К пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 существующий сегодня миропорядок оказался неготовым.
Политики вынуждены выбирать правила игры в сложившейся ситуации, буквально разрываясь между рекомендациями медиков и экономистов.
Первые настаивают на жесточайших методах карантинных мероприятий, вторые пророчат глубокий экономический кризис и рецессию в случае проведения строгих санитарно-противоэпидемических мероприятий.
Первые уверяют, что промедление с принятием карантина приведет к коллапсу всей системы здравоохранения, вторые уверяют, что обвалившаяся экономика и массовая безработица, в конце концов, унесет куда больше человеческих жизней.
Примеров последствий от рухнувших экономик в современной истории предостаточно. Сегодня американские эксперты вспоминают исследования о массовых увольнениях в Пенсильвании в 1980-х годах прошлого столетия. Тогда ученые констатировали, что 40-летние мужчины, потерявшие работу, в среднем умирали на 1,5 года раньше, чем обычно. Более того, уволенные гораздо чаще страдали хроническими заболеваниями, чем в предыдущие годы.
Массовая безработица в странах Европы, например, в Греции или Италии привела к резкому:
— росту самоубийств среди предпринимателей, лишившихся дела всей своей жизни;
— увеличению числа хронических заболеваний, вызванных стрессом, депрессией, излишним потреблением алкоголя и наркотиков.
Да и в истории России есть мрачный период шоковой терапией командой Е.Гайдара в 90-х годах. Каждый четвертый россиянин в результате сильнейшего экономического спада тогда сидел без работы, а средняя продолжительность жизни в этот период «свалилась» аж на 7 лет с (с 64 лет в 1990 году до 57 лет в 1995-м) – в стране царил настоящий хаос.
По данным шведских ученых потеря работы, бизнеса, привычного образа жизни – мощный удар по человеческой природе. Такой удар несет в себе явно выраженную опасность для здоровья. Особенно вырастают риски для психического состояния человека, что совершенно естественно — социальная незащищенность, худший доступ к системе здравоохранения и масса других проблем, делают свое дело.
В такой ситуации политикам приходится выбирать между двумя очень плохими сценариями: продолжению смертельно опасной пандемией или развитием глубокого экономического кризиса. Оба сценария критично опасны, но политикам приходится маневрировать, стараясь одновременно избегать и одного, и другого.
Нам же остается уповать на то, что выбранный нашим правительством баланс между двумя кошмарами, в конце концов, окажется наиболее удачным, а последствия будут не столь катастрофическими, как предрекают эксперты.
Виктор Михайлов
Экономического спада не почувствуем! Как таковой экономики и нет! Есть кучка чиновников в правительстве которые лобируют свои интересы в своем бизнесе. Об этом недавно четко выразился депутат Расул Кушербаев. И хокимы которые направо и налево распродают землю, так называемым застройщикам! Только всё это чревато совсем другими катаклизмами, чем спад экономики! И чем гибче и быстрее сооринтируется правительство и президент, тем меньше народ будет ощущать последствия пандемии!