Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Браво, маэстро Шохакимов!

Браво, маэстро Шохакимов!

Браво, маэстро Шохакимов!

Часть 2

Маэстро Азиз Шохакимов – один из самых молодых дирижеров в республике, назначенный в этом году Главным дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана, давно завоевал признание за пределами страны. Слава и высокий статус не обрушились на него нежданно – путь к ним растянулся на долгие и полные событий годы.

В 2015 ему исполнилось всего 27 лет, пятнадцать из них связаны с дирижерским пультом. Двенадцатилетним подростком он впервые выступил со школьным оркестром в Большом зале консерватории - дирижировал Пятую симфонию Бетховена. Следом - концертные выступления с камерным оркестром «Поющие струны», симфоническим оркестром консерваторской оперной студии. Затем дирижерский дебют с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана и назначение ассистентом дирижёра оркестра.
В 13 лет Азизу доверили дирижировать оперу «Кармен» Жоржа Бизе в ГАБТе имени Алишера Навои. Успех был головокружительным. За ним последовали выступления с российским Молодежным симфоническим оркестром Поволжья в Тольятти, с концертами в Москве и других городах России, а также во Франции, Израиле, Украине… К 16 годам - лестное приглашение Владимира Спивакова на стажировку в Национальном филармоническом оркестре России и признание юного дирижера из Узбекистана «открытием сезона».
В 2005-м Азиз Шохакимов становится лауреатом государственной премии «Нихол», стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участвует в международном юношеском конкурсе дирижеров в Безансоне (Франция) и 4-м Международном конкурсе дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте.
И наставники, и зрители говорили о ярком темпераменте и харизматическом даре, подчиняющем музыкантов власти тонкой кипарисовой палочки юного дирижера.
Есть от чего голове закружиться, чем восхититься и чему позавидовать. Но молодой маэстро не забывает, что залог его успехов на музыкальном Олимпе - любовь и помощь родных и наставников.


- Поступив в Республиканский специальный академический музыкальный лицей имени Успенского, я учился игре на скрипке и вокалу, пел неаполитанские песни, пока не стал ломаться голос. Тогда-то Владимир Борисович Неймер, управлявший оркестром, в сопровождении которого я пел, пригласил меня в свой класс дирижирования - рассказывает Азиз. - Он решил обучать дирижерскому искусству детей. Инициативу одобрили в школе, консерватории, Национальном симфоническом оркестре и даже в Фонде Владимира Спивакова по поддержке одаренных детей. Профессору удалось доказать успешность своей школы, и сегодня его «дирижёрчики» побеждают на международных конкурсах. Мы много выступали в России, в 2006 году по приглашению прославленного Зубина Мета гастролировали в Израиле. Владимир Борисович преподал мне основы дирижирования и стал вторым отцом, он сопровождал и поддерживал меня в зарубежных поездках, оставаясь наставником и в консерватории. Я играл в оркестре, учился понимать оркестр изнутри, дирижировал, проникаясь свойственной Неймеру интуиции. Думаю, дирижер - профессия второй половины жизни и надеюсь со зрелостью постичь нечто глубинное в этой профессии.

Азиз - младший из четверых детей в семье Шохакимовых. С ранних лет он был вовлечен в артистическую жизнь – родители организовали самодеятельный семейный ансамбль, выступали на свадьбах, исполняя музыку разных народов. Так что артистизм и чувство музыкальных стилей у него в крови.

- Бесконечно благодарен маме, - признается Азиз. - Без ее заботы я бы не состоялся как музыкант. Мама водила меня в школу, часами просиживала в коридорах или актовом зале, чтобы в перерыве накормить домашней едой. Хлопотала в инстанциях и министерствах, решая проблемы с концертными поездками. Я ощущал себя центром семьи. Мечтал о высоком предназначении, сверял жизнь по судьбам выдающихся дирижеров, хотя вне дома был стеснительным, даже робким. Еще до поступления в консерваторию осознал, что одних природных способностей недостаточно – необходимо много читать, глубоко изучать музыку. Поддержку семьи чувствую и сегодня, приезжая в Ташкент. Домашние стараются соблюдать тишину, всячески опекают меня. Но лучшим временем для работы, как и в юности, остается ночь, когда замирают все внешние шумы и можно «прочесть» партитуру, прослушать исполнение произведения в записи или тихонько проиграть его фрагменты на пианино, выстраивая свою интерпретацию. С годами, правда, выработалась привычка работать в любых условиях, даже на ходу размышляю над произведением, которое предстоит исполнить.

Беседовать с Азизом не менее интересно, чем слушать оркестр под его управлением. Одна из первых наших бесед состоялась после победы в престижном конкурсе дирижеров в старинном немецком городе Бамберге.

