Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

Зависть

ЗавистьКак-то один из зарубежных послов, высказывая мнение о некоторых материалах, опубликованных мною на этические темы, неожиданно
предложил: «Господин журналист, а почему бы Вам не написать статью о зависти?» Я стал уточнять, что он имеет в виду, на что он ответил: «Я понимаю, эта тема не сугубо узбекистанская, а общечеловеческая. У Вас много морализаторских рассуждений, так почему бы не поговорить об этом, пожалуй, самым отвратительном свойстве многих людей?»


Не знаю уж до конца, в связи с чем он предложил такую идею, но сама по себе мысль эта показалась мне очень интересной и актуальной. Впрочем, боюсь, что актуальна она была всегда - даже на заре человеческого зарождения, с первыми проблесками ума и сознания «гомо сапиенс». Зависть, что у соседа оказался кусок мяса пожирнее, что кто-то другой был более удачлив на охоте или в выборе спутницы, или места проживания, толкала наших предков на хитрость, на обман, на убийство, а затем на войны внутри общежития или между целыми странами.

Увы, зависть и как следствие ненависть, например к богатым, ставшей причиной свершения целых революций, не сделала их реализаторов богатыми, во всяком случае, духовно и нравственно, ибо нищенская психология только гипертрофировалась. Здоровое чутьё, заложенное в каждом народе, исстари подсказывало людям, что именно зависть является матерью всех пороков. Это получило своё выражение и в фольклоре, и в литературе, и в искусстве: из-за зависти библейский Каин убивает своего брата Авеля; наперсница и подруга Зухры выдаёт её связь с Тахиром; идёт на подлый обман Яго, играя на доверии Отелло; приятель будущего «Графа Монте-Кристо» оговаривает его; родная сестра знаменитой певицы - героини Уитни Хьюстон из фильма «Телохранитель» покушается на её жизнь
и т,д, - примеров тысячи.

Более того: есть целая художественная литература, посвящённая напрямую этой теме. К примеру, роман «Зависть» Юрия Олеши, роман Эжена Сю «Фредерик Бастьен: зависть», где это позорное чувство раскрывается в психотерапевтическом ключе ещё задолго до появления психоанализа и глубинной психологии, повесть Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос. Истинная история», утопический роман английского писателя Л. П. Хартли «Справедливость налицо».

Зависть активно осуждается и в религиях. Так, в Коране, согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства.

Существуют специальные советы для защиты от зависти. У некоторых христианских богословов зависть считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего» - «печаль о благе ближнего».

Природу зависти и завистников прекрасно распознавали выдающиеся умы человечества, порою тщетно предостерегавшие своих незадачливых сограждан. «Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других», - писал арабский поэт и учёный Х века Абу-аль-Фарадж. По Словарю Даля, зависть — это "досада по чужом добре или благе", завидовать — "жалеть, что у самого нет того, что есть у другого".

Великий философ Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». А вот сентенция француза XVII века Франсау де Ларошфуко: «Важнейший признак высоких добродетелей - от самого рождения не знать зависть». Может быть такое7 В связи с этим я хочу поделиться необычным признанием, как-то не очень принятым в нашем обществе, - речь идёт о моей супруге. У неё много несомненных достоинств, но одно из самых прекрасных , - полное отсутствие зависти к кому бы то ни было. Даже в очень нелёгкие годы нашей молодости, когда мы втроём с маленькой дочкой порой в буквальном смысле на мои лаборантские 45 рублей «перебивались с хлеба на воду», она никогда не жаловалась и никогда не завидовала нашим более состоятельным друзьям и знакомым. Таким же был мой незабвенный отец. Слава Бога, есть свидетели, которые уважают их искренне и беспредельно.

В принципе, здесь нет ничего героического, жертвенного - это нормально. Но почему, почему мы так часто сталкиваемся с проявлениями иезуитской сущности завистливости - она выражается в тайном подсиживании, заспинном злословии, клеветнических инсинуациях , наталкивании друг на друга людей более достойных… Такое распространено и среди творческих работников, и среди научных, и среди нашего брата - журналиста, и среди конкурирующих дельцов, и среди политических деятелей. Многие помнят крупного государственного работника Узбекистана, который так завидовал и ненавидел своего бывшего соратника, имевшего некоторое время более удачливую судьбу, что лицо его стало абсолютно жёлчным, и он умер, не выдержав невыгодное для себя сравнение. Плохо скрываемая зависть и неутолённое честолюбие, мне кажется, были присущи и некоторым значительным фигурам последних десятилетий в нашем молодом
государстве.

