Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Все начиналось с колеса

Все начиналось с колеса

Все начиналось с колеса

Сорок миллионов! – именно этой цифрой измеряется число новеньких машин, которыми ежегодно пополняется количество автомобилей в мире. К 2035 же году, как предсказывают эксперты, их число во всем мире достигнет 1,7 миллиарда! Иными словами, наша планета наводнена автомобилями, – можно сказать, что сегодня это планета машин. Между тем, история автомобиля насчитывает на удивление небольшой срок: в следующем году исполнится всего лишь 130 лет со дня создания первого автомобиля. Но это если вести отсчет собственно с факта выпуска агрегата, который более или менее напоминал своим видом и свойствами то, что мы подразумеваем под современным автомобилем. Однако настоящая «автомобильная» история уходит в глубокую древность.
Слово «автомобиль» происходит от греческого «аутос» – «сам» и латинского «мобилис» – «подвижный». То есть – «самодвижущийся». Этому понятию и соответствует буквально прилагательное «автомобильный». Которое сначала, надо сказать, относилось ко всем механизмам – часам, куклам-автоматам, игрушкам... Попытки же создать самодвижущийся экипаж неоднократно предпринимались в разных странах и в разные эпохи.
А начиналось все с колеса. В истории оно известно примерно с середины четвертого тысячелетия до новой эры (Месопотамия).
Колесница, повозка, карета... Медленно текла эволюция в совершенствовании транспорта, менялись типы экипажей, названия же некоторых из них перешли в наше время к автомобилям: купе, фаэтон, кабриолет, ландо... Например, термин «седан», принятый ныне для кузовов «Москвича», «Волги», «ВАЗа» (закрытый, с двумя рядами сидений и четырьмя дверями, по две с каждой стороны), – еще более древний, чем слово «карета», и произошел он от названия старинных крытых носилок – паланкинов. Открытый кузов автомобиля «УАЗ-469» и двухдверного «Запорожца» ведет свою историю от экипажных кузовов «фаэтон» и «купе». Кузов типа «коч» или «купе» («укороченный» – фр.) – с одним-двумя рядами сидений и двумя дверями, по одной с каждой стороны.
Чтобы закончить классификацию кузовов автомобилей, добавим, что «лимузин» – это «седан» с перегородкой за спинками передних сидений. «Универсал» или «комби» отличается от первого более наклонной задней стенкой. «Кабриолет», «фаэтон» – кузова с открывающимся мягким верхом.
В качестве мерила мощности долго оставалась в автомобильной терминологии «лошадиная сила», пока недавно не приняли общую единицу – киловатт (около 3/4 лошадиной силы).
Каких только экипажей не было среди предков автомобиля! Тачанки, повозки, коляски... Или, к примеру, самокаты итальянца Леонардо да Винчи, немца Альбрехта Дюрера, русских Леонтия Шамшуренкова и Ивана Кулибина. Это руками Кулибина построена «самокатка», приводившаяся в движение мускульной силой человека и имевшая много узлов, сходных с частями современного автомобиля: шестеренчатую коробку передач, механический тормоз, роликовые подшипники. Трехколесная «самобеглая коляска» крепостного крестьянина Шамшуренкова имела такой же «двигатель».
Первым практически действовавшим паровым автомобилем считается «паровая телега» француза Кюньо. Она была изготовлена в 1769 году в мастерских парижского Арсенала и предназначалась для перевозки снарядов и транспортировки орудий. На современный взгляд паромобиль Кюньо выглядит довольно забавно: длинный, на трех колесах, посредине – стул, спереди – паровой котел. Пар вращал переднее ведущее колесо, а человек, обслуживающий машину, должен был разжигать и поддерживать в топке огонь, то есть топить печь или, по-французски, – быть шофером. Отсюда и пошло название профессии водителя автомобиля.
Все начиналось с колеса