- Этот конкурс имени Г. Малера основали Пол Мюллер и Эрнест Флеишман, - рассказал Азиз. - На конкурс подали заявки 289 молодых дирижеров из 40 стран мира. Как и все претенденты, я предоставил для первого конкурсного испытания записи своих выступлений с симфоническим оркестром и оказался в числе 12 кандидатов, приглашенных на финал конкурса. Начался полугодовой труд над сложной конкурсной программой – я готовил к конкурсу Четвертую симфонию Малера ( третью часть, финал) и произведение современного композитора, их предстояло исполнить с Бамбергским симфоническом оркестром. Дирижировать следовало в великолепном Концертхалле, но без репетиций и публики, способной своей энергетикой поддержать исполнителей – это очень непросто. По традиции, заложенной основателями конкурса, члены жюри сидели в отдельных кабинках для гарантии независимости суждений и оценок. Конкурс был для всех участников суровым испытанием. В жюри был и ректор Дрезденской Штатскапеллы. После конкурса он пригласил меня к себе и предложил через год выступить с его коллективом, который входит в десятку лучших оркестров мира. Обратили на меня внимание и концертные агентства Европы. Через полгода подписал контракт с нью-йоркской менеджерской компанией. После выступления с оркестром Дрезденской Штатскапеллы меня начали активно приглашать и другие коллективы.
Браво, маэстро Шохакимов!

С тех пор прошло пять лет. К менеджерской компании в Нью-Йорке, которая занимается гастролями маэстро, добавились и другие, в числе которых Studiomusica из Италии. Концерты в Италии, Швейцарии, выступления с Лондонским Филармоническим оркестром в Брайтоне и Истборне, с Франктфурским — во Франкфурте. И еще оперы – «Евгений Онегин» в Болонье, «Кармен» в Дюссельдорфе – всего не перечесть. В августе 2014 Азиз выступил на фестивале «Волшебное озеро» в Люцерне; в июле 2015 дал четыре концерта в Израиле с Израильским симфоническим оркестром Ришона Ле Циона, программу которых составили No. 29 Моцарта и симфония No. 4 Брукнера. Некогда Азиза упрекали в юношеском максимализме. Он и сейчас ни в чем не признает профанации, хотя стал терпеливее, научился убеждать и просто, понятно объяснять музыкантам их задачи. С ним легко работать, признают солисты. Ставя себе высокие планки, он и сам учится у каждого, но полагает, что дирижер должен создавать свое видение музыкального произведения и добиваться от оркестра соответствующего этому видению исполнения.

- В наше время в музыкальном мире остро встает проблема интерпретаторства, - считает маэстро. - Партитуры композиторами размечены точно и, исполняя Стравинского, безусловно, непозволительно добавлять что-то от себя. В произведениях же, романтиков, или, к примеру, Брамса дозволена свобода, но и ею нужно пользоваться с умом. Если в своих действиях как дирижер ты логичен, если произведение, исполняемое оркестром под твоим управлением, убеждает, значит, все было сделано так, как должно. Классика расширяет сознание, производимый ею эффект равноценен катарсису – духовному очищению.

Маэстро занимает не только мир музыкальных образов. Его волнуют политические катаклизмы и экология, духовные поиски и пути к достижению гармонии.

- Хочется жить во благо обществу, семье, себе - признается Азиз. - Я человек ленивый, но хорошо усвоил: приходится чем-то жертвовать ради общего блага. И время нужно тратить не на расслабленный отдых, а на обретение новых знаний, учебу и на то, чтобы делиться обретенным. Я должен отдавать, что имею: свою способность к музыке. Не чувствую себя дирижером в том понимании, какое вкладывается в это понятие в Европе. Здесь дирижер воспринимается как менеджер и человек медийный – привлекательный, умеющий общаться с людьми, договариваться со спонсорами о финансировании оркестра. Все это немаловажно, но это не музыкальные, а административные задачи, они входят в обязанности директора или менеджера. К сожалению, современные дирижеры больше внимания обращают не на музыку, а на коммерческую сторону деятельности оркестра. Не так много дирижеров, по-настоящему посвящающих себя музыке. Но и сейчас есть гениальные дирижеры, которые служат для меня примерами. Это венгерский дирижер Иван Фишер - музыкальный руководитель и главный дирижёр Оркестра Концертхауса в Берлине. Он прекрасный человек, я имел честь с ним познакомиться. Еще один из великих современников – немецкий дирижер Кристиан Тильман, знаю его по музыкальным и видеозаписям, много слышал о нем от музыкантов. Одним из лучших дирижеров мира считается уроженец Ленинграда американский маэстро Семен Бычков. Есть и другие.

