Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Браво, маэстро Шохакимов!

Браво, маэстро Шохакимов!

Браво, маэстро Шохакимов!

Часть 1

Выступления в Ташкенте молодого, но успевшего завоевать известность в других странах мира дирижера Азиза Шохакимова давно ожидали узбекистанские поклонники классики. В день концерта Национального симфонического оркестра Узбекистана в Большом зале консерватории не пустовало ни одно из кресел, плотно был забит публикой и балкон. Не всем из желающих достались билеты, но лишь студентам консерватории разрешили занять «стоячие» места за последним рядом амфитеатра.

Выпускник Государственной консерватории Узбекистана дирижер Азиз Шохакимов, еще в студенческие годы удостоенный звания лауреата престижнейшего международного конкурса имени Малера, ныне известен во многих странах мира. Получив диплом о высшем образовании, он самостоятельно искал путь к профессиональному становлению и с успехом проявил себя на международных площадках. Несмотря на напряженную концертную деятельность, выступления в оперных и концертных залах Италии, Австрии, Германии, Великобритании, Швеции, Израиля и других стран, его не оставляла мысль о судьбах музыкального искусства в родном отечестве. Он всегда готов был откликнуться на просьбу выступить в родном для него Ташкенте и недавно принял предложение стать главным (пока, в силу напряженного гастрольного графика, приглашенным) дирижером Национального симфонического оркестра Узбекистана.

Не по возрасту зрелое мастерство, проникновение в глубинную сущность музыкальных творений, чистота и сила духа, энергетический накал, выразительная мануальная техника и пластика – все это покоряет в молодом дирижере. Он прибыл из Германии в Ташкент 3 октября, отметил в кругу родных свое 27-летие и спустя четыре дня выступил перед ташкентской публикой с великолепной концертной программой, в которой представил симфонические произведения русских композиторов - Чайковского и Рахманинова.

Не раз доводилось слушать Pas de deux из балета "Щелкунчик" П. Чайковского, открывшее концертную программу. Вспомним, что впервые музыка к балетной постановке прозвучала тоже в концертном, а не театральном исполнении. Это было в 1892 году, в Петербурге. И с тех пор чарующие звуки "Щелкунчика" облетели весь мир, покоряя сказочной красотой и взрослых, и детей. Адажио из первого акта балета, как еще называют этот фрагмент, прозвучало особенно возвышенно, задав высокую ноту концертному вечеру. Да, именно такая музыка способна трогать до слез, завораживать и пленять, в особенности в столь мастерском, вдохновенном исполнении, которое продемонстрировал оркестр.
Браво, маэстро Шохакимов!

Фурор вызвал и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 С. Рахманинова. Когда на сцену вышла пианистка Камила Гарипова, далеко не все зрители поняли, что солист – 14-летняя девочка. Высокой исполнительской технике юной пианистки могли бы позавидовать многие. Ей удалось передать утонченную лиричность первого концертно-оркестрового творения Рахманинова. Сочинив его в студенческие годы, он впервые представил свой опус на концерте в Московской консерватории, сам же и солировал. Питомица лицея имени Успенского сумела отразить заложенную в произведении красоту порою водопадом низвергающихся или тонко-лиричных, но безукоризненно чистых звуков, продемонстрировав хорошую школу пианизма и высокий класс музыкального взаимодействия с оркестром.

И все же истинной кульминацией концертной программы стало самое крупное из исполненных в этот вечер произведений - Шестая симфония Петра Ильича Чайковского. Это сочинение - последнее в творчестве Чайковского. Премьера его состоялась в 1893 году - тоже в октябре. Чайковский сам дирижировал при первом исполнении симфонии в Петербурге. Спустя три недели его не стало – внезапно, на творческом взлете, в апогее своей славы, он заболел и покинул это мир, оставив нам свои бессмертные творения.

