Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Фиал вина от Абу Али Ибн Сины

Фиал вина от Абу Али Ибн Сины

Вино для тех, в ком зреет боль,
Как будто в рану сыплют соль.
Тоска по Истине, гнет власти,
Потребность в хлебе и участье
Мудрец, шах и бродяга – вот,
Те, кто вино как воду пьет!

Абу Али Ибн Сина

Фиал вина от Абу Али Ибн Сины

Употребление алкогольных (от араб. «аль-кегель» - «самое изысканное») напитков в эпоху Возрождения, несмотря на запрет ислама, было распространено повсеместно, что, по всей видимости, связывалось с широким культивированием винограда. Вопросам употребления и хранения вина посвящены работы многих представителей медицины Восточного Ренессанса. Наряду с этим рассматривается и вред, вызываемый алкогольными напитками, вином и пивом. Например, Маймонид предостерегал: «Люди ищут опьянения, не зная страшного вреда от него»1.

Впрочем, для понимания проблемы вина в мусульманском мире следует, прежде всего, ознакомиться с эволюцией отношения к вину самого законодателя нравов на Востоке – Пророка Мухаммада. Известно, что Коран, который по началу рассматривал вино как божественный дар – «напиток пьянящий» (16 сура, 69 стих), впоследствии стал предостерегать верующих от опасностей, таящихся в вине и игре (2 сура, 216 стих и 4 сура, 96 стих); в конце концов на вино и азартные игры был налажен запрет (5 сура, 92 стих).

Ибн Сина видел в вине яд и одновременно противоядие. О яде будет подробнее сказано ниже, а вот противоядием вино, в его понимании, становится тогда, когда уже больше нет сил терпеть глупость окружающих, нелепость государственного устройства, ханжество святош и оправдывать нежелание Бога прислушиваться к тем, кто создает идеальные модели общественного устройства. В одной из своих философских сентенций он писал:

Вино для тех, в ком зреет боль,
Как будто в рану сыплют соль.
Тоска по Истине, гнет власти,
Потребность в хлебе и участье
Мудрец, шах и бродяга – вот
Те, кто вино как воду пьет!
Но если не из их числа,
Вино не пей – слетишь с седла.
Я все сказал, налей вина,
Душа моя с утра больна2.


Фиал вина от Абу Али Ибн Сины

О чем болела душа Ибн Сины сегодня можно только догадываться. Известный историк литературы Дж. Дармстетер отмечал, что «застольные песни Европы – песни пьяниц. В мире ислама это бунт «против подавления природы и разума религиозным законом». Ибн Сина жил так, что его «еле скрытое богохульство не могло ускользнуть от взора инквизитора» и «обвинения в нечестии сыпались» на мыслителя как из рога изобилия3. Во все права Дармстетер, кроме одного, Ибн Сина не был богохульником, а напротив, как он сам писал, был ближе к Богу, чем кто бы то ни было в этом мире вещей4. А жил он так, как считал верным – любил вино и компанию юных дев. И пусть это шокировало общественное мнение, как, впрочем, шокирует и сейчас. «Не судите, да не судимы будете» - сказал Господь.

Однако, несмотря на религиозную ограниченность, в этот период наряду с медициной, наблюдался невиданный доселе расцвет химии. Именно в химических лабораториях исламского мира было создано то, что современники Ибн Сины назовут «самое изысканное» - аль-кеголь. Открытие это не повлияло на рост пьянства в халифате, но стало предметом тщательного изучения воздействия аль-кеголя, в частности, содержавшегося в вине, на организм человека.

Ибн Сина никогда не был ханжой, и об этом уже сказано достаточно, но с юных лет свое личное понимание достойного – весьма раскрепощенного образа жизни, выносил как бы за скобки, в которых умещалась его научная картина мира. Ибн Сина исследователь и Ибн Сина «влюбленный в жизнь» никогда не пересекались на страницах его научных трудов.

Уделяя достаточно большое внимание вопросам «токсикологии вина», Ибн Сина с поразительной деликатностью делится с современниками знаниями об альтернативных вариантах поведения и связанных с ними последствиях, как бы предлагая людям самим сделать выбор и при этом подготавливая их к его последствиям.

Особый интерес представляют попытки в его ранних трудах раскрыть механизм разрушительного воздействия вина на организм человека. Этому отчасти посвящён малоизвестный трактат «Управление телом, о достоинствах вина, его пользе и вреде»5 (Сийасат аль-бадан ва фадаил аш-шараб ва манафиуху ва мадарруху). Трактат, вероятнее всего, был написан Ибн Синой в период его работы в бухарской библиотеке. Это годы ученичества, когда Ибн Сина еще только приступал к разработке теории натур, в частности, натурфилософии и натурфизиологии, составляющей теоретическое ядро динамики выживания в «Каноне врачебной науки».

Все радости мира вещей, считал молодой Ибн Сина, доставляются нам посредством пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и желания обладать женщиной. Благоухающий фиал вина и красота юных дев предстают как картина мира, данного нам в чувствах. Первоосновой этих пяти чувств является дух, имеющий индийское название «удж», который состоит из пяти капель крови сокрытых в глубине сердца.

«Природа «удж» уравновешена, но иногда под влиянием сильного опьянения происходит потеря равновесности: если «удж» немного сдвинется, человек потеряет сознание; если из сердца произойдёт поднятие «удж» к мозгу, наступает внезапная смерть».

