32.8 C
Узбекистан
Среда, 15 июля, 2020

«Не меркнут только звезды…»

Топ статей за 7 дней

С 10 июля личным транспортом будет разрешено пользоваться в определенные часы

Согласно решению Специальной Республиканской комиссии, начиная с 10 июля текущего года гражданам разрешается пользоваться личным транспортом с...

Населению Узбекистана будет предложен джизакский «Фольксваген»

По сообщению информационной службы АО «Узавтосаноат», постановлением Президента Узбекистана  от  25 июня 2020 года «О мерах по...

Рассрочка от Uzauto Motors: автомобили доставят на дом

Акция с приобретением автомобиля в рассрочку продолжается. До 15 июля автомобили UzAuto Motors можно приобрести, оплатив первоначальный...

Подпишитесь на нас

51,403участниковМне нравится
21,058участниковЧитать
2,100участниковПодписаться
«Не меркнут только звезды…»

Посвящается 100-летию И. В. Савицкого

Вместо вступления

Игорь Витальевич Савицкий… Кто сегодня не знает создателя прославленного на весь мир Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан? Музея, вобравшего в себя редчайшие произведения изобразительного и прикладного искусства, ставшего мемориалом беспримерной преданности культуре и по праву удостоенного носить имя своего основателя — заслуженного деятеля искусств Узбекистана, народного художника Каракалпакстана И. В. Савицкого.

Сегодня, 4 августа 2015 года, исполнилось 100 лет со дня рождения этого удивительного подвижника, не искавшего в своем служении ни личной чести, ни славы, ни денег. Бессребреника, собравшего и сохранившего для своей страны и народа уникальную коллекцию. Художника, этнографа, искусствоведа, реставратора, называемого «среднеазиатским Третьяковым», — личности столь же многогранной, как и созданный им самим музей, в котором он был и первым директором.

«Не меркнут только звезды…»

Наверное, все же есть некий генетический код, который, трансформируясь, передается из поколения в поколение людям особого замеса, порою мало чем выделяющимся при жизни, кроме фанатичной преданности идее. Но именно тем, кто способен сохранить культуру, в каком бы воплощении она ни предстала. Эту генетическую печать носил в крови и Игорь Витальевич Савицкий- правнук ключаря Петропавловского собора, магистра богословия и историка Церкви протоиерея Дмитрия Иродионовича Флоринского, внук профессора Киевского университета Тимофея Дмитриевича Флоринского, сын киевского юриста польско-еврейского происхождения. Потомок, взросший на корнях русской, а затем и советской культуры, превзошел предков в заслугах перед культурой мировой. И хотя не был титулован в академики, сумел воздвигнуть себе поистине нерукотворный памятник в далеких от места своего рождения песках Кызылкумов – пусть не столь грандиозный и величественный, как королевские дворцы, но известный в наши дни не менее Лувра или Эрмитажа.

«Не меркнут только звезды…»

Перелистывая страницы немногочисленных статей, рисую в своем воображении картину жизни Савицкого, с которой сама впервые детально познакомилась в музее его имени по экспонатам зала, посвященного деятельности и творчеству основателя этого хранилища произведений искусства, и рассказам работавших под его началом сотрудников музея: преемницы и незаменимого (готова под присягой заявить об этом! ) директора Мариники Бабаназаровой, принявшей музей из рук Игоря Витальевича по его завещанию, развившей его до целого музейного комплекса, прославившегося на весь мир, и написавшей книги о своем учителе и его музее; главного хранителя музея Валентины Сычевой; заведующей отделом народно-прикладного искусства Айгуль Пирназаровой, мэтра реставрации и художника Альвины Андреевны Шпаде, стоявшей вместе с Игорем Витальевичем практически у истоков создания и сохранения музейной экспозиции.

«Не меркнут только звезды…»

Директор музея Мариника Бабаназарова


Дважды посчастливилось мне побывать в Нукусе – вымечтала себе эти поездки. В первый раз, в 2005 году, во время пресс-тура JICA провела в городе чуть более суток, но удалось вне программы поездки и в нынешний музей приоткрыть дверь, и даже на старое музейное здание взглянуть. Впечатление от быстрого осмотра залов могу выразить лишь одним словом – потрясение. Казалось, мне позволили приоткрыть дверь, за которой хранятся невиданные прежде мною сокровища. Ни альбомов, ни книг о музее, ни фотографий в интернете из фондов музея тогда еще не было, все предстало моему взору первозданным.

Спустя восемь лет после первой поездки, провела в Нукусе еще целых четыре дня — вместе с молодежной группой, отправившейся в музей по гранту Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане, выделенному по программе сотрудничества в сфере образования, искусства и культуры. Предложили за проезд, проживание и доступ в музей рассказать о поездке. Рассказала, как смогла, в журнале «Экономическое обозрение» и в интернете. Но архив фотографий, аудиозаписей встреч и бесед с сотрудниками музея до сих пор не использован в полной мере. И сердце вновь рвется в Нукус, в музей Савицкого.

