Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Торговые реалии древнего Согда. (часть первая)

Торговые реалии древнего Согда. (часть первая)

Торговые реалии древнего Согда.  (часть первая)


Дошедшие до нас исторические документы убедительно свидетельствуют о том, что в экономике Средней Азии, в частности Согда, важнейшую роль играла торговля. Основными источниками этих сведений являются китайские и более поздние мусульманские рукописи. Однако во второй половине минувшего века два этих источники были дополнены третьим, которым стали вновь найденные согдийские монеты: именно они позволили понять и прояснить некоторые обстоятельства экономического развития древнего государства, не нашедшие отражения в первых двух источниках.

Ныне широко известна роль согдийских купцов не только в региональной, но и в мировой торговле. Причем они, выполняя основную функцию в качестве посредников, снабжали своей продукцией страны Передней Азии и Китай, где она пользовалась значительным спросом. Расцвет ремесел и специализации среднеазиатских городов и селений способствовали расширению и укреплению местных торговых связей. Об оживленности внутреннего рынка Согда в раннем средневековье говорит прежде всего огромное количество находимых в наше время на древних городищах монет. Только на раскопках в Пенджикенте было обнаружено более двух тысяч бронзовых согдийских монет. Это наглядно свидетельствует о том, что в экономике страны означенного периода, кроме внешней торговли, шедшей по двум направлениям (караванная торговля и торговля со степью), далеко не последнюю роль играла и торговля внутренняя.

Китайские источники, повествующие о внешней (караванной) торговле, почти не содержат конкретных сведений о внутренней торговле и местных рынках Согда. Большинство сведений о них сосредоточено в основном в мусульманской литературе, причем более подробно в ней повествуется о торговле в бухарском оазисе, в двух его крупнейших городах – Бухаре и Пайканде. Известий о самаркандских и других рынках собственно Согда значительно меньше. Одной из причин этого, можно предположить то, что сведения эти содержатся в источниках IX века, то есть времени, когда крупнейшим экономическим и политическом центре Согда при Саманидах становится Бухара.

Практически все источники сходятся на том, что искусство согдийцев в торговле было весьма велико и это обстоятельство постоянно обращало на себя внимание китайцев, интересовавшихся этой областью экономической жизни. По словам китайского паломника седьмого века Сюань Цзана, половина жителей Согда занималась земледелием, а другая половина – исключительно торговлей.

Особенно выделялся в этом отношении Самарканд, где родившимся мальчикам намазывали язык «каменным медом» для ласкового и сладкого общения с будущими покупателями, а на ладонь клали клей, чтобы руки крепко держали денежку. Никто и самаркандских шести-семилетних мальчиков не умел читать, но все они с завидной легкостью умели считать. Практически все самаркандские подростки учились торговать и извлекать из нее большую