Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Священный и величественный

Священный и величественный

Священный и величественный

Священная земля древних тюрков - мавзолей Ходжи Ахмада Яссави. Он находится в одном из древнейших городов Великого шелкового пути, в городе Туркестане на территории современного Казахстана. Мавзолей был возведен по приказу Амира Темура над местом погребения поэта и философа Ходжи Ахмада Яссави. Масштабы памятника впечатляют, он поднимается на высоту пятнадцатиэтажного здания (39 метров).

Это не только памятник древней архитектуры, но и святыня – место паломничества мусульман Центральной Азии. Сюда приезжают туристы и паломники со всего мира, чтобы увидеть несравненный шедевр средневековой архитектуры. В отличие от оседлых народов (узбеков), казахские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали в поисках лучших пастбищ для скота.

Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников. Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный среди бескрайних степей. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя Ходжи Ахмада Яссави.
Он родился в Исфиджабе (ныне село Сайрам под Шымкентом) в 1103году. Первоначальное воспитание и образование получил от своего отца шейха Ибрахима. Но шейх Ибрахим умер еще в раннем возрасте Ахмада, поэтому его мама отправила в Утрор (на узб. O’tror) на обучение к знаменитому Арслонбобо, который в то время был руководителем местных имамов.

Ходжи Ахмад Яссави скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость. Он посвятил всю жизнь, все силы объединению родственных народов, созданию духовного единства на фоне многочисленных религиозных течений. Его волновало все: и мирская жизнь, и судьба правителей, и судьба самого народа.

Будучи мудрейшим человеком, он понимал жизнь во всех ее проявлениях: и внешних - как мыслитель, и внутренних - как духовное лицо, имеющее связь с высшим духом природы. Произведения Ходжи Ахмада Яссави - стихи, диваны, рисала - были широко популярны среди местных жителей. Народ заучивал стихи из сборника «Дивани Хикмат» наизусть и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий. Поэмы Яссави вошли в мировое культурное наследие народов Центральной Азии.

По преданию, Ходжи Ахмад Яссави был последователем пророка Мухаммеда (с.а.в.), и добровольно ушел от мирской суеты для служения Всевышнему, заточив себя вдали от дневного света, в подземной келье в городе Яссы (Туркестан) в возрасте 63 лет, где и провёл остаток своих дней.

В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. Спустя два века Амир Темур (Тамерлан), в честь победы над ханом Золотой Орды, приказал построить над могилой Ходжи Ахмад Яссави грандиозный мемориальный комплекс. Великий Темур почитал Ходжи Ахмад Яссави и приложил немало усилий для возвеличивания памяти своего духовного устаза.

Существует много легенд о жизни самого Ходжи Ахмада Яссави и про строительство его мавзолея в целом. По одной из них уже на начальном этапе строительства начались серьезные проблемы. Во-первых, была очень плохая погода, волы взбушевались и разрушили каркас, что хуже уж и не могло ничего произойти.

Амир Темур очень расстроился, и однажды ему приснился сон, в котором к нему пришел старец и сказал, что было не хорошо строить мавзолей в честь Ходжи Ахмада Яссави, не заплатив дань своему учителю – святому Арслонбобо. Так, недалеко от Утрора (на узб. O’tror), Амир Темур начал строить мавзолей Арслонбобо, и с тех пор проблем со строительством не возникало. Паломникам по-прежнему следует сначала посетить мавзолей Арслонбобо, и только потом воздать должное Ходжи Ахмаду Яссави.

Священный и величественный

К сожалению, мавзолей Ходжи Ахмада Яссави не завершенный, это видно по порталу и по внутреннему двору. Даются разные варианты по этому поводу. По официальной версии, строительные работы Амира Темура завершаются после его смерти, который был движущей силой всех масштабных строений в своей империи. Некоторые считают, что строительные объекты замедлили свою работу еще до его смерти, а позже полностью остановились, в связи с переездом многих мастеров и рабочих в Самарканд для строительства главной мечети.

Но также есть другая версия - романтичная по поводу того, что, почему мавзолей не достроили. Наиболее известная из них про Бибихоним - самой старшей и самой любимой жене Амира Темура. Она, как полагают, была главным руководителем строительства мавзолея, а главный архитектор ''строительства века'' Амир Темур был влюблен в нее.

Но и в незаконченном виде этот выдающийся памятник во многих отношениях представляет собой великое явление в архитектуре Востока. В различных письменных источниках и в научной литературе он упоминается под названиями «усыпальница», «мавзолей», «мечеть», «мечеть-мавзолей», «ханака», «архитектурный комплекс», «мемориальный комплекс». Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии.

Здесь находится гурхана (go’rxona) с гробницей Ходжи Ахмада Яссави, перед ней – джамаатхана или казанлык, зал для собраний и коллективных радений последователей братства Яссавия. Рядом с гурханой расположено отдельное помещение мечети, а на противоположной ей стороне – залы для собраний, диспутов, совместных чтений. Имеется помещение для хранения книг (китобхона - библиотека), есть и зал с колодцем (кудукхона) и отдельная трапезная (ошхона) и многочисленные кельи – худжры.

Выдающиеся размеры памятника, совершенство его пропорций, новизна архитектурно-планировочных и конструктивных решений, разнообразие архитектурного декора дают полное представление о монументальном зодчестве эпохи Амира Темура в период его становления и расцвета. Его значимость как выдающегося архитектурного произведения и единственной из четырех крупнейших построек Темура, дошедшей до нас не в руинах, а в целостном состоянии, сегодня признана на мировом уровне. Решением Комитета всемирного наследия мавзолей Ходжи Ахмада Яссави включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проходят века, сменяются эпохи, цивилизации… Но мавзолей по-прежнему стоит на южной границе Великой степи, а люди до сих пор помнят Великого Ходжи Ахмада Яссави, который стал священным человеком при жизни и легендой после своей смерти.

Саид Турсунметов, член Ассоциации узбеков «Дустлик» Республики Казахстан
Году Казахстана в Узбекистане посвящается.
Комментарии
Hayet
Я тоже такой хочу!
Халида Ахмедова
Что то про Бибихоним непонятно - она стройку остановила что ли?
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Он в одиночку уничтожил 52 миллиарда человек

Стали известны подробности убийства надзирательницы в пакистанской тюрьме российскими женщинами

Заплатите деньги, и таможня даст «добро»

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором

expo
Похожие статьи