Не первый день ищу слова - сыгранная оркестром под управлением Азиза Шохакимова музыка не поддается описанию. Не могу выразить чувств, которые пережила вместе с дирижером, оркестром, залом… Это был не хрестоматийный Чайковский, которого слышала прежде. Оркестр не играл – он жил и дышал, слившись с маэстро, пропустившим через себя каждую ноту, тему, весь строй сложного симфонического творения. Такой эмоциональной напряженности, самоотдачи и растворения в музыке видеть и переживать доселе не приходилось. Это было истинное погружение в музыку - в ее трансцендентальную сущность, расширяющую сознание и перерождающую человека.

Приведу несколько оценок концерта. Первым из слушателей поделился своим мнением известный журналист-международник Юрий Черногаев.

- Сегодняшний концерт показал, на какой высокой ноте находится музыкальное искусство Узбекистана. Если дети в 14 лет играют как всемирно признанные мастера - а я знаю, о чем говорю, - значит, у нас в музыке замечательные перспективы, и я всех нас с этим поздравляю. Великолепна работа оркестра. Музыка звучит как нечто эпохальное – мне есть с чем сравнивать, я слышал европейские коллективы на знаменитых открытых сценах. И наш оркестр сегодня ни в чем им не уступал. Конечно, все зависит от дирижера. Я в свое время хорошо знал маэстро Захида Хакназарова – думаю, сегодня чуткая палочка главного дирижера в надежных руках.

Надо сказать, народный артист Захид Хакназаров сидел в этот вечер в зале, и, как и многие из известных профессоров и дирижеров, вместе с публикой пережил триумф преемника, заступившего на некогда занимаемое им место в Национальном симфоническом оркестре Узбекистана.

Интересно было узнать мнение о концерте первой на Востоке женщины-дирижера, народной артистки Дильбар Гулямовны Абдурахмановой.

- Азиз Шохакимов выступил замечательно! Я этого дирижера знаю давно, еще с тех пор, когда он был совсем маленьким. Была на одном из его первых концертов и подарила ему свою фотографию с пожеланием, чтобы он добился успехов в этой прекрасной, но сложной профессии. Счастлива видеть его в таком сложном произведении, как Шестая симфония Чайковского. Я ее очень люблю, и люблю этого дирижера. Молодец!
Браво, маэстро Шохакимов!

Интересно было услышать несколько слов из уст солистки Камилы Гариповой.

- Рахманинов – из любимых мною композиторов. Я очень долго готовилась к концерту. Для меня большое счастье выступить с маэстро Азизом Шохакимовым. Он талантливый. И так все ясно и конкретно объясняет - с ним легко играть...

Подошла с вопросом и к Владимиру Борисовичу Неймеру - наставнику А.Шохакимова в годы его ученичества. Казалось, он был несколько поражен работой своего питомца.

- У меня два впечатления, - сказал мэтр. – Первое – здорово, мастерски и прочее! Второе – я из другого века. Это не мой Чайковский. Мне трудно выразить свое чувство - мы пол-Европы объездили вместе, но сейчас Азиз уже на другом пути. Это европейский класс. Посмотрим дальше.
Браво, маэстро Шохакимов!

Сам маэстро Шохакимов остался доволен выступлением. Взволнованный, еще не остывший от накала пережитых музыкальных страстей, он сказал:

- Музыка формирует интеллект и характер, потому желаю публике чаще приходить в концертные залы. Оркестр сегодня показал все свои возможности, музыканты просто молодцы. Я благодарен дирижерам Владимиру Борисовичу Неймеру и Алибеку Кабдурахманову, которые готовили оркестр к моему выступлению. Они многое сделали к моему приезду. Мы одна команда - это общий успех.

Подробнее о творческом становлении маэстро Шохакимова читайте во второй части.
Продолжение следует.


Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Бесчинства по адресу Ок-йул 59 завершены, или как пенсионерке вернули участок

Руководство Республиканского центра акушерства и гинекологии присвоило более 15 миллиардов сумов

С 1 января услуги централизованного теплоснабжения будут оплачиваться по новой системе

Авиарейс Москва-Фергана совершил вынужденную посадку в Самаре из-за смерти пассажира-узбекистанца

expo
Похожие статьи
Теги
Государственная консерватория Узбекистана, Тамара Санаева