26 C
Узбекистан
Пятница, 10 июля, 2020

О любимых фильмах. Антиликбез

Топ статей за 7 дней

Автовладельцы четырех районов Ташкента выступили против массового сноса автостоянок (видео)

Несмотря на то, что кварталы, дворы, детские площадки и зеленые зоны заполонили автомобили, строительство многоуровневых стоянок городские...

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Вчера правоохранительные органы задержали более 1000 ташкентцев за отсутствие маски

23 июня в Ташкенте были задержаны 1046 человек, находившихся в общественном месте без медицинской маски.

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,090участниковПодписаться
О любимых фильмах. Антиликбез

Предупреждаю: речь пойдет о фильмах не самых последних или наиболее известных, а, как сказано, – о любимых. Причем любимых именно мной. Может быть, совсем старых. Или недавних, но не обязательно тех, что на слуху. К тому же очень разных по жанрам и направлениям, но кое в чем (догадайтесь…) все-таки схожих. О каждом – совсем коротко, два-три абзаца. И – видимо, надо предупредить и об этом, – очень, очень личностно (порой – прямо-таки дневниково-фейсбучно)…
Почему именно так? Гм… встречный вопрос: а кто сказал, что читателю непременно и всегда нужно длинно-обстоятельно все втолковывать и разъяснять? Пусть этот, придуманный мной, формат будет – «антиликбез»…

«ПОСЛЕДНЕЕ МЕТРО» (1980)

О любимых фильмах. Антиликбез

1980 год. Знаковое событие – через двенадцать лет после «Войны и мира» Бондарчука, снова советский фильм увенчан «Оскаром»! И вот «Москва слезам не верит» – уже признанный шедевр, и некая точка отсчета «настоящего» киноискусства, и «большая победа наших кинематографистов», и любимое кино миллионов…
А знаете, между чем и чем выбирали тогда американцы, отдав в конце концов предпочтение фильму Меньшова? Главным его конкурентом было «Последнее метро» Трюффо. Денев «против» Алентовой. Депардье, сам того не ведая противостоящий Баталову. Фильм мастерски-артхаусный, сложно-утонченный, чуточку абсурдный, безумно красивый, несущий ауру высочайшей европейской культуры… Вот именно – очень, очень европейский. Для американской киноакадемии – слишком. По всему – безусловный победитель, но… так не хочется именно ему нашу, американскую, статуэтку присуждать… А тут – нате пожалста, – сказка! Все та же беспроигрышная сказка про Золушку. Золушка, правда, cоветская, но зато – мило, привычно, понятно… Это последнее обстоятельство особенно важно: американцам понятно.
Ура, есть «Оскар»!..

…Посмотрите «Последнее метро» Франсуа Трюффо.

«НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС» (1961)

О любимых фильмах. Антиликбез

Все самые громкие процессы над главными нацистскими преступниками уже позади, они – за рамками фильма. На экране – «всего лишь» очередной, один из многих эпизодов разбирательства: суд над… фашистскими судьями. Теми, кто выносил страшные, неправедные приговоры, в том числе осуждая людей на насильственную стерилизацию по признаку «генетической неполноценности». И вот теперь – их черед занять место на скамье подсудимых и ответить за свои преступления – преступления страшнее уголовных, так как деятельность этих крупнейших юристов подводила теоретическую базу под идеологию нацизма.
Но – демократия есть демократия, великий гуманистический закон нерушим: у того, кого обвиняют, должны быть и защитники. И защищать нацистских преступников берется некий молодой адвокат. Берется за процесс заведомо для него провальный, не сулящий особых денег, более того – грозящий разрушить его дальнейшую карьеру. Почему?.. Вот пронзительные, на мой взгляд – ключевые слова фильма: «Я хочу дать униженной, побежденной, растоптанной нации шанс сохранить хотя бы остатки достоинства!..»

Да, есть и такая, непривычная для большинства, умеющего, как правило, рассматривать все на свете только со своей кочки зрения, сторона дела – дать слово каждому. И именно в этом, может быть, подлинное величие демократии.

