Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Прощай, Онегин?»

«Прощай, Онегин?»

«Прощай, Онегин?»(Вместо резюме)
Не мог и предположить, что моя несколько эпатажная статья «Евгений Онегин – романтический герой?» вызовет столь бурную полемику, да ещё с участием таких «китов», как А.М Ходжаев и С.С.Саидкасымов. Меня многие знакомые спрашивают: действительно ли я придерживаюсь столь резко отрицательной оценки этого бессмертного, без преувеличения, образа? Скажу откровенно: и «да» и «нет». Я, скорее, хотел показать, что правомерна и такая трактовка этого пушкинского героя, может быть, самого значительного и спорного персонажа во всём его творчестве.

Но главное, что польза от моей статьи, несомненно, есть. Уверен, что многие поклонники сайта Nuz.Uz. ни один раз заново перечитали этот роман – сверкающий бриллиант русской поэзии. А повторное обращение к Пушкину в любом случае очень ценно. Да и полемика сосредоточилась не столько вокруг самого Е.Онегина, а охватила более широкую сферу морали, метаморфоз нравственности, потерю многих человеческих ценностей прошлых эпох.

Творчество А.С.Пушкина будут изучать ещё многие века. Да Александр Сергеевич и сам ясно понимал своё значение для человечества. Не о том ли говорят его следующие строки:
« Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа»;
«И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит»;
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».

Кто-то из философов сказал, что всякое сравнение хромает. Соглашаясь с этим, рискну всё-таки обратиться к аналогии. Путник, идущий по пустыне, стремится достичь горизонта, но он никогда до него не дойдёт, даже если обогнёт весь земной шар. Зато по пути он увидит прекрасные картины восхода и захода солнца, чудесные явления растительного и животного мира, в любом случае, радость познания бытия. Таково и творчество Пушкина. Даже просто повторное чтение его произведений, особенно по мере накопления личного жизненного опыта, обогащает новыми мыслями, глубиной познания и доставляет огромное эстетическое наслаждение.

И нельзя не согласиться с утверждением А.Ходжаева в его отклике на статью Л.Шахназаровой «Народ или «толпа»» от 26 апреля: «Пушкина не надо ни уточнять, ни домысливать, его надо читать. Мне думается, что в него надо просто верить, как в Бога, ибо он и есть одно из самых лучших творений на земле».

Несколько слов о морали. Разделяю обеспокоенность нынешним состоянием нравственности, выраженную в статье С.Саидкасымова «Пушкин глазами молодёжи» от 29 апреля. Как истинный диалектик (доктор философских наук), он связывает общественное сознание с общественным бытием («конкретные типы личностей конкретной эпохи»). Да, «тускнеют классические образы женщин, нравственно безупречных, верных долгу». Как бы мы ни относились к феодализму, это была естественно-историческая ступень в развитии человечества. И никуда от этого не денешься. И Мирзо Улугбек, и З.Бабур, и Алишер Навои- это высочайшие явления феодальной культуры. И сам Пушкин, Лермонтов, Толстой, Глинка, Чайковский - это тоже представители дворянской культуры, творчество которых не превзойдено до сих пор. И именно в феодальном обществе высоко стояли вопросы личной чести, уважение к семье, поклонение женщине, служение отечеству, государю, наконец. (Защищая честь семьи, Пушкин погиб на дуэли).
Поэтому и были в первой четверти XIX века и Татьяна Ларина, и Маша Троекурова, для которых узы брака, семьи были священны.

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна», - говорит Татьяна Онегину при их последней встрече.

А вот что отвечает Маша Троекурова Владимиру Дубровскому на его слова « Вы свободны»: «Нет, поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского»…. « Я дала клятву, -возразила она с твёрдостью, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним».