Все мы живые люди и, конечно, не можем не замечать что-то лучшее, но если эти сравнения воодушевляют нас, стимулируют в работе над собой, если нас просто радует каждое свидетельство величия человека и его творений, то такая зависть, «белая зависть» - нужна, необходима, ибо без неё может и не быть прогресса.

Все эти рассуждения, отнюдь не отвлечённые, имеют прямое отношение к нашей действительности, к объявленным идеалам и устремлениям. Мы начисто должны менять психологию наших взаимоотношений: расточительные «громкие» свадьбы должны вызывать у нас не зависть, а осуждение, а прекрасно выполненная работа или воспитанные дети в семье - опять же не зависть, а желание подражать и умножать такие деяния и таких талантливых людей. На радость всему обществу и каждому из нас, свободному от предрассудков и низменных страстей.

Наверняка, кто-то упрекнёт меня в наивности. Может быть… но стремиться к лучшему надо во всех случаях. Гегель писал : «Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признаёт великое и возвышенное и радуется, что оно есть». Добавим: свободный человек - в свободном обществе!

P.S. Не знаю, этого ли ждал от меня дипломат, но, надеюсь, что мысли, высказанные в этой статье, не покажутся ему вздорными.

А. ХОДЖАЕВ
Комментарии
Ало Масумович, спасибо за блистательный дидактический опус, непременно поделюсь с коллегами. Сегодня день филолога, позвольте поздравить Вас и Саодат Агзамовну с этим праздником.
Этим эссе Вы сделали подарок всем своим друзьям. Говорят еще, что зависть не только ведет к неправедным и некрасивым поступкам, нравственным страданиям и болезням, но и старит людей. И Вы, и Саодат Агзамовна подаете нам, Вашим коллегам, пример во многом. Всегда с интересом читаю Ваши материалы. Вы остаетесь таким же молодым и горячим, каким Вас знают друзья и коллеги. Вот что значит жить без зависти! Еще раз - с праздником, творческих Вам удач и поклон Саодат Агзамовне.
Тамарочка, спасибо Вам душевное за добрые слова в адрес нашей семьи!
Саодат Агзамовна присоединяется ко мне. Примите и Вы поздравления и
наилучшие пожелания никогда не терять присущий Вам дух подвижничества!
Всяческих успехов! А.М.
Великолепная во всех отношениях статья, как и все, что выходит из под пера А.Ходжаева. Но хочу немного поспорить с его принципиальной мыслью о том, что «зависть, и как следствие ненависть, например, к богатым, ставшей причиной свершения целых революций, не сделала их реализаторов богатыми».
Я думаю, что главный причиной социальных революций является не зависть как таковая (это духовный фактор), а голодный желудок, рваная одежда, ужасные жилищные условия (т.е. фактор материальный). Перефразируя Фрейда, можно сказать: «любовь и голод правят миром». Ну, а на счет обогащения, то разве буржуазные революции в Европе не обогатили своих вождей?! И не только вождей, а и все третье сословие? Разве О. Кромвиль, Ж.Дантон не стали богачами? Но, конечно, большинство рядовых участников (рабочие и крестьяне) так и осталось ими. Поэтому мне кажется, что в своем большинстве в основе зависти лежит имущественное неравенство. Плебей завидовал вождю племени, удельный князь королю. Отсюда и дворцовые перевороты и т.д. Думаю, если в развитии человеческого общества наступит имущественное равенство, а я в это свято верю, основная причина зависти исчезнет
И последнее. Спасибо Ало Максумовичу, что он привел в качестве положительного примера свою замечательную, необыкновенную жену – Саодат Агзамовну. Я знаю ее еще со времен первых робких ухаживаний за ней моего друга. И вся их жизнь перед моими глазами. И эта пара, вся их семья всегда были положительным примером для меня, моей жены (которая, увы, покинула меня навсегда), нашим детям.
Ало Максумович, здоровья, долгой счастливой жизни Вам, Саодат Агзамовне и всему Вашему замечательному семейству.
Григорий Айрапетянц.
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Танцующий сотрудник ППС в Ташкенте взорвал интернет (видео)

Крупный пожар в Ташкенте тушили более двадцати единиц техники на протяжении нескольких часов

Cенсация: британские ученые заявляют о ферганском происхождении легендарной дамасской стали

В ГУВД Ташкента рассказали, кто ночью «гонял» по центру столицы (видео)

expo
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев