Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Опасные связи»: перезагрузка

«Опасные связи»: перезагрузка

«Опасные связи»: перезагрузка

Когда-то мне, с юности влюбленной в «Сирано де Бержерака», знающей многие строчки из него наизусть, ходившей полдюжины раз на спектакль театра Горького с Геннадием Пачисом, жадно отслеживающей каждую новую экранизацию, – попало в руки подарочное издание этой пьесы с иллюстрациями Трауготов. И оказалось, что эта книжка с чуть размытыми картинками в изысканной серо-лилово-голубоватой гамме – самая прекрасная из всех экранизаций и постановок бессмертного произведения Ростана. Оформленные как театральные декорации и мизансцены, красочные книжные развороты сложились, силой таланта художников, в изумительный "спектакль", и образы его затмили всех Сирано, Роксан, де Гишей, Ле-Бре, которых на моей памяти предлагали театр и киноэкран

И вот недавно, хоть и по-другому, подобный же феномен повторился. На этот раз – «Опасные связи».

«Опасные связи»: перезагрузка

Книгу я открыла для себя в восемнадцать лет. Ходила с толстенным томом на переменах в университете, читала под партой, не замечала толкотни в трамвае, обмирая от восторга перед сложным, изощренно-двусмысленным, изысканно-издевательским слогом французских аристократов галантного века, умеющих с неподражаемым изяществом облекать самые грубые непристойности в безукоризненную форму. О таком владении словом можно было только мечтать!..

Позже посмотрела практически все экранизации, от осовремененных – с Жераром Филипом и Жанной Моро, а потом – с Катрин Денев, Рупертом Эвереттом и Настасией Кински, – до хрестоматийной, с Джоном Малковичем, Гленн Клоуз и Мишель Пфайфер, и великолепного формановского «Вальмона». В 90-х, в одном из первых видеосалонов Ташкента, по приглашению Саши Каменецкого, в дни показа этих экранизаций выступала перед зрителями, рассказывая о литературной основе – эпистолярном романе Шодерло де Лакло...

«Опасные связи»: перезагрузка

И вот – «Опасные связи. Новая версия» в музыкальном театре скромного нестоличного Краснодара. Дерзкое решение режиссера: в огромном зале ограничить число зрителей всего несколькими десятками – теми, кого можно разместить прямо на самой сцене, лицом к лицу с актерами, – словно «подглядывая» за страстями героев из-за кулис. И – потрясение, открытие, совершенно неожиданное для меня самой: а ведь это чуточку сновиденческое зрелище, заявленное как «синтетическое», где и впрямь не определить, что делают актеры более вдохновенно – играют, поют или танцуют, – лучшее, что когда-либо случалось с романом Лакло и, вероятно, лучшее, чего он сам мог бы пожелать для своего детища.

«Опасные связи»: перезагрузка

Маркиза де Мертей и виконт де Вальмон. В видении автора идеи, режиссера и балетмейстера-постановщика Александра Мацко это – поистине парочка из преисподней, хоть и, безусловно, – «мадам, вы хуже, чем я когда-нибудь буду». Ни одной краской юмора, ни проблеском тепла не окрашены их отношения. Напряженные, ледяные диалоги – фехтовальные поединки, изломанно-жеманные позы в изменчивом, неверном свете рампы – столь же тревожны, сколь и красивы. И так мучительно-нервно натянута эта ось –Мертей–Вальмон, что перед ними померкли все остальные составляющие этого многослойного действа, разворачивающегося то под необыкновенной красоты итальянские арии, то под немецкие скабрезные песенки. Действа, непривычно роскошного для нас, приученных в последние годы к практически голым сценам, минимуму декораций и схематичности сюжетов, где почти все нужно домысливать. Никакого «авангардного прочтения», никакой «экспериментальности» в оформлении: на сцене – XVIII век, эпоха рококо со всей ее затейливой вычурностью, капризной «красивостью» в каждой мелочи, виньетке, завитке. Сцена густо населена: помимо семи персонажей, разыгрывающих собственно драму, есть еще балет и хор. И все-таки, по моему ощущению, все обрамление спектакля: и сложная, очень красивая декорация, и замысловатые костюмы, вроде бы тщательно выдержанные в духе эпохи – и вдруг мгновенно трансформирующиеся в облачение бесстыдно-непристойное, и мастерски продуманное, мрачноватое освещение, – все это ради всего лишь двух человек. Тех двоих, каждого появления которых с таким нетерпением ждал зритель (по меньшей мере один). О, когда они, маркиза и виконт, остаются на сцене вдвоем, – драма превращается одновременно в трагедию и фарс, в хоррор и саспенс!.. Ни мадам де Турвель («Она пишет так же скверно, как одевается»), ни линия Дансени–Сесиль не смогли перетянуть на себя внимание, отвлечь от страшного в своей красоте дуэта Мертей–Вальмон, несущего угрозу и гибель всем, кто попал в их орбиту. Вот почему так неприкаянна и жалка слепо тычущаяся между персонажами странная фигура – то взмахивающая над влюбленным Вальмоном прозрачными рукавами-крыльями, то ползущая на коленях за смятенной мадам де Турвель, – обреченная, искалеченная людской жестокостью, тщеславием, завистью, мстительностью, – Любовь...

«Опасные связи»: перезагрузка

Маркизу сыграла солистка Краснодарского музыкального театра Наталья Бызеева. Сыграла так, что понимаешь: к такому исполнению идут всю жизнь. Чего стоит ее жалкий и страшный, затравленный, звериный крик-хрип в финале – после всех мастер-классов по утонченно-выверенно-смертельным уколам и насмешкам, уничтожающим ее врагов вернее шпаги?..

Что касается исполнителя главной роли – право, этот великолепный образчик мужской красоты и породы мог бы позволить себе быть менее умным, менее глубоким, менее многогранным, за него попросту мог бы сыграть режиссер. Но красавец Вальмон краснодарской сцены и умен, и глубок, и многогранен настолько, что отныне в моем сознании при имени героя скандального романа Лакло будет возникать образ не Колина Ферта, как прежде, а молодого московского актера Валерия Сехпосова.

«Опасные связи»: перезагрузка

...Я вышла на вечернюю улицу ошеломленная, продолжая видеть пудреные парики, изысканные костюмы, прекрасные лица, то искаженные гневом, то освещенные нежностью, – и бросилась к афише: когда этот спектакль будет повторен? Может быть, успею сходить на него еще раз до своего отъезда?.. И – поняла, какое выпало мне в тот вечер везение: только один день могли театралы насладиться «Опасными связями» в постановке Александра Мацко, с приглашенными московскими артистами, повтора же теперь нужно ждать лишь в феврале следующего года...

Что ж, даже если бы только это одно тянуло меня в Краснодар – для нового приезда сюда этого было бы достаточно.

Лейла Шахназарова.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Хокимам запретили дарить машины и квартиры по своему усмотрению: стало известно, откуда они брали на это деньги

Метановые заправки массово воруют газ «особо продуманным» методом: ущерб дошел до 30 миллиардов сумов

Обращение к Министру здравоохранения Республики Узбекистан

Минздрав отреагировал на обращение Елены Царевской, потерявшей ребенка: начата проверка

expo
Похожие статьи
Теги
Лейла ШАХНАЗАРОВА