Ибн Сина особо подчеркивает, что «Свойства вина противоположны свойствам «удж» и поэтому «Блаженство тела и духа возможно лишь при употреблении небольшого количества вина. У пьяного человека теряются ум, стыд и терпеливость. Поскольку человек теряет эти достоинства, он теряет человечность». Ибн Сина тем самым предостерегает: вино способно действовать разрушающе на мозг.

Влияние индийской медицины на Ибн Сину до сих пор недостаточно изучено. Вместе с тем, совершенно очевидно, что по сути рассуждения Ибн Сины в трактате о соотношении функций сердца и мозга восходят к Аристотелю.

Первым на эту связь указал Л. Фейербах. Он писал: «Для Аристотеля мозг является внутренним органом, который беднее всего кровью и холоднее всего; поэтому назначение его состоит только в том, чтобы умерять жар сердца», особо подчеркивая тот факт, что: «Знаменитый арабский врач и философ Авиценна нашёл себе опору в проводимом Аристотелем различии, согласно которому чувственная сила коренится в сердце, но обнаруживается в мозгу»6.

С точки зрения современной физиологии эти взгляды, безусловно, ошибочны и показывают, что Ибн Сина опирался на философские идеализации человеческой природы индийских врачей, но прежде всего Аристотеля. Но для нас сегодня важно другое – настойчивое стремление молодого врача-философа создать систему взглядов, в которой понимание здоровья и болезни, их причин, условий, их вызывающих, могло бы подтвердить догадку о разрушающем действии вина на мозг человека.

Значение этой догадки трудно переоценить ещё и потому, что до Ибн Сины вред, причиняемый вином, связывали в основном с отдельными сортами, например, Цельс считал легко портящимся внутри организма сладкое вино и напитки из вяленого винограда. Вместе с тем известно, что Гиппократ широко использовал вино в диететике. Гален считал вино териаком в токсикологии. Ибн Сина всю свою сознательную жизнь не заканчивал и не начинал день без фиала вина. Но, в молодости в своем трактате «Управление телом, о достоинствах вина, его пользе и вреде» он сделал очень важный вывод: «Вино – разновидность яда».

В другом своем трактате «Краткое изложение великой пользы» - тем, кто злоупотреблял вином, он советовал делать почаще кровопускания и использовать фруктовые соки, в частности, гранатовый сок, который считал настоящим противоядием от ядовитых свойств даров лозы.

Были в арсенале Ибн Сины и адсорбенты, такие как ячменное толокно, которое впитывая вино, ослабляет его отрицательное воздействие на организм. Интересен также своеобразный коктейль из гранатового сока и фиалкового напитка, а также ячменная вода. В тяжелых случаях он советует промывать желудок теплой водой, смешанной с сиканджубином, делать кровопускания, после которых следует изведать блюдо из сливы, после чего полезно делать холодные примочки на лоб из семян подорожника7.

Рекомендации Ибн Сины по нейтрализации последствий злоупотребления вином носят не просто характер терапевтической гигиены, но выраженную токсикологическую направленность. И, видимо, не случайно, много веков спустя, в борьбе с последствиями алкогольного отравления в России обращались к авторитету Ибн Сины.

В журнале «Деятель» 1904 года издания была опубликована статья «Средневековый учёный Авиценна и рекомендуемое им лечение пьяниц». Здесь можно было прочесть уже знакомые нам рецепты из трактата «Краткое изложение великой пользы». Надо отметить, что простые советы Ибн Сины в журнале «Деятель» не выглядели как историко-медицинский экскурс в прошлое, а звучали вполне злободневно в 1904 году, как, собственно, вполне применимы и сейчас.

Владимир ИСХАКОВ, Татьяна ИСХАКОВА.

Примечания авторов

1 Маймонид. Письмо Моисея Маймонида к египетскому султану. Гигиенические советы / Врачебное дело. - 1930, № 16, с. 1096.
2 Исхаков В.И., Исхакова Т.Н. Древо мудрости и здоровья. Питание в истории культуры Востока. – Ташкент, 1991, с. 69.
3 Дармстетер Д. Происхождение персидской поэзии. - М, 1924, с. 34.
4 За безбожье свое пред собой один я в ответе.
Крепче веры моей не бывало на белом свете.
5 Ибн Сина Абу Али. Управление телом, о достоинствах вина, его пользе и вреде (Сийасат аль-бадан ва фадаил аш-шараб ва манафиуху ва мадарруху). Во многих списках рукописей трактат известен под названием «Хамрийят» («Книга вина»). По имеющимся в специальной литературе данным существует пять списков трактата, в том числе одна рукопись, хранящаяся в Институте Востоковедения АН Республики Узбекистан, № 2385/Х IХ.
6 Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2-х т. – Т. 1. – М., 1955, с. 513.
7 Ибн Сина. Трактат по гигиене. - Ташкент, 1982, с. 82-86.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

В Узбекистане официально отказались от «милиции»

Сотрудники "Халк" банка напутали с пенсиями, не доплатив и переплатив людям миллионы

Ученые объяснили, с чем связано «нашествие бабочек» на Узбекистан

Саида Мирзиёева высказалась о неэффективной работе пресс-служб государственных органов

expo
Похожие статьи