В России первый автомобиль с паровым двигателем построил в 1818 году изобретатель Степан Барановский. А в начале тридцатых годов того же века другой изобретатель, Амос Черепанов, соорудил самоходный тягач с паровым двигателем, который его современники назвали «паровым слоном».
В 1825 году инженер Стефенсон водрузил паровик на рельсы, и первая железная дорога связала Стокгольм и Дарлингтон. Тяжелому паровику сразу стало легче бегать, избавившись от ухабов и рытвин, плохих дорог. Стало уходить меньше угля, реже случались поломки.
Но с тех пор пути развития автомобиля и паровоза разошлись, тем более что в 1876 году немецкий инженер Николаус Отто изобрел двигатель внутреннего сгорания.
Претендентов на почетный титул изобретателя автомобиля, в современном понятии этого слова, зарегистрировано 416. Но не более пяти из них оставили заметный след в истории. Среди них отмечают Зигфрида Маркуса, Джорджа Селдена, Делямар-Дебутевиля. И все же чести называться изобретателями автомобиля удостоены всего двое – немцы Готлиб Даймлер (1834–1900) и Карл Бенц (1844–1929).
Любопытно, что эти два человека, жившие в соседних городах и работавшие в одно и то же время, так и не познакомились друг с другом. Оба они самостоятельно спроектировали, построили, опробовали и запатентовали работоспособные машины с двигателем внутреннего сгорания. Даймлер в апреле 1885 года построил свой одноколейный экипаж, а Бенц в январе 1886 года – экипаж с газовым двигателем (во всем мире эта дата и считается временем рождения автомобиля). Благодаря их изобретениям в 1926 году были созданы фирмы «Даймлер» и «Бенц».
Все начиналось с колеса

Французская фирма «Пежо» приступила к выпуску своих автомобилей в 1891 году. Это были модели типа «визави» («лицом к лицу» – фр.). А через несколько лет там же была построена еще одна интересная модель – «панар-левассор».
Еще в 1892 году в США свой автомобиль создал Генри Форд, но промышленное производство он начал только в 1903 году. С 1909 по 1928 гг. с конвейера постоянно сходила его знаменитая модель «Форд-Т».
Так автомобиль медленно, но уверенно входил в нашу жизнь. Красноречива динамика увеличения выпуска автомобилей. В 1900 году в эксплуатации в разных странах находилось: во Франции – 5600, в США – 700, в Великобритании – 394, в Германии – 268 и в России – 35 автомобилей.
Но уже через десять лет заводы Генри Форда выпустили около 35 тысяч автомобилей. Еще через пять лет их количество превысило полмиллиона. А за 1921–1922 годы с конвейеров предприятий Форда сошло 1250 тысяч автомобилей.
Все начиналось с колеса

Интересно отметить, что почти все автомобили первого и второго десятилетий ХХ века выпускались с кузовом типа «кабриолет» и «фаэтон». Это и «роллс-ройс», и «клемент-баярд», и «гадвик», и «стэнли стимер», и «кадиллак», и «максвелл джентльмен спидстер».
В России первым создателем настоящего автомобиля был инженер Е.А. Яковлев. Его изобретение – четырехколесный легковой автомобиль – успешно демонстрировалось в 1896 году на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. А первый грузовой автомобиль, построенный русским изобретателем Борисом Луцким, экспонировался в 1900 году на Всемирной выставке в Париже и получил большую серебряную медаль.
Производство легковых автомобилей началось в Петербурге в 1903 году на заводе Пузырева. Но больше десяти автомобилей выпустить не удалось, и их производство прекратилось. Возобновилось оно на Русско-Балтийском заводе в Риге и продолжалось с 1908 по 1915 годы.
В это время в Италии, Франции, Англии, США и других промышленно развитых государствах продолжался массовый выпуск автомобилей различных моделей. В начале двадцатых годов делаются попытки выпуска автомобилей в советской России. Десять первых полуторатонных грузовых «АМО-Ф15» были собраны в 1924 году на заводе автомобильного московского общества. Серийное же производство легковых автомобилей «ГАЗ-М-1» началось лишь в 1936 году на Горьковском автозаводе. Этот автомобиль имел мощность двигателя 50 лошадиных сил и закрытый кузов. В начале Второй мировой войны этот автозавод начал выпускать автомобили повышенной проходимости «ГАЗ-67», а с 1953 года – «ГАЗ-69». «Газик» долгие годы был бессменным тружеником, особенно в сельской местности, так как имел оба ведущих моста и отличался простотой конструкции. Лишь в последние годы его сменил современный вездеход – «УАЗ-469», выпускаемый Ульяновским автозаводом.
В первые послевоенные годы Горьковский автозавод начал выпуск автомобиля «ГАЗ-М-20» («Победа»), название которому было дано в честь победы в войне с фашистской Германией.
Почти одновременно начался выпуск автомобиля «Москвич-400», который имел небольшую массу и мощность двигателя всего лишь 23 лошадиные силы. Оба эти автомобиля предназначались для индивидуального пользования.
Все начиналось с колеса

В 1950 году Горьковский автозавод начал выпускать шестиместный легковой автомобиль «ЗИМ» повышенной комфортабельности. На нем был установлен модернизированный двигатель автомобиля «ГАЗ-51» мощностью 95 лошадиных сил. А с 1957 года этот автозавод приступил к выпуску самого быстроходного в мире «танка» – так называли за рубежом «ГАЗ-21» («Волгу»). И сейчас этот автомобиль можно еще изредка увидеть на наших дорогах.
Его место на конвейере занял автомобиль – тоже среднего класса – «ГАЗ-24». Сейчас выпускаются новые модификации этого автомобиля.
После «М-400» в 1954 году московский завод АЗЛК освоил выпуск нового модернизированного автомобиля «М-402», затем – «М-407», «М-408», «М-2138», а сейчас – «М-2141». «Москвичи» выпускал ижевский автозавод. С его конвейера сошли одновременно «М-412», «Иж-2715» и «Иж-Комби», а позже новая модель «Иж-2126».
С 1963 года автозавод «Коммунар» начал выпускать малолитражные автомобили «Запорожец» различных модификаций. А с вводом в строй Волжского автозавода парк легковых автомобилей пополнился «Жигулями» различных модификаций.
Помимо легковых автомобилей, упомянем и об огромном семействе грузовиков: «ГАЗах», «КАЗах», «КРАЗах», «КАМАЗах», «БЕЛАЗах», «ЕРАЗах», а также об автобусах и маршрутных такси.
Все начиналось с колеса

Необходимо сказать несколько слов и о продвижении автомобилизации в Узбекистане. Первые автомобили здесь появились в начале прошлого века. К 1910 году по Ташкенту уже курсировало около десятка маломестных автобусов французского производства. В начале двадцатых годов при Совете народного хозяйства Туркреспублики была образована Центральная автостанция, где имелось 60 легковых и грузовых автомобилей. Позже появились автомобили зарубежных фирм: «Рено», «Форд», «Мерседес», «Опель». Значительно позже было создано Главное управление местного транспорта Туркреспублики, подчиненное народному комиссариату путей сообщения. Начало 30-х годов – время появления в Узбекистане первых автомобилей Горьковского автозавода. В республике создается Главное управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта, а в 1939 году – Народный комиссариат автомобильного транспорта Узбекистана. В это время стали бурно создаваться автохозяйства, в которых насчитывалось до 100 единиц транспорта. Немного позже при Ташкентском индустриальном институте был открыт автомобильно-дорожный факультет, а в Коканде – автодорожный техникум.
Все начиналось с колеса

И наконец, говоря об истории и внедрении в нашу жизнь автомобилизации, нельзя не сказать о таком важном этапе в жизни независимого Узбекистана, как создание собственной автомобильной промышленности. Помимо автозавода в г. Асака Андижанской области, с конвейера которого сходят сегодня такие заслужившие широкое признание у потребителей марки, как Damas, Nexia, Matiz, Lacetti, Tacuma, Epica, Captiva, – в Самарканде производится выпуск современных автобусов и грузовиков. Таким образом, Узбекистан, не имевший ранее своих автозаводов, теперь имеет их несколько, и автомобильная промышленность ныне стала одним из стержневых направлений экономики республики.
Все начиналось с колеса

А автомобили продолжают свое победное движение по планете…

Дилором Нурмухамедова.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

А зачем вообще нужна махалля, если она плюет на нужды людей? Пенсионер и инвалид II группы рассказала свою историю о том, как работает махаллинский комитет (видео)

Выгодная рассрочка от UZAUTO MOTORS

Ташкентцы продолжают ходить без масок: за два дня карантинный режим нарушили 429 человек и 137 предприятий

Стало известно, кто больше всех заработал в период пандемии COVID-19

expo
Похожие статьи
Теги
Дилором Нурмухамедова