Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Из цикла «Авиценнология». Тайны души: этика и психосоматика

Из цикла «Авиценнология». Тайны души: этика и психосоматика

Из цикла «Авиценнология».  Тайны души: этика и психосоматика
Душа – для Авиценны – это, прежде всего функция, «труженица тела», а само тело как учил его Гален «приспособлено к привычкам и способностям души». Следовательно, можно сделать вывод, что душа и тело некий симбиоз, в котором душа программа действий.

В своей удивительной «Книге о душе» Авиценна пишет, что «очень сильная и благородная душа оказывает очень сильное воздействие на тело, предназначенное ей… Эта душа вылечивает болезни, и она сама по себе изменяет элементы».

Для Авиценны, человек одаренный Творцом «очень сильной и благородной душой» идеал истинного врача, способного лечить словом и прикосновением руки. «Искусный врач, который помогает больным, - писал Навои, - напоминает Иисуса Христа искусством своим».

Авиценна практиковал «лечение рукой» как нечто само собой разумеющаяся, ибо как показывает и моя собственная практика (особенно тюремная) наложение рук на область лба, дает весьма неожиданные положительные результаты, что, видимо, связано с психосоматическим воздействием этой методики, значительно усиливающим «эффект ожидания». Иначе говоря, больной ждет исцеления, верит врачу, и биоэнергия посредством руки буквально творит чудеса.

Мне искренне жаль, что вопреки заветам великих умов, создававших основы медицины в нашем мире по-прежнему широко практикуется массовая штамповка врачей, успешно сдающих экзамены по весьма примитивным тестам. И никто их не спрашивает, а какова ваша душа? Можете ли вы быть врачом с мелкой убогой душонкой? Сколько сегодня расплодилось успешных мерзавцев в белых халатах!

Никогда себе не прощу, что не смог прилететь в Москву, когда учитель звал меня, предчувствуя трагическую развязку своей легендарной жизни. Его – академика Б.Д. Петрова, создавшего научные основы современного здравоохранения, еще в 30-х годах проводившего в жизнь идеи охраны общественного здоровья (теперь так называется наш московский институт – Национальный НИИ общественного здоровья РАН), в состоянии инсульта и частичной потери речи на смерть забили пьяные санитары в присутствии врача скорой помощи. Авиценна может и был рядом, но по законам расслоения миров не мог помочь.

Второй вопрос, связанный с симбиозом души и тела — это особенности натуры как суммы четырех темпераментов, но не в плане типологии характера, а в плоскости их системного осмысления как суммы подсознательных психических процессов, которыми можно управлять путем внушения. Как верно писал Юнг о темпераментах - в первую очередь это «суть проекции неких психических процессов, о которых никто, впрочем, не знает, чем они являются «в себе», т.е. когда они существуют на бессознательном уровне в недоступной человеку сфере».

Для Авиценны эти психические процессы – были ключом к внушению, воздействию на подсознание больного. В «Книге о душе» он писал: «Вспомни о состоянии больного, который воображает, что уже выздоровел, и о здоровом, который воображает, что он болен. Ибо часто бывает так, что после того как форма утвердилась в его душе и воображении, его элемент-приемник претерпевает действие и он становится здоровым или больным. И это оказывается более действенным, нежели то, что делает врачеватель с помощью инструментов и лекарств.

Психосоматический подход Авиценны к проблеме сохранения здоровья и лечения как никогда актуален сегодня, когда подавляющее большинство так называемых больных страдают психосоматическими расстройствами, поглощая тысячи тонн лекарств, в то время, как в большинстве случаев вполне достаточно воспользоваться психологическим «эффектом ожидания».

Владимир ИСХАКОВ

Примечания автора
1 Гален К. О назначении частей человеческого тела. – М., 1971, с. 276.
2 Ибн Сина. Книга о душе. - В кн.: Избранные философские произведения. – М., 1980, с. 471.
3 Низам ад-Дин Мир Али Шир Навои-Фани. Возлюбленный сердец. - В кн.: Суфии. – М., 2001, с. 367.
4 Юнг К.Г. Ответ Иову. – М., 2001, с. 166.
5 Ибн Сина. Книга о душе. - В кн.: Избранные философские произведения. – М., 1980, с. 471.

Комментарии
Как всегда, очень интересный материал. Спасибо!
«...Ей снятся снега золотые Чимгана,
серебряный плеск Акташа...
И белою бабочкой в горле кумгана
потерянно бьётся душа».

(Алла Широнина)
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В чем причина торговой войны, которая стоит на пороге Узбекистана и Украины? В местных олигархах - уверен наш читатель из Киева

Прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели ребенка после прививки в Сергелийском районе

Пассажирам из Узбекистана запретили ввозить на территорию России фрукты и овощи

В Ташкенте милиция больше не будет дежурить у входа в метро

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
В. Исхаков