Помню, во вторую поездку, в 2013 году, за несколько часов до отлета из Нукуса выкроила время посетить кладбище, где упокоен прах И.В.Савицкого. Разве можно было не поклониться великому человеку? Скончался он в Москве, но просил похоронить себя в Нукусе, рассказывали музейные работники. Расспросила, как пройти на православное кладбище; хотела отправиться туда одна, но понимая, что могу не успеть на самолет, если вдруг задержит какая случайность, попросила сотрудника Швейцарского бюро, ташкентца, сопровождавшего группу в поездке и попутно ведущего фото- и видеосъемку, составить мне компанию. Признательна ему безмерно. Машину на улицах города найти нам не удалось, цветов тоже, и мы отправились пешком, с пустыми руками. По дороге, увидев у одного из домов клумбу, — два года назад это было не частое явление в Нукусе — отважилась попросить у хозяев продать немного цветов. Каково же было наше удивление, когда узнали, что дочь хозяйки, большой любительницы цветов, служит в музее. Казалось, сама судьба благоволит нам. Прихватив вместе с небольшим букетом пунцовых циний баклажку с водой, отправились дальше.

Солнце клонилось к закату, но было еще светло. Кладбище поразило полным отсутствием зелени. Кое-где росли жалкие кустики то ли верблюжьей колючки, то ли еще какого сорняка, похожего на перекати-поле, и они казались живыми островками на земле, разъеденной белесыми струпьями, проступающими сквозь темную пересохшую почву. Это, как понимаю, были скопления выброшенной снизу или же принесенной ветром соли. Земля была сплошь пропитана похрустывающими под ногами мелкими, убивающими все живое соляными кристаллами, от которых рассыпаются в песок даже горные породы — то там, то здесь встречались изъеденные кусочки гранита.

Обратила внимание на высившийся за одной из оградок изящный памятник. К нему мы и направлялись. Бронзовая фигурка девушки, наигрывающей на свирели, мягко светилась в лучах заходящего солнца. Почему-то вспомнился сказочный Лель. Автора работы мы не знали, но явно чувствовалось — отлита настоящим художником. Лишь спустя около года узнала, что памятник сотворен скульптором Дамиром Рузыбаевым. И услышала это из собственных уст автора при первом же знакомстве в мае 2014 года, когда пришла к нему за книгами-альбомами о творчестве художников Волковых, переданными мне большим другом Рузыбаева — Александром Александровичем Волковым. Заметила, после поездки в Нукус некая сила сводила и продолжает сводить меня с людьми, так или иначе причастными к жизни Савицкого – такова сила притяжения его энергии даже сегодня.

Дамир Рузыбаев рассказал мне о памятнике – но это отдельная история, заслуживающая более подробного изложения. Упомяну лишь, что спросила Дамира-ака, почему рядом с черным полированным, довольно еще новым камнем, за оградкой лежит кусок рассыпавшегося красного гранита.

— Солью разъело первый, гранитный камень, — сказал он. – И музей его заменил другим. Акатьев, бывший начальником УКС, привез габбро с Украины — родины Игоря Витальевича — в 2003 году, когда сдавали 1-й корпус.

Но обо всем этом расскажу потом — надо еще раз встретиться с автором скульптуры и в деталях все повыспросить. Надеюсь, не откажет, ему есть чем поделиться – встречался с Игорем Витальевичем, и, возможно, не раз.

«Не меркнут только звезды…»

Вернемся в 7 июля 2013 года, когда я впервые увидела бронзовую фигурку, украшающую надгробье Савицкого. Одно лишь воспоминание о ней пробуждает в памяти тонкую мелодию свирели, словно разливающую бесконечную печаль над продуваемым ветрами погостом. Прочитала выбитые на плите и выкрашенные бронзой надписи. «Все тленно, не меркнут только звезды», — гласит первая. А ниже слова: «Гениальному спасателю красоты от благодарных потомков».

«Не меркнут только звезды…»

Протерев черные полированные камни, вдруг увидела, как на плиту бесшумно опустилась золотистая стрекозка, присев на мягкий знак в слове «Гениальному». В этом выжженном солнцем и солью краю, с его почвой, покрытой язвами эрозии, стрекозе, вроде, и взяться неоткуда — не было поблизости никакой воды, кроме той, что мы с моим спутником принесли в баклажке, чтобы протереть памятник и не оставить без влаги принесенный нами, «благодарными потомками», скромнейший букет. И вдруг – такая изящная, золотистая, чистенькая стрекозка, посверкивающая выпуклыми бусинами округлых глаз на точеной головке. Вспомнилась народная примета: души предков являются нам преображенными в птиц, зверей, бабочек… Дух Савицкого – легкого и стройного, хотя, может быть, несколько нескладного, больше похожего на кузнечика в своей вечной согбенности над черепками и реставрируемыми картинами, – явился золотой стрекозой под неразличимые человеческим ухом звуки свирели… Таким он мне и представляется теперь – окрыленным, с изысканной графикой золотистых крыльев за спиной. Дух великого человека, исповедовавшего Культ Света, если трактовать слово Культура по Рериху – культ Ура. Как известно, на санскрите Ур означает свет, и эта этимология, может и народная, как-то согревает.

«Не меркнут только звезды…»

Но живя среди людей, Игорь Витальевич совсем не походил на знаменитость.

— Я с Савицким познакомился в 73 году, — написал в день 100-летия Игоря Витальевича в комментарии на фейсбуке Марат Ялышев, высокопрофессиональный дизайнер. — Должен сказать честно, он не производил впечатления великого или хотя бы даже удивительного человека. Говоря сленгом современной молодежи: обыкновенный ботан . Ковырялся в своих древних горшках, спал тут же, в музее, на раскладушке и питался килькой в томате… Показывал мне свежеприобретенные работы в стадии реставрации, что-то бормотал, немного шепелявя. Мне было всего 17 тогда. Я приехал из Питера, где учился… Обидно, но как-то так… Хочется, чтобы величие и удивительность Игоря Витальевича были нарисованы правдивыми красками. Он великий, несомненно, человек, парадоксально не обладавщий ни одной черточкой величия… Ну, просто вообще в нем не было пафоса, даже близко. В этом и есть масштаб Личности, наверное?

«Не меркнут только звезды…»

Последнее прижизненное фото И.В. Савицкого


Со дня рождения Савицкого прошел целый век, вместивший жизнь, смерть и посмертную славу Великого в своей простоте Человека, о котором теперь часто говорят с пафосом и даже спорят, какому народу приписать его заслуги – русскому, узбекскому, каракалпакскому, советскому или еще какому… А мне хочется сказать еще пафоснее – он человек планеты Земля. Или человек Вселенной, как сказал когда-то о себе Сократ. И потому сегодня о нем пишутся статьи и книги, создаются фильмы. Хотя самым важным в память о Савицком было бы просто поддержать коллектив, который он сплотил в свое время вокруг себя, помочь его ученикам в работе, не ставить им палки в колеса в их очень нелегком труде. Я видела, как много и интересно работают сотрудники музея, какую широкую ведут работу с детьми, с местным населением, с зарубежными друзьями. И хотя помощь музею оказана огромная – чего стоят только лишь два новых уникальных корпуса — да не скудеет рука дающего. Помощь музею, как любому другому учреждению культуры, не помешает и впредь, откуда бы они ни исходила: от государства, дарителей, меценатов, клуба друзей… Наверное, важно помочь с кадрами, привлечь на работу в музей молодежь, установив достойную оплату труда в этом уникальном учреждении культуры. Пишу по собственным наблюдениям, и если в чем ошиблась, готова принять поправки и дополнения в комментариях.

С 3 по 5 сентября надеюсь быть на юбилейных торжествах и официальном открытии новых корпусов музея имени Савицкого в Нукусе и вновь возложить цветы на плиту, где начертаны слова благодарности скромному, но поистине великому сыну русской земли, завещавшему похоронить его в Нукусе. Там, где родилось и живет его детище — музей.

В следующей публикации, посвященной 100-летию И. В. Савицкого, рассказ о его жизни.

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.

  1. Очень интересно, спасибо,Тамара Санаева. Всегда читаю ваши статьи про все культурные мероприятия и здесь и на культура-уз.Особенно понравилось про музей им.А.Ахматовой и про армянский инструмент дудук.

  2. Тамара, во всех ваших текстах такая сильная добрая Человечность, что их совершенно нельзя читать в дурном состоянии, в плохом настроении или просто из ленивого праздного любопытства. Надо Любить жизнь. Спасибо!

  3. Спасибо вам за теплые слова. Правда, Алина, про музей Ахматовой и дудук писал кто-то другой. Я давно уже не публиковалась на сайте Культура.уз

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В ЕАЭС проблемы на границах будут решаться более оперативно

Совет Евразийской экономической комиссии распорядился создать комитет для устранения спорных ситуаций, связанных с перемещением товаров в Евразийском...

Маэстро Кирилл Чахлов: «Из каждого лабиринта всегда есть выход»

Затянувшаяся пандемия на долгие месяцы сковала мир. Где-то звенья этой цепи ослабевают, местами крепнут, но в той или иной мере опутывают все...

Узбекистан: восстановление памятника советскому герою подстегнуло исторические споры (Eurasianet, США)

Еще до того, как в мире начались споры о том, какие статуи следует оставить, а какие — снести, в небольшом городке в Узбекистане восстановили вызвавший споры мемориал, связанный с непростым...

Newsweek (США): что Россия сделала правильно в борьбе с коронавирусом — и чем она может поделиться со всем миром

Сначала коронавирусного кризиса международные СМИ критически высказывались о мерах, принимаемых в России против пандемии. На самом же деле действия России по многим крайне важным вопросам...

Реальные ковидИОТЫ: люди, отказывающиеся от маски и соцдистанцирования, имеют более низкие когнитивные способности

"Слово "ковидИОТЫ" - это сленговый термин эры коронавируса, обозначающий человека, который игнорирует рекомендации по ограничению распространения смертельной болезни - и новое исследование...

Больше похожих статей