Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Законы детства

Авиценна жил в эпоху, когда не просто верили в Бога, но глубоко понимали суть Божественного Вызова - Ответом, на который могла быть только любовь как способ социальной жизни и обретения гармонии в природе вещей.

Законы детства

Авиценна во всех своих инновациях шел этим путем - Путем Сердца. Он утверждал, что логика воспитания «начинается с поиска равновесия в характере ребенка, что достигается предохранением его души от сильного гнева, сильного испуга, печали и бессонницы». При этом воспитатель всегда должен «быть готовым к тому, чтобы подать ему то, чего он захочет и пожелает и отстранить от него то, что он не любит».

Выдающийся гигиенист детства С.М.Громбах, будучи моим официальным оппонентом на защите кандидатской диссертации «Гигиенические воззрения Ибн Сины (Авиценны)» в 1983 году, был потрясен, что тысячелетие назад была выработана эта единственно верная стратегия формирования гармонично развитого поколения, суть которой не только в гигиенических процедурах, а, в первую очередь, в «предохранении души ребенка». Стратегия эта поражает тем, что в ней заложен алгоритм «воспитания души» в детстве - прочный фундамент основ духовного развития личности на протяжении всей жизни.

Законы детства

Т.Н.Исхакова, В.И. Исхаков, С.М.Громбах. Москва, 1983 г.


Стратегия Авиценны служит ярким примером того, что в истории науки содержится немало идей, которые и в наши дни могут быть практическим руководством к действию. Ведь как сегодня не хватает в детских поликлиниках, яслях, детских садах и начальных классах средней школы подобной стратегии. С какой тоской каждый из нас вспоминает произвол воспитателей, их упорное стремление навязать детскому сознанию свою тупую волю тотальной несвободы мысли и действия.

Так, Диоген, однажды прогуливаясь по Афинам, в задумчивости остановился, глядя, как учитель розгами наказывает ученика. «И это у нас называется воспитанием!» - сделал печальный вывод философ. Прошли тысячелетия и давно уже нет Диогена способного сказать сегодня педагогам, врачам, воспитателям: «И это у нас называется воспитанием?!».
Авиценна, даже будучи в мире вещей мусульманского мира, находится во многих вопросах духовного развития и воспитания души настолько далеко в будущем, насколько наша сегодняшняя система воспитания и образования находится в прошлом. Г. Спенсер в своем фундаментальном труде «Воспитание умственное, нравственное и физическое», писал: «Относительно законов жизни господствует такое полнейшее невежество, что люди даже не знают, что ощущения суть их естественные и (если только они доведены до болезненности продолжительным неудовлетворением) самые надёжные руководители»1.

Согласно Авиценне задача воспитателя – врача и педагога оберегать «естественные чувства ребенка», ибо «образ достойного человека, формируется путем уравновешивания характера ребенка силами любви и добра. Так достигается истинное здоровье, – свободный дух в здоровом теле». Понять интеллектуальные масштабы этой стратегии воспитания, оценить ее педагогический уровень, позволяет простое сравнение с взглядами признанного теоретика педагогики Дж. Локка искренне считавшего: «Что касается упрямства и намеренного непослушания, то их можно исправить только силой и побоями, потому, что от этого зла нет другого лекарства»2.

Впрочем, что здесь сравнивать? Выбор в столь тонкой сфере как формирование личности всегда делают те, кому общество доверяет создавать будущее. Пока в большинстве стран выбор сделан в пользу рекомендаций Дж. Локка, но без сомнения не за горами время, когда человечество начнет мыслить высокими категориями Любви, и наступит время «Канона врачебной науки».

Для Авиценны игры – закон детства. Вся его логика воспитания построена на принципе приоритета игр как основы социальной реальности ребенка. Согласно Авиценне «режим образа жизни ребенка, строится на постоянной заботе, стремлении сделать его мир радостным, полным игр и душевного спокойствия. Когда ребёнок проснется, то хорошо выкупать его в тёплой воде и затем дать ему возможность немного поиграть. Далее, очень важно его вовремя покормить и снова отпустить, но уже для продолжительной игры на воздухе»3.