На вопрос, как оценивает маэстро, что в дирижеры в XXI веке так часто приходят молодые, он ответил:

- Крайне негативно. Я и сам молод. И числю себя в дирижерском искусстве учеником. Да, приходится брать на себя ответственность дирижера. Но пока я больше музыкант, хотя дирижирование – моя профессия. И она призывает постоянно учиться. Даже языкам. С 2011года много времени провожу за рубежом. Объясняюсь, обычно, на английском, но в Италии могу понять итальянскую речь – восприятию помогают музыкальные термины и знакомые с детства итальянские песни и оперные арии. Сейчас изучаю немецкий. Построение музыкальных фраз и интонаций отличается у композиторов разных народов. Мелодичность сочинений итальянских композиторов, выраженная артикуллированность в музыке немецкой – почувствовать и понять эти важные различия помогает знание языков. Словом, я учусь. Не стоит бояться, что чего-то не знаешь. Нужно искать, спрашивать, присматриваться и прислушиваться к опыту других. Не идти на поводу у гордыни, быть свободным от нее. Заметил, что известные дирижеры никогда не бояться выслушать совет, оставаясь благожелательными, даже если они не примут рекомендаций. Они имеют силу признать, что чего-то не знают, тогда как слабый музыкант непоколебимо уверен в своей правоте и всезнании. Конечно, порой стыдно сказать, что чего-то не знаешь. Но я ведь стану лучше, восполнив пробел.

Было интересно узнать, что нового почерпнул мой собеседник из жизни в других странах.


- Понял, что мир очень разный, но единый в главном. В нем существуют разные культуры и социальные условия, но в людях и в том, что их окружает, много общего, в особенности у людей культуры. Где бы ни находились артисты – музыканты, художники, актеры - они соблюдают определенный этикет и исповедуют общие ценности. Это выражается в уважении к людям, в терпимости. Как и культура, невежество в любой стране тоже имеет общие черты, прямо противоположные заповедям культуры – нетерпимость, насилие, физическую и духовную нечистоплотность. Противоядием эти качествам служит культура, если с детства прививать ее и в семье, и в обществе – на примерах, а не на словах. Занятия искусством и спортом учат концентрации, сознательности, гибкости, развивают ум и тягу к познанию. К сожалению, медиапространство во многом ориентирует людей на потребление. Но главная ценность не в вещах, которые служат людям и в какой-то степени подчиняют себе человека, главное - в воспитании детей. В этом деле социальные ролики и проповеди, которыми изобилуют отечественные телепрограммы, не панацея. Для детей и молодежи очень важен пример взрослых. Слово действенно, когда оно соответствует поступкам. Рассказывают, как-то к Махатме Ганди – глубоко почитаемому в Индии духовному лидеру - пришла женщина с сыном. Пожаловавшись, что не может отучить ребенка от излишнего пристрастия к сладостям, попросила сделать внушение, что сладкое вредно и может развить гедонизм - тягу к чувственным удовольствиям. Ганди попросил ее придти к нему вновь через неделю. И при очередном визите спокойно, но убежденно сказал малышу: «Не ешь много сладкого – это вредно». Женщина с удивлением спросила, почему нужно было ждать неделю, чтобы произнести такие простые слова. «Я и сам люблю сладости», - произнес Махатма, - и чтобы призвать вашего сына не есть их, должен был отказаться от них». Такая вот простая притча, о которой не мешаем помнить, воспитывая новое поколение.

Встречаясь и беседуя с Азизом, вижу, как растет мастерство и выкристаллизовывается личность незаурядного человека, возрастает стремление не просто к профессиональному, но духовному росту. Вот как отзывается о нем народный артист Исмаил Джалилов:

- Это дирижер нового поколения, сформировавшийся в эпоху новых условий и новых духовных ценностей. Я и другие солисты - Муяссар Раззакова, Нормумин Султанов и Ольга Александрова - с удовольствием пели, когда оркестром дирижировал Азиз Шохакимов. Он чутко улавливает все нюансы исполнения, ведет оркестр за исполнителем, предоставляя свободу вокалисту. В то же время он обладает ярчайшим темпераментом и твердой выдержкой, широчайшим диапазоном творческих возможностей. Прекрасно дирижирует оркестром при исполнении крупных симфонических произведений, требующих воли и зрелости. У него большое будущее.

Это будущее наступило. В октябре 2015 года, после концерта в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, Азиз Шохакимов принявший на себя ответственность за вверенный ему Национальный симфонический оркестр, подошел за благословением к ведущим отечественным дирижерам, которых считает своими учителями - маэстро Захиду Хакназарову, Дильбар Абдурахмановой и Владимиру Неймеру. Корифеи аплодировали ему в этот вечер вместе с восхищенной публикой. Сегодня Азиз Шохакимов в Дюсельдорфе. У него напряженный творческий график, но дирижер поддерживает тесную связь с музыкантами оркестра.
В начале февраля нас ждет новая встреча с маэстро. На сей раз гвоздем программы станет сочинение Дворжака, а сюрпризом - известный зарубежный солист, имя которого пока не раскрывается.


Тамара САНАЕВА.
Фото: Patricia Truchsess (Kronberg Academy Festival).
Комментарии
Искренне рад успехам земляка! Эркин Юсупов,солист оркестра Большого театра России ,доцент МГК им.Чайковского
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)