По безусловной, безмолвно подразумевающейся логике, роль адвоката должен был играть немец. И вот перед нами на черно-белом экране возникает прекрасное, одухотворенное лицо Максимилиана Шелла – одного из самых блестящих немецких интеллектуалов второй половины ХХ века и актера, прискорбно мало известного у нас (разве что в качестве последнего мужа Андрейченко). Лично мне очень смутно помнится обрывок виденного в раннем детстве фильма по Сартру «Затворники Альтоны», из которого я, конечно, ровно ничего не поняла, но вот – помнится! И главное, что всплывает в этом обрывочном воспоминании, – лицо Шелла…

За роль в «Нюрнбергском процессе» Максимилиан Шелл получил «Оскара», «переиграв», затмив силой своего присутствия на экране Спенсера Трейси, Берта Ланкастера, Марлен Дитрих, Джуди Гарленд, Монтгомери Клифта!..

…Посмотрите «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера.

«КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛЬФ» (1960)

О любимых фильмах. Антиликбез

В юности, в первых своих фильмах, она больше всего напоминала Дину Дурбин. Потом – прямо-таки нереальная красавица в «Последний раз, когда я видел Париж» (особенно на фоне совершенно бесцветного партнера, выбранного, видимо, лишь за сходство с Фитцджеральдом). Ослепительная и вполне статичная Клеопатра, которую играла не актриса, а ее красота. «Самая известная брюнетка Голливуда», взбалмошная знаменитость, сменившая восемь мужей и, по слухам, под занавес вышедшая за собственного шофера… Ну, что еще мы знаем о Лиз Тейлор? Добавить сюда можно, конечно, многое, но, боюсь, среди всех этих определений едва ли встретится – «великая актриса». Вот и я была далека от этой оценки – до того недавнего вечера, когда наконец, запасшись временем и соответственно настроившись, села смотреть «Кто боится Вирджинии Вульф». Внимательно вслушивалась в текст – всегда «раскладываю» подобные зрелища на визуальный аспект и словесную основу, особенно когда это – хорошая литература. До того дважды видела телеспектакль с Волчек и Гафтом. Мастера, что говорить. И сделали они все мастерски. Но… может быть, не хватило им для настоящего «нерва» – убийственной любви и истерического супружеского опыта Тейлор и Бартона? Ибо именно такими, как эта американская пара, для меня теперь всегда будут герои Олби – Джордж и Марта.
Марта… Стерва, извращенка, садистка, – нет, женщина, вынужденная всю жизнь играть эту роль, так трагически ей не подходящую. Но маски обладают свойством прирастать к лицу, – и Марта – вульгарна, развратна, всегда непристойно пьяна. И – прекрасна… Так прекрасна, что досадливое нетерпение охватывает зрителя, когда она ненадолго исчезает с экрана, уступая его другим персонажам фильма, – ну покажите же нам снова Ее!..

…Посмотрите «Вирджинию Вульф». Длинный, тягостный, великий фильм. С Элизабет Тейлор – великой актрисой.

«О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ» (2010)

О любимых фильмах. Антиликбез

Четверка городских интеллигентов среднего возраста, решивших сбежать от повседневной суеты на «лоно». Нормальные мужики, то и дело прикалывающиеся друг над другом, кстати, даже не всегда остроумно; говорящие о вещах самых естественных в подобной ситуации, сиречь о женщинах – женах и любовницах, и любую полувысказанную мысль друга понимающие и подхватывающие на лету…
Очень знакомая расстановка людей и обстоятельств, где-то уже видено подобное… Только там городских интеллигентов на природе было трое… Ну конечно – «Три плюс два». Фильм, как считается, всенародно любимый, который, кажется, не надоедает пересматривать снова и снова. Неудивительно: все герои как один – красавцы и красавицы, опять же – природа, опять же – любовь… Зрительный ряд настолько притягателен, обаяние актеров настолько непобедимо, что в диалоги уже и вслушиваться не обязательно. А если все же вслушаться? Вот так закрыть глаза, абстрагироваться от милой картинки, моря, точеных фигурок актрис в купальниках… И вслушаться в то, о чем и как ведут беседы эти, по заявке авторов, высоколобые интеллектуалы: врач (правда, ветеринарный, над чем, по непонятной причине, не устают издеваться его друзья), дипломат и даже доктор наук! И поразит унылая бездарность их словаря, на удивление плоские шутки, вроде украдкой лягнуть друга под зад или посадить в его тарелку краба; банальнейшее мышление вполне себе обывателей…

