Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Торговые реалии Древнего Согда. (часть вторая)

Торговые реалии Древнего Согда. (часть вторая)

Торговые реалии Древнего Согда. (часть вторая)


Ярмарки и сельские рынки


Городская торговля в средневековом Согде шла бойко, являясь основой экономики государства. Не менее развита она была и в сельской местности. Существовали в провинции своеобразные торгово-промышленные селения, которые во многом были похожи на городские торжища. Однако же они имели свои особенности, одной из которых были специализированные ярмарки, а другой – периодически проводимые сельские базары.

Ярмарки, являющиеся одной из древнейших форм торговли в Средней Азии, имели существенное экономическое значение. В первую очередь, для торговли со степью. Естественно, что они собирались в крупнейших селениях Согда. И первые по времени сведения о них обнаруживаются в мемуарах названного выше китайского путешественника Сюань Цзана, который писал, что на «ежегодные большие ярмарки съезжались купцы из разных стран. Там они обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали». Более ранних сведений о среднеазиатских сведений нет, позднейшие же обнаруживаются уже в мусульманских источниках.

В «Истории Бухары» Наршахи повествуется об одной из бухарских ярмарок. По его словам, она проходила дважды в год в одном и том же месте. Причем торг продолжался всегда только один день. Средний торговый оборот этой ярмарки в период правления Саманидов составлял 50 тысяч дирхемов. И хотя упомянутая ярмарка собиралась еще при жизни самого Наршахи, корни ее уходили в глубокую древность, к тому времени, когда бухарские жители были язычниками и поклонялись идолам (бутпараст буданд). Она традиционно собиралась на левом берегу реки Зарафшан напротив города (шахристана).

В то время берега реки не были застроены. Эту территорию покрывали заросли деревьев и кустарников, в тени которых и проходил торг. Здесь неизменно в тот период продавались раскрашенные деревянные фигурки идолов, поставляемые на ярмарку местными ремесленниками – резчиками по дереву. Они изготовлялись для этой ярмарки по указу правителя. Причем жители покупали их ежегодно, ибо считалось, что прошлогодние идолы уже испортились, потеряли свою силу. О важном значении этой ярмарки свидетельствует то, что для ее поощрения здесь неизменно присутствовал сам правитель страны. Он восседал на престоле на том месте, где впоследствии был сооружен зороастрийский храм огня. Храм этот просуществовал до VIII века, а затем был превращен в мечеть арабами, принесшими в Бухару ислам. Ее назвали Масджиди Мах (Мечеть луны). Ярмарку же стали именовать «бозори Мах» (базар Луны).

Интересные сведения о согдийских праздниках и приуроченных к ним ярмарках обнаруживаются в «Хронологии» Бируни. Причем он единственный из средневековых авторов, который отмечает их прямую связь. Если принять к сведению сообщение Бируни, то это дает основание признать наличие ярмарок как обособленной и древнейшей формы внутренней торговли. Он утверждал, что все ярмарки некогда были приурочены к местным храмовым праздникам. Первый праздник якобы приходился на 13 день месяца нисан (или нисанич), второй – на 13 день месяца писак. Характерно, что на этих ярмарках продавались «краденые вещи». Бируни пояснял, что после заключения торговой сделки возвращать купленную вещь или требовать назад проданную никто не имел права. Оба праздника, о которых говорит Бируни, были связаны с местным культом луны.

Этот же автор сообщает о ежегодных ярмарках в селениях Тававис и Шарг. Первое из них было расположено на самой границе с Согдом. Примечательно, что она собиралась лишь зимой в месяц тир и продолжалась несколько дней. Сюда съезжались не только местные купцы, но и торговцы из Ферганы и Чача. По словам Нишапури, здесь торговали бракованными товарами – остатками тканей и других текстильных изделий. Сообщение Нишапури практически повторяет сведения Бируни. Оба свидетельствуют о торговле бракованными товарами ткацкого производства. Факт этот не подлежит сомнению. Можно предположить, что на ярмарках осуществлялась оптовая торговля. И к окончанию торга оставшиеся и залежалые товары, видимо, продавались населению по дешевым ценам.

Ярмарка же в Шарге, по словам Нишапури, собиралась зимой и продолжалась 10 дней (Бируни говорит только о семи днях). Характерно, что эта ярмарка проводилась лишь в доисламское время: при Саманидах ее уже не было. Зато вместо нее в Шарге стал действовать ежедневный базар. Наршахи сообщает, что в его время на базаре в Шарге закупался лес, овчины, мерлушка, свежая и соленая рыба, разнообразные сласти. И хотя Тававис продолжал славиться своими ярмарками, они постепенно уступали первенство базарам. Сюда приезжали купцы из Хорасана, закупали местные хлопчатобумажные ткани и вывозили их в Ирак.

По сообщениям Мукаддаси, частные ярмарки проводились в Навчкате и Испиджабе еще в домусульманское время. Собирались они четыре раза в год. Здесь торговали мясом покалеченных животных по низкой цене – по дирхему за ман. Ведущую роль здесь играли кочевники, которые в промежутке между ярмарками собирали скот, а затем перегоняли его на ярмарки на продажу. Здоровые животные быстро находили своих покупателей, а покалеченный и выбракованный скот здесь же забивали и продавали мясо местному населению. Естественно, по довольно низким ценам.

Одним из центров торговли со степью был Навчкат. Он лежал на стыке торговых путей, соединявших кочевую степь с богатыми земледельческими районами Согда. Такими же центрами были города Суяб и Тараз.

Кроме ярмарок во многих селениях, как и в городах, периодически собирались сельские базары, которые обслуживали лишь местное население. Так Бируни сообщает, что «согдийцы устраивают торжища в деревнях в дни, имеющие в каждом месяце одно и то же название. Это делается в селениях Бухары и Согда». В цифровом отношении это были восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день месяца. То есть первые дни второй, третьей и четвертой недели согдийского календарного месяца, которые были посвящены верховному божеству Ормузду. Истахри рассказывает, что во всех бухарских селениях имелись базары, на которых торговали рабами, тканями, мелким скотом и различными предметами ремесла.

Сельские базары в отличие от ярмарок обслуживали лишь нужды своей общины. Все они имели определенные дни для торговли. Промежутки между базарными днями в разных селениях устанавливались так, чтобы торговцы, обычно одни и те же люди, успевали переехать со своими товарами к базарному дню из одного селения в другое. Существовали и базары иного типа, которые можно назвать базарами-аукционами. По преимуществу они собирались в военных лагерях. На них продавали товары, необходимые для войска, в том числе и оружие, обмундирование и военная добыча, награбленная в походах. Примечательно, что такой род базаров у согдийцев переняли тюрки.

Таким образом можно констатировать, что одной из характерных черт домусульманского города было наличие у его стен рыночной площади, на которой возводились торговые помещения, гостиные дворы. В этих городах шла торговля не только с местными, но и с иноземными купцами. А вслед за арабским завоеванием Средней Азии начался процесс расширения городской торговли. Все возраставшие потребности города приводили к расширению городской торговли. Этому способствовали и длительные интервалы между ярмарками. Расширялся также диапазон городской торговли, значительно увеличились торговые обороты. Стали заключаться крупные и сложные торговые сделки. Понятно, что условия для возникновения крупных экономических узлов, какими являлись ярмарки, сложились прежде всего в районах производящих и были связаны с находившимися в эксплуатации торговыми путями и кочевой степью.

Естественно, что основные места обмена товарами с кочевниками установились в пограничных со степью районах, куда тюрки приезжали, пригоняли свой скот и привозили свои изделия. Туда же прибывали согдийские и другие купцы, а также чиновники из Согда для государственных закупок и обмена. Так же обстояло дело и в районах, граничивших с Китаем, где в установленных местах встречались для совершения обмена тюрки и китайские чиновники. А товары, оставшиеся после обмена тюрки сбывали частным покупателям.

Теснейшие экономические связи кочевого мира с оседлым выразились и в том, что не только согдийцы, но и тюрки-кочевники к этому времени уже пользовались деньгами и были втянуты в денежную торговлю.

Рубен Назарьян
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Офицер Нью-Йоркской полиции - Садокат Максудова оказалась банальной воровкой

Какие изменения произойдут в Узбекистане с 1 сентября текущего года?

Названа дата начала учебного года в школах Узбекистана

Курс продажи доллара в коммерческих банках достиг 9200 сумов

expo
Похожие статьи