28.5 C
Узбекистан
Воскресенье, 12 июля, 2020

«Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление»

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Узбекский боксер за 81 секунду нокаутировал россиянина. Видео

В Москве прошел вечер бокса, в котором выступил узбекский боксер Музаффар Расулов (2-2, 0 КО) — его соперником был...

Автовладельцы четырех районов Ташкента выступили против массового сноса автостоянок (видео)

Несмотря на то, что кварталы, дворы, детские площадки и зеленые зоны заполонили автомобили, строительство многоуровневых стоянок городские...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,090участниковПодписаться

Знаменитый романтик Виктор Гюго ещё в середине 19 века дал такое точное, не допускающее разночтений определение войне и миру. Через столетие уже всё разумное человечество в лице Организации Объединённых Наций осознанно пришло к такому же категорическому выводу, но для этого понадобилось испытать ужасы двух страшных мировых войн.

«Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление»

Дорогой ценой приходит к людям прозрение, хотя опять же люди, а не звери и не безмозглые роботы продолжают вести и даже усиливают бесчисленные войны и по сей день в различных уголках нашей израненной планеты. Только зачинщиков этих боен не хочется называть людьми, настолько антигуманны и бесчеловечны их преступные деяния. Но никакими эмоциональными всплесками не уйти от правды – эти жестокие особи также принадлежат к роду людскому, по биологической классификации они есть «гомо сапиенс». Какое надругательство над понятием «разумный», какой парадокс! – но мало ли их вообще в далёкой от совершенства земной юдоли?

И тем не менее войнам, особенно массовым, я уже не говорю мирового масштаба, носящим характер всеохватной пандемии, нет оправдания!

Уместно ли так говорить, зная, что и нашему народу – практически всему! – пришлось принимать участие в войне, к тому же – самой жестокой, кровавой и разорительной? Не поддаюсь ли я очень модным сейчас сугубо пацифистским, оторванным от реальной жизни лозунгам и призывам? Ни в коем случае! Участие в справедливой войне не только простительно, но и обязательно, даже высоконравственно для любого народа. Только вот с дефинициями надо разобраться. Обращусь опять к незаинтересованному авторитету – французскому просветителю XVIII века Шарлю Монтескье. На его взгляд, «существуют только два вида справедливых войн: когда люди сражаются, чтобы отразить нападение врага, или, когда идут на помощь союзнику, находящемуся в опасности».

«Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление»

Звучит весьма актуально, с учётом последних событий на Ближнем Востоке, не правда ли? Да и угрозы, исходящие из соседнего к нам Афганистана, напоминают нам о злободневности этих размышлений. Продолжим их в расчёте на молодых людей, да и на родителей юношей, которым сегодня или завтра предстоит выполнить свой гражданский и патриотический долг – отслужить в рядах Вооружённых Сил страны. – Не слишком ли мы поддались эйфорическому ожиданию всеобщего мира и взаимопонимания между государствами, которые должны были настать после кажущегося окончания конфронтации в период общепризнанной холодной войны между великими державами?

Почему разумному человечеству, неоднократно испытавшему неимоверно горький опыт, так и не удаётся «перековать мечи на орала»? Почему даже после Второй мировой войны не было года, чтобы где-то не велись какие-то локальные или региональные войны, успешно собирающие свой смертный урожай? Почему, наконец, продолжаются попытки развязывания военных действий со стороны определённых сил против нашего миролюбивого государства?

Вопросы эти очень непростые, и я в данном случае не берусь на них ответить. И хотя наша восточная мудрость гласит:

«Избирают путь войны
Только те, кто неумны»,

приходится признать, что не только недостаток ума, но и другие коварные факторы сказываются на развязывании кровопролитных войн на земле.

«Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление»

Так или иначе, но сами суровые реалии жизни убеждают нас в справедливости (во всяком случае, в наших условиях) знаменитого изречения итальянского писателя и политического деятеля Никколо Макиавелли, жившего на рубеже XV-XVI веков: «Кто хочет жить в мире, то должен готовиться к войне». Сделаем поправку: «… тот должен быть способен отстоять этот мир, в том числе и военными методами». Практика показывает, что эта рекомендация дана навеки, ибо, поскольку есть и, к великому сожалению, будут конфликтные ситуации между различными государствами, религиями и культурами, будут и войны, будут попытки решать разногласия военными, силовыми методами. Грустный вывод…

Мне вспоминаются последние слова фильма «Огненные барабаны» («Битва 3-х королей») коопродукции «Узбекфильма», марокканских, итальянских, испанских и российских кинематографистов конца 80-годов прошлого столетия: «Война никогда не бывает последней». Когда мы с замечательным марокканским режиссёром Сухейль Бен-Барка (один из лауреатов московского кинофестиваля за фильм «Амок») обсуждали его сценарий, то я решительно воспротивился такой концовке – «Что за пессимизм? Надо завершить словами: «Мы верим, когда-нибудь будет последняя война и наступит долгожданный мир на этой грешной земле!». Мудрый, более старший по возрасту Сухейль не стал со мной спорить, а просто сказал, что не возражает, если в нашем варианте на русском языке прозвучат мои слова, но категорически настаивает, чтобы в зарубежных вариантах был полностью сохранён его текст. На том и порешили. Я, продолжающий (наивно!) верить в светлые идеалы будущего человечества, был доволен.

Бен-Барка совместно с нашим со постановщиком Учкуном Назаровым приступил к съёмкам своей грандиозной картины. (Экранный вариант её был в трёх сериях, а телевизионный – в пяти. По времени выпуск картины совпал с развалом Союза и другими революционными преобразованиями, и поэтому остался у нас почти незамеченным.)

Я решил поведать читателям эту своеобразную философскую историю. для того, чтобы подчеркнуть: мир ещё не созрел для всеохватного счастливого будущего, преступления ещё возможны, а посему «ухо надо держать востро!»

А.ХОДЖАЕВ

  1. Собственно ещё в древнем Риме говорили: Si vis pacem — para bellum (хочешь мира — готовься к войне). Жаль, что это было, есть и, скорее всего, будет истиной…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Число зараженных коронавирусом в мире превысило 12,3 миллиона

Число выявленных случаев коронавируса в мире за сутки увеличилось более чем на 219 тысяч и превысило 12,3...

В Ташкенте автомобиль упал с моста в канал Бурижар

Утром 11 июля в Шайхантахурском районе столицы автомобиль Lacetti упал с моста в канал Бурижар. Водитель погиб на месте.

Подросток убил 5-летнюю девочку и ранил ее мать

В Навоийской области 16-летний школьник зарезал 5-летнюю падчерицу своего дяди и ранил ее мать. Девочка погибла на месте, женщина находится в реанимации.

Что рассказала о коронавирусе сбежавшая из Китая вирусолог

Ли-Мэн Янь рассказала в интервью Fox News, что, по ее мнению, китайские власти узнали о коронавирусе задолго до того, как заявили об этом. По ее словам, ее руководители...

Италия обвиняет ИГИЛ в отправке в Европу 14 тонн наркотиков на 1 млрд. долл

Операция, проведенная полицией Италии в порту Салерно в 40 километрах от Неаполя, была одной из самых крупных в истории страны. А конфискованная...

Больше похожих статей