О любимых фильмах. Антиликбез

Произведение, как известно, не может быть умнее своего автора, – что ж, видимо, именно так представлял С. Михалков, автор пьесы «Дикари», по которой снята эта давняя комедия, склад ума и чувство юмора перспективных молодых работников науки и культуры.

Леша, Слава, Саша и Камиль из «О чем говорят мужчины» о научных степенях не помышляют, на крутых интеллектуалов не претендуют. Обычные мужики, удравшие на пару деньков от жен, детей, деловых партнеров… И говорят-то, и делают самые обычные вещи, и все это – то, что говорят и делают, – безумно смешно. По-умному смешно. То, что герои носят имена играющих их актеров (и, заодно, – полноправных авторов фильма), – подсказка: они, скорее всего, очень похожи, а может и просто идентичны этим симпатягам из «Квартета И». Обычным, нормальным мужикам. Которым удалось всего-навсего сделать «нормальный» шедевр новой российской комедии.
P.S. Ну и, если честно, мне очень, очень нравится Ростислав…

…Посмотрите «О чем говорят мужчины» Дмитрия Дьяченко.

«ДЖЕН ЭЙР» (1943): СОПЕРНИК ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ

О любимых фильмах. Антиликбез

Телевизор смотрю довольно редко, жаль на выдуманные чужие страсти тратить время своей жизни (дай Бог успеть прожить, сделать, прочувствовать все, чем она наполнена в реале). Однако рубрику «Викторианцы» по телеканалу «Культура» – не простила бы себе, если бы не…
В ней и показали одну из самых первых экранизаций «Джен Эйр», с Орсоном Уэллсом (!). Тот самый – бессмертный «Гражданин Кейн», незабываемый «Третий человек»… Вот уж кого, кажется, не могла бы никак представить в роли Рочестера!.. Пока он не появился на экране. И сразу свел к нулю все старания бедняжки Фонтейн, с ее сытым личиком и хлопающими глазками…
Но вообще-то я сейчас не об этом. А о сценарии, равного которому по мощи среди экранизаций этого романа – а я видела их не меньше пяти – не знаю. В какие-то моменты масштаб фигуры сценариста, бесстрашно, рукой мастера дополняющего классически-хрестоматийный, известный наизусть сюжет новыми поворотами и острыми диалогами, – пожалуй, перерастал автора романа. Но кто же это, чей сценарий?.. Пропустив титры, я мучилась этим вопросом до конца фильма. А когда он кончился – в половине второго ночи, – не поленилась пойти в кабинет, заново загрузить уже отключенный на ночь компьютер и найти это имя.
Олдос Хаксли.

…Посмотрите «Джен Эйр» 1943-го года.

«ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ» (1973)

О любимых фильмах. Антиликбез

…«Срочно вызывайте Боба Сен-Клера!!..» – «Боба Сен-Клера?! Это настолько серьезно?»
«Чем занимаетесь, Сен-Клер?» – «Да скука, полковник, скука…»
«Океан! Ты такой огромный, как душа моя…» – «Отлично, Боб! Чьи стихи?» – «Мои!»
«О, простите меня, ради бога! Я думал, что я…» – «Боб Сен-Клер? Но вы ошиблись…»