Пространство ребенка также, как и Время существуют по особым законам бытия, в которое социальная жизнь взрослых вторгается как комплекс ограничений, порой настолько жестких, что личность ребенка как зеркало начинает отражать жестокую реальность взрослых. Это вторжение разрушает естественную потребность в любви, добре, радости. Человек, еще не состоявшись как личность, подвергается разрушению, «ибо злой нрав извращает естественную природу ребенка, проникая в недра его натуры, обуславливает проявление злобы, зависти, что отражается на его поступках, внешнем виде, иссушает его тело, делает его безразличным к чужой боли, формирует образ жестокого и трусливого человека»4.

Авиценна считал, что мир вещей ребенок должен постигать постепенно. Его душа, покинув «потоки времени» должна учиться заново. Сначала это игры, потом сказки и лишь достигнув шестилетнего возраста, в его жизни должен появиться первый учитель. «Ученичество должно постепенно входить в его жизнь, пишет Авиценна, - не следует сразу привязывать его к книге»5. Последняя рекомендация сегодня особенно актуальна, так как появились рекомендации «компетентных специалистов» начинать обучение ребенка чуть ли не с пеленок, отравляя бесполезной информацией его чистое восприятие мира.

С рождения ребенок может получать только одну информацию из внешнего мира, считал Авиценна. Это информация, сокрытая в музыке. То, что душа ребенка прочтет без труда. Известно, что ему принадлежит крупное сочинение «Свод науки о музыке». Наряду с трудами аль-Фараби оно представляет ценный вклад в историю и теорию музыки.
Авиценна рассматривал музыку как уникальный физиологический раздражитель с адекватным эффектом. За его рекомендацией воздействовать на характер ребёнка музыкой и песней стоят глубокие знания музыкальной культуры и, в первую очередь, идей Пифагора, который считал, что при помощи музыкальных мелодий можно улучшить настроение, излечить душевные переживания и восстановить здоровье.
Обращаясь к своим современникам и потомкам на страницах «Урджузы» Авиценна любви:

941. Я сказал: для ребенка нет в мире запретов
Только игры и сказки – суть Истины в этом.

944. Пусть на звезды он чаще взирает, их песни
Всех земных голосов для ребенка чудесней.

(Пер. В.И.Исхакова)

Законы детства

Жозефина Уолл. "Чарующая"


В философских глубинах исламской культуры есть удивительная сентенция Пир-Вилайят – Инайят-хана, который проповедовал: «Ваше бытие стало казаться тщетным – вы поняли, что жаждете свободы. В ностальгии почему-то, неимеющему даже названия, вы стали смотреть на звезды»6. Все это культура «простых тайн» Восточного Ренессанса, в которой Авиценна черпал свои советы, как формировать образ свободного человека буквально с колыбели и, в то же время, имел четкую программу действий, режимов, способов, методов ухода за ребенком. Этот плодотворный синтез отражает его умение расширять научную задачу, умещая в одном действии и философию жизни, и поэзию, и музыку, и галеновский эклектизм и богатый эмпирический опыт античных методиков.


Владимир ИСХАКОВ.

Примечания автора

1. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. – Санкт-Петербург, 1880, с. 24.
2. Локк Дж. Мысли о воспитании и о воспитании разума. – Санкт-Петербург, 1913, с. 75.
3. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. – Кн. I. – Ташкент, 1981, с. 311.
4. Там же.
5. Там же.
6. Вилайят-Инайят-хан, Пир. Пробуждение. Опыт суфиев. – М., 2002, с. 13.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Узбекистанцам ограничат беспошлинный ввоз товаров из соседних государств

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Взрыв в Бухарской области унес жизни пяти молодых женщин. МЧС обнародовало имена погибших и пострадавших

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
В. Исхаков