Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Духовной жаждою томим…»

«Духовной жаждою томим…»


«Духовной жаждою томим…»Ах, как всё-таки изящно изъяснялись классики. Так можно было выразиться только о тех людях, для которых ничто в жизни и никогда – даже самые большие блага - не заменяло высокого смысла наиглавнейших понятий: добра, справедливости, чувства красоты, гармонии, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству, человеческого братства и дружбы. По сути дела, именно такие люди во всей истории цивилизации прославляли свой народ, свою страну, способствуя их прогрессу и процветанию, становились их героями, их вечной честью и славой. Как правило, такие Личности возникают и формируются в наиболее критические, переломные периоды развития своих стран или общества – периоды, которые чаще всего было принято называть несколько пугающим теперь словом «революционные», хотя по существу, в силу действительно фундаментальных преобразований, они и в самом деле носили судьбоносный характер и последствия.

Известно, что счастлив народ, который в такое основополагающее время обретает мудрого и страстно одухотворённого руководителя, но оправданно счастлив и вождь, если высокие и благородные помыслы охватывают всё население, и прежде всего его активную, «моторную» часть. Только тогда вполне естественные, нормальные устремления людей к благополучию, к максимально большим набором качественных атрибутов жизни не становятся самоцелью, не вытравливают из сознания и душ людских благородные духовные потребности и порывы. У богатства, у роскоши есть одна крайне опасная особенность: они завораживают, манят, с одной стороны, возбуждая в человеке его не всегда самые лучшие инстинкты, а с другой – усыпляя его совестливость, его здоровые начала.

Как и следовало ожидать, после десятилетий плохо скрываемой зависти ко всему иностранному – я имею в виду прежде всего высокое качество и разнообразие ширпотреба и опять же высочайший уровень, и доступность сервиса – во всех новых постсоветских государствах главным, определяющим стало стремление к обогащению, в «вещизму», к внешним проявлениям зажиточности и удачливости на фоне прозябания пассивной части населения, его наиболее уязвимых слоёв. И то, и другое особенно болезненно сказывается прежде всего на молодёжи, на подрастающем поколении.

Эти рассуждения можно было бы отнести к попыткам чисто теоретических изъяснений автора, если бы с болью и грустью не пришлось признать, что в определённой степени такие опасные, хотя и вполне объяснимые тенденции коснулись и нашей страны. Видимо, настолько была велика «романтическая» вера в раскрепощающую, благотворную силу обретения политической независимости, перехода к свободным рыночным отношениям, стимулирующим развитие творческих, созидательных, предпринимательских начал в человеке, что на первых порах вопросам целенаправленного и системного идеологического воспитания нашего юношества, не придавалось нужное, приоритетное значение, особенно на местах. Со временем, правда, были предприняты немалые усилия по изменению мировоззренческого, нравственного и правового воспитания молодёжи – к примеру, и через инициированное молодёжное движение «Камолот», и через создание Центра духовности и просветительства. Только признаемся честно – пока ещё по эффективности воздействия на умы и сердца нашего юношества «Камолот» так и не достиг уровня работы бывшего комсомола. Возможно, и Центр духовности и просветительства пока ещё уступает всеохватной деятельности былого общества «Знание» и других форм влияния на сознание широких слоёв населения.

Так или иначе, но горький опыт известных событий в самой республике, а также удручающие факты участия некоторой (пусть и небольшой по численности) заблудшей части узбекской молодёжи в крайне опасной и непредсказуемой по последствиям деятельности так называемого «Исламского государства», свидетельствуют о формализме и слабости многих наших идеологических институтов и формирований. Не случайно, руководство страны постоянно подчёркивает насущную необходимость постоянной и эффективной работы с подрастающим поколением, важность не расслабляться, не терять разумной бдительности и осторожности, памятуя при этом незаменимость фактора духовности и признания общечеловеческих ценностей в жизни.

Да, для этого требуются настойчивые и постоянные усилия и активное неравнодушие «всех и вся», то есть всего общества, в том числе, и средств массовой информации. Кстати, думаю, что у нашего портала накапливается весьма положительный опыт по правильному и действенному освещению многих жгучих событий вопросов и событий в разделе «Антитеррор».

А ещё - требуется решительное избавление от административных методов командования и принуждения, максимум здорового демократизма и вдохновения. Выдавая такие сентенции, всегда хочется опереться на авторитет классиков. Немецкий философ и писатель XVIII века Иоганн Готфрид Гердер писал: «Лучшие духовные наши силы без вдохновения засыпают. Они – сокрытый в нас трут, который ожидает искры».

Искры, и постоянного огня вдохновения, и страсти – ибо без них невозможно не только созидать новое общество, но и устоять против реальных внешних и внутренних угроз нашему молодому государству.

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Изменен порядок изъятия земельных участков для государственных нужд

В Ташкенте еще трое госпитализированы после приема обычных лекарств

Тонны фри и пюре: в Ташкенте начал работу единственный в Центральной Азии завод по переработке картофеля (видео)

В Ташкенте два человека отравились Тримолом и Димедролом

expo
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев