18.4 C
Узбекистан
Вторник, 22 сентября, 2020

«Неформатный» обзор важных культурных событий

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

У знаменитого Чиназского рыбного базара в Ташобласти будет новый хозяин

Как следует из постановления Президента страны от 29 августа 2020 года "О мерах по поддержке и повышению...

Во Владивостоке обнародовали подробности осуждения на 8 лет гражданки Узбекистана за пособничество «Катибат аль-Тавхид валь джихад»

11 июня 2019 года Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена...

Подпишитесь на нас

51,597участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,250участниковПодписаться
«Неформатный» обзор важных культурных событий

Догадливые читатели, конечно же, сразу поняли, что не случайно я использую слово «неформатный» — для многих почитателей мельпомены прошедшая неделя началась с «клубного вечера» в Государственном молодёжном театре Узбекистана, где два дня ставились спектакли Московского театра «Современник» «Неформат». Уже на пригласительных билетах было обозначена цель этих постановок – показать их всем, «кто хочет узнать секреты театра; кто пытается понять, как и из чего рождаются спектакли; кто готов увидеть и впечатлиться». Согласитесь, необычная форма обращения к зрителям. Но всё стало понятно после окончания спектакля, который, строго говоря, не является цельным произведением одного или двух авторов – он состоит из 12 отрывков различных пьес классических и современных драматургов:, Пушкина, Булгакова, Достоевского, Погодина, Шекспира и др.

Сценические эпизоды были составлены по желанию самих актёров театра, которым не просто хотелось сыграть какие-то роли, но, главное, выразить те или иные мысли и чувства, волнующие их своей злободневностью и характером. Присутствовали и драма, и комедия, и кабаре. Авторы идеи и видеопроекции Галина Волчек, Сергей Гармаш и другие сумели гармонично и выразительно связать все представленные этюды в один большой разговор о Любви, о смысле жизни и искусства. Удалось ли? Бесспорно, потому что за один вечер меломаны получили возможность вспомнить выдающихся драматургов, окунуться в различные эпохи и обстановку. Мы увидели и услышали, как раскрывалось дарование маленького парижского «воробушка» Эдит Пиаф, что волновало шаржированного, но не гротескного Ленина в беседе с обычными рабочими и солдатами, как объясняются любящие друг друга мужчина и женщина..

А по окончании сценического представления общение со зрителями продолжилось- Сергей Гармаш пригласил на сцену всех актёров и завязался почти двухчасовой откровенный разговор об увиденном, о прошлом и сегодняшнем дне «Современника», о верности традициям и особом нестандартном лице этого замечательного храма искусства. Были попытки с ходу ответить на самые разные вопросы – я, в частности, спросил, как в условиях бурно меняющихся мира, самой жизни, общественных идеалов, быта, элементов культуры театру и актёрам приходится соответствовать каждому новому поколению зрителей в течение более шести десятков лет? Звучали совсем неодинаковые мнения и дополнения – важно, что всем участникам было интересно и познавательно. Необычный эксперимент, но вполне оправданный. В определённой степени такая творческая беседа продолжилась и на встрече С.Гармаша со зрителями в Русском драматическом театре, который состоялся 21 ноября.

Но с четверга по субботу уже в театре имени Навои состоялись спектакли «Современника» по драме Антона Павловича Чехова «Три сестры». Разумеется, другой уровень задачи и сопереживания, масштаба и восприятия. Известно, что этот театр дважды обращался к этому, пожалуй, самому дискомфортному чеховскому спектаклю и в обоих случаях постановку осуществила Галина Волчек. На этот раз как-бы ледяной космос заменяет замкнутое пространства – нет ни лишней мебели, ни солнечных лучей, ни видимой перспективы. Всё как-то неладно, слякотно и скучно. Нескладные люди, отношения.

По-настоящему красивые, молодые, изящные, с тонкими талиями три сестры (актрисы Ольга Дроздова, Алёна Бабенко и Виктория Романенко) мучаются в некрасивом окружении, хотя и не теряют надежды на перемену своей участи, на возвращение в Москву. Это призрачно, а потому и больно. В данном случае я не берусь анализировать весь спектакль, его достоинства и недостатки, но меня поражает страстная и, как показало время, несколько наивная вера Чехова в будущую счастливую жизнь, в изначальный смысл и значение, обязательного труда во имя не только окружающих, но, прежде всего, для самого себя. Понятия «русская душа», извечное интеллигентское самокопание ещё раз раскрываются в этой драме, делая Чехова актуальным и по сей день.

Спектакли «Современника» стали очередным подарком Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при участии российской федеральной программы «Большие гастроли» и Министерства культуры Республики Узбекистан.

А ещё своеобразный подарок ташкентским меломанам сделал хорошо известный нам Тигран Шиганян, который традиционно заражает превосходных музыкантов — свих коллег по Мичиганскому Университету интересом к Узбекистану, где они дают памятные концерты. В этот раз в Ташкент прибыли профессора данного Университета- саксофонист Джозев Луллоф фаготист Майкл Крофт и пианистка Дебора Мариарти, которые три дня давали концерты в Большом зале Ташкентской консерватории.

В среду, 20 ноября Д.Лиллов блистательно исполнил «Вокализ» Сергея Рахманинова (из его 14 песен для голоса, который был удачно заменён саксофоном), и «Концерт для саксофона с оркестром» Александра Глазунова. На концерте помимо этого прозвучала увертюра Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила» и «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Дирижировал сам Тигран Шиганян. Это был вечер русской музыки, а на следующий день состоялся вечер французской камерной музыки в исполнении вышеуказанных американских гостей. Были исполнены. сонаты для фагота и фортепиано Камиля Сен-Санса, опусы для гобоя, фагота и фортепиано Франсиса Пуленка и концерт для фортепиано и фагота Сезара Франка.

Подбор произведений, превосходное исполнение, удивительная простота и скромность высоких американских гостей пленили наших слушателей. Мне посчастливилось в узком кругу поужинать вместе с музыкантами и когда я выразил сожаление, что на одном из концертов зал был неполон, Джозеф Лиллов заверил меня, что им очень понравилось в Ташкенте, что они хотели бы приехать ещё раз, а количество слушателей их никогда не волнует – лишь бы они увидели хотя бы пару глаз, родственных их душам. В подтверждение своих слов он подарил мне на прощанье свой последний диск «Four Shades of French» с записями концертов Сенс-Санса, Дебюсси, Пуленка и Франка. Поистине, царский подарок.

Неделя закончилась, но радостное возбуждение для любителей музыки продолжается – 26 ноября состоится концерт с участием солистов миланской «Ла Скалы», а 29 ноября Ташкент осчастливит своим приездом и концертом новая яркая звезда на фортепианном небосклоне македонский пианист Симон Трпчески. Москва им восхищена. Очередь за Ташкентом.

Радостей и удовольствия нам всем!

А.Ходжаев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекский Иосиф Бродский: о творчестве поэта Олимжона Буриева

Несколько лет  тому назад, ныне покойный  Абдурахим Фарсадович Максумов, писатель, автор нескольких сборников юмористических рассказов, тогда являвшийся...

Как можно будет узнать итоговые результаты вступительных тестовых испытаний

Известно, что были проведены вступительные тестовые испытания по направлениям бакалавриата вузов на 2020/2021 учебный год, а информация о набранных абитуриентами баллах, объявлялась...

Узбекистан занял третье место среди 156 команд из 32 стран-участниц Армейских международных игр

С 23 августа по 5 сентября 2020 года сборные команды Министерства обороны Республики Узбекистан достойно приняли участие в соревнованиях по 16 направлениям...

Азиз Абдухакимов призвал всех поддержать инициативу «День без автомобиля»

22 сентября - Всемирный день без автомобиля широко отмечается во многих странах мира. По оценкам, более 100 миллионов человек из более чем...

Стоимость кредитов в Узбекистане продолжает снижаться

В Узбекистане кредиты, предоставляемые клиентам коммерческими банками в национальной валюте, подешевели с января по август 2020 года в среднем на 20,5 процента,...

Больше похожих статей