностью. За дирижерским пультом он был точен и выразителен, солисты, оркестр и хор относились к нему с особым теплом и уважением. Он обладал тонким и добрым юмором, умел разрядить любую дискуссионную ситуацию остроумной шуткой,  поднимавшей всем настроение. Будучи определённый период художественным руководителем ГАБТ, он уверенно способствовал решению весьма сложных творческих задач, всей душой болея за дело, которому служил до последнего часа. Хочется в это непростое время поддержать родных и близких нашего ушедшего коллеги и друга, выразить им искренние соболезнования. Крепости духа и великого терпения дорогой Намуне Закировне, музе и спутнице его жизни, всем членам семьи нашего незабвенного Маэстро и друга… Много ещё мог осуществить наш дорогой Анвар Юлдашевич в самых разных направлениях своей творческой энергии. Он находился в расцвете творческих сил, постоянно был погружен в музыку. Всё сказанное им в искусстве останется и в нашей памяти, и в истории достижений отечественного искусства. Многое он не успел досказать… Остается только твёрдо и светло помнить о нём, о его творениях, спектаклях, о его негромкой, внешне мягкой, но твёрдой в целенаправленности манере общения. Доброй и долгой нашей памяти, дорогой наш коллега и друг.

Не миновали заражения новым вирусом и некоторые другие наши коллеги по театру, большинство из которых, к счастью, выздоровели или выздоравливают, и, как мы надеемся, скоро вернутся к служению в театре.

Накануне открытия 91-го сезона

— Будни не бывают без праздников.  На фоне тревожной атмосферы мы с радостью восприняли известие о награждении нашего директора Махмуда Муминовича Муратова высокой правительственной наградой.  К 29-летию Независимости нашей страны он удостоен ордена «Дустлик». В этом нам видится доброе внимание высшего руководства  страны к деятельности одного из ведущих театров Узбекистана.

Многое, очень многое предстоит нам сделать и преодолеть в весьма непростых условиях и «правилах игры» в период пандемии. Очевидно, начнем с относительно небольших по форме спектаклей и концертных композиций. По понятным причинам выберем к первым показам спектакли, в исполнении которых можем обойтись слегка уменьшенными составами хора и оркестра. Разумеется, мы очень надеемся на объективное улучшение пандемической ситуации, на  постепенное включение в репертуар спектаклей более крупных форм.  

Театр не может существовать без прямого взаимоконтакта со зрителями. Никакие выступления «онлайн» не в состоянии заменить живого обмена «здесь и сейчас»  энергетикой духа,  восприятия в живом исполнении реальных певцов-актеров, хора, оркестра. И мы в высшей степени рады возможности увидеть в зале свою публику, воспринять ту невероятную энергию сопереживания, которая излучается зрителями на каждом спектакле.

Сознаём всю ответственность и трудности работы в условиях пандемии, необходимость высокой самоорганизации каждого из нас и всего общества в целом. Я от всей души желаю здравия и каждому из моих коллег, и всем согражданам нашей страны. В сплоченности и вере в светлое и доброе – залог новой жизни и новых достижений.

Театр открывает свой 91-й сезон. На этот сезон у нас намечено множество интереснейших и разнообразных творческих планов, которые ждут своего воплощения. О них пойдёт речь на пресс-конференции, в которой  примут участие представители Министерства культуры, художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Узбекистана Э. Азимов; главный балетмейстер, народный артист России М. Лиепа; главный дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Ф. Якубжанов Ф.Ш; художник Д. Раджабов, театроведы и музыковеды и ваш любезный слуга, которому доверена честь быть режиссёром Гала-концертов. 

Следите внимательно за репертуарной афишей и рекламными сообщениями о наших спектаклях и концертах. Надеемся, новый, 91-й сезон принесет всем, кто служит в нашем театре, и вам, дорогие наши зрители, немало светлых и радостных минут, самых добрых впечатлений от встреч с творчеством любимых вами солистов оперы и балета ГАБТ имени А. Навои.

Новый, 91-й театральный сезон Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои открывается 19 и 20 сентября Гала-концертом.  

Материал подготовила   Тамара Санаева.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Центробанк продал свыше 30 тонн золота для предотвращения очередного обвала национальной валюты

Центробанк Узбекистана для снижения темпов девальвации национальной валюты страны за последний месяц лета продал на внешнем рынке,...

Скончался заместитель премьер-министра Узбекистана Уктам Барноев

Сегодня, на 56 году жизни скончался государственный и политический деятель, заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Уктам Барноев.

На «Ролан Гарос» у Д.Истомина из Узбекистана обнаружили SARS-Cov-2

Дмитрий Истомин в Париже не прошёл тест на наличие коронавируса SARS-Cov-2. У него перед самым началом теннисного турнира обнаружили вирус, вызывающий Covid-19.

МВД предлагает коренным образом изменить механизм регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел Узбекистана вынесло на обсуждение проект постановления правительства, предусматривающее коренное изменение механизмов регистрации автомобилей, госномеров,  негосударственных автошкол, а также оформления...

В Ташкенте девушка сожгла машину мужчины, который обещал жениться на ней и обманул

В Учтепинском районе столицы 19-летняя девушка подожгла автомобиль своего молодого человека за то, что он обещал жениться на ней и не сдержал...

Больше похожих статей