Александр Сергеевич, от всех мужчин вам великое спасибо и низкий поклон за таких героинь!
А вот Анна Каренина - уже другой образ, созданный великим реалистом Л.Н.Толстым. Это женщина иного времени - бурного развития капитализма в России. Об этой эпохе в своё время К.Маркс писал : «Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

Я ещё могу как-то понять измену молодой женщины (но не простить), живущей с нелюбимым , хотя и во всём положительным мужем. Конечно, ей страстно хочется испытать радость взаимной любви (женщины меня поймут!). Но не могу понять молодую мать, оставившую малолетнего сына ради своего возлюбленного. Впрочем, Л.Н.Толстой лишает читателя права судить свою героиню. Эпиграфом к роману писатель взял слова всевышнего: «Мне отмщение, и аз воздам». Это в слегка изменённом виде изречение апостола Павла из Нового Завета: « Мне отмщение, я воздам, говорит Господь». (послание к римлянам, глава 12, стих 20). Литераторы, да и богословы тоже, спорят о том, какой смысл вложил в это выражение Бог. (Библия тоже неисчерпаема, как атом). Существует, по крайней мере, с десяток смысловых вариантов. Но как бы там ни было, главный вывод один: только Бог может судить и наказать А.Каренину, и никто другой. А как ты думаешь, читатель?

Конечно, неразумно требовать, чтобы отношения мужчины и женщины в первой четверти XXI века были такими же, как 200 лет назад. Но ведь мы видим не просто какие-то изменения, на Западе мы наблюдаем вырождение семьи - резкое падение рождаемости, расцвет гомосексуализма, узаконенные однополые браки, нежелание заводить семью. Те негативные явления, которые ещё три десятка лет назад были нечастыми и тщательно скрывались от посторонних глаз, теперь приобрели воинствующий характер и навязываются всему обществу.

У нас в стране мы пока до этого не дошли. Пока. Сказываются положительные традиции прошлых веков и десятилетий, религиозные ценности, государственное регулирование. Но что будет через 15-20 лет? Ведь плохое обычно легче пробивает себе дорогу, чем хорошее. Грех всегда сладок. Ежедневно мы смотрим по телевизору кинофильмы, основным содержанием которых является любовный треугольник, адюльтер, мордобой, преклонение перед «золотым тельцом». Конечно, жизнь сложнее наших представлений о ней. Но дело заключается в том, на каких примерах учить молодёжь. Несколько лет назад прошёл сериал об адмирале А.В.Колчаке, том самом, который вывез из Казанского банка золотой запас России и позорно проиграл Красной Армии. Отправив жену с двумя детьми во Францию подальше от гражданской войны, он отбил жену своего подчинённого. Не берусь судить, велика ли была их любовь (как это преподносится в фильме), во всяком случае, его любимая женщина отправилась с ним в тюрьму при его аресте, хотя этого не требовалось, и большую часть оставшейся жизни она провела в заключении. Но не на таких примерах надо учить молодое поколение.

Или возьмём нашумевший кинофильм «Титаник». Его героиня, невеста со своим женихом плывут в Америку, она влюбляется в пассажира третьего класса и за спиной жениха занимается с ним любовью. И это выдаётся как великая любовь.

А почему бы не воспитывать юношей и девушек на положительных примерах выдающихся людей, которые создали замечательную семью, всё жизнь прожили вместе и самоотверженно трудились на благо своей родины. Таковы, например, писатель Айбек с супругой, актёры Аброр Хидоятов и Сара Ишантураева, Николай Рыбников и ,Алла Ларионова и многие, многие другие. Но нет! Средства массовой информации смакуют совсем другие истории.

На этом заканчиваю. Прощай Онегин? Или снова здравствуй?

Г. АЙРАПЕТЯНЦ
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Певицу Шахло Ахмедову лишили лицензии за «откровенный» клип (видео)

«Потому что нет бумажки»: ведущие передачи «Орел и решка» рассказали, как им запрещали вести съемки в Ташкенте (видео)

В Узбекистане ожидаются снег и морозы

Президент утвердил в будущем году три дополнительных нерабочих дня

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Онегин, А.С. Пушкин, Г. Айрапетянц