Все эти диалоги из фильма Филиппа де Брока «Великолепный» я и мои друзья когда-то знали наизусть. А изумительные пейзажи Лазурного берега и Ампуко, а длинноногая красавица Жаклин Биссе, а мексиканские гитары, а ослепительная улыбка Бельмондо!.. Конечно, пародийность всего этого бросалась в глаза сразу, еще даже до того, как на экране возникал унылый, издерганный бессонницей и безденежьем, воюющий со своим издателем и собственной домработницей неудачливый писатель Франсуа Мерлен. Но тогда мы, не очень продвинутые подростки и молодежь конца 70-х (когда фильм наконец дошел и до нашего проката), не соотносили все это с еще одной, главной пародией зарубежного кинематографа. Говорю так потому, что не чем иным, как остроумнейшей самоироничной пародией нельзя назвать те фильмы, ассоциации с которыми неминуемо должен был вызывать «Великолепный». Но мы, бедные советские старшеклассники, ТЕХ фильмов тогда еще просто не знали, не видели, их не показывали в СССР. А теперь – вопрос: какие шесть имен должны бы стоять в одном ряду с Бельмондо – Бобом Сен-Клером?..

…Посмотрите «Великолепного» Филиппа де Брока.

«КОКОКО» (2012): НАЕЗД ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ЛЮДЕЙ

О любимых фильмах. Антиликбез

…Нет, слукавила Дуня Смирнова: мол, «…пришла идея рассказать про сильную женскую дружбу двух абсолютно чуждых друг другу душ, в которой будет и взаимное притяжение, и период счастья, и период жуткого разлада. Я страшно рада, что это не история мужчины и женщины; здесь нет эротического пыла, все страсти кипят исключительно в душе…».

Я пересмотрела этот фильм уже три раза – с неубывающим наслаждением – и все яснее понимаю: идея-то гораздо жестче, острее и главное – совершенно, СОВЕРШЕННО новая в мировой литературе, кинематографе, культуре вообще. Я, по крайней мере, не могу вспомнить ни единого произведения, в котором затрагивалась бы эта тема. Та самая, что стоит в заголовке этого текста.
Даже если бы ничего больше не написала и не сняла Смирнова, все равно бы осталась в истории русского кино только из-за гениального финала «Кококо»: героиня грубоватая, вульгарная, с хамскими провинциальными замашками, с психологией проститутки – продолжайте ряд определений сами, – кричит, с ужасом глядя на героиню умную, тонкую, ранимую, рафинированно интеллигентную:
– Не отдавайте меня ей!! Не надо!!! Не отдавайте меня е-е-ей!!..

…Посмотрите «Кококо» Авдотьи Смирновой.

КОД «ПИАНИСТКИ» (2001)

О любимых фильмах. Антиликбез

По телеканалу «Киноклуб» показали «Пианистку» Михаэля Ханеке (чью знаменитую «Любовь» так до сих пор и не нашла в себе силы посмотреть от начала до конца – слишком все похоже на историю ухода моего близкого человека шесть лет назад…).
Да, «Пианистка». Коды, шифры, что и говорить… Если режиссер хотел сделать, как он выразился, «не порно, а просто непристойный фильм» (??..), то ему это удалось. Но для меня остался так и не разгаданным другой, мой личный код: дело в том, что впервые я смотрела «Пианистку» в тогда еще существовавшем «Музее кино», причем со спутником – мужчиной. В то время из фильмов уже не вырезАли слишком откровенные сцены, тем более это невероятно допустить для показа именно в «Музее кино». Значит, все эти сцены были и мы смотрели их вместе. Почему же из этих «откровенных» я не помню НИ ОДНОЙ? Мало того, не помню даже каких-то своих особых эмоций – смущение, волнение… – ничего. В памяти остался от того просмотра только эпизод, где героиня насыпала в карман пальто своей ученицы битое стекло. Виноват фильм? Или мой тогдашний спутник?.. Но, во всяком случае, недавно пересмотрела эту ленту словно впервые. Спасибо каналу «Киноклуб», Михаэлю Ханеке и, конечно, неповторимой Изабель Юппер.

…Посмотрите «Пианистку».

«НЕВИННЫЙ» (1976)

О любимых фильмах. Антиликбез

«– Из переходных месяцев вы предпочитаете апрель или же сентябрь?
– Сентябрь. Он – женственнее, задушевнее, загадочнее. Кажется весною, виденною во сне. Не знаю почему, но, всматриваясь в любую местность в это время года, я всегда думаю о прекрасной женщине, только что родившей и отдыхающей в белой постели, улыбаясь изумленною, бледною, неизгладимою улыбкой. В сентябрьских полях есть какое-то изумление и блаженство рождающих…»

Габриэле д,Аннунцио. Тот самый, скандальный, циничный и одновременно не в меру изысканный, фашиствующий эстет. Писатель, подобного и равного которому в итальянской литературе так до сих пор и не нашлось.

…Хотите узнать, как прочел одного великого итальянца другой? Посмотрите «Невинного» Висконти.

ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ (2013)

О любимых фильмах. Антиликбез

Из вчерашней переписки с другом:

«Тебе обязательно нужно посмотреть фильм “Выживут только любовники”. Насладишься. Картинкой, музыкой, атмосферой, именами и ссылками, метафорами и юмором. Сам сюжет не ахти какой, но завораживает. Плюс Джармуш сыплет везде намеками на произведения и авторов, – ты поймешь».

«А почему ты считаешь, что именно мне нужно “обязательно” его посмотреть?»

«Потому что только ты и поймешь (смайлик). Я “вычислил” всего двух персонажей: в паспорте у главной героини написано, что она Дэйзи Бьюкенен (отсылка к Гэтсби), и друга героини зовут Кристофер Марло (который написал поэму “Тамерлан”). А там таких имен и аллюзий много».

«Уже заинтриговал сильно… Сейчас буду смотреть, где можно скачать на бесплатном ресурсе…».

«Если не найдешь, привезу тебе завтра».

«Отлично, привози. Заодно и коллекцию почищу. Вчера уже удалила несколько фильмов, в том числе, с большим удовольствием, – убогую, до удивления предсказуемую, до уныния бездарную “Магию лунного света”, которую не спасают ни Колин Ферт, ни хороший русский дубляж».

Итак, выживают только любовники… Ну да, вампирская драма. Но – постмодернизм, Джим Джармуш. Любимый режиссер Шамшада Абдуллаева. И потом, «любовники» – от «любовь»… Да еще так горячо-настойчиво рекомендует друг…

Буду смотреть.

Лейла ШАХНАЗАРОВА.

  1. Замечательно. Не просто обычная газетная статья — многими местами это настоящая, пылкая литература, и, может быть, по накалу, честности и языку — лучшее из того, что я читал у Л. Ш. в целом. Есть поляны словесной вязи, которые пьянят и отсылают выше прикладных целей данного текста и авторской задачи. (…Тем более, что я — запойный кинофаг, то есть персона, страстно заинтересованная в подобных ярких дорожных картах и указателях…)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Covid-19. Печальный итог 9 июля: 5 больных скончались, 472 новых диагнозов

9 июля в стране было зарегистрировано 472 случаев заболевания Covid-19. Из них 275 были обнаружены в карантинных...

Выборы президента в Беларуси: кандидаты

Документы на регистрацию подали семь претендентов. После проверки сданных подписей в ЦИК сообщили, что необходимых ста тысяч нет у Валерия Цепкало; он...

Стоимость контрактного обучения в вузах останется прежней

Сумма контракта в наступающем учебном году не изменится даже в десяти вузах страны, перешедших на самофинансирование. Об этом сообщил...

Хоким Кашкадарьи пообещал оставить население без такси в случае нарушения карантинных требований

Хоким Кашкадарьинской области Зойир Мирзаев напомнил жителям области о том, что службы такси в обязательном порядке должны соблюдать карантинные требования. В противном...

Определена процедура получения компаниями стикеров на период карантина

Для того, чтобы получить разрешительный стикер, частным предприятиям и компаниям следует подать запрос в хокимият. О процедуре оформления стикера...

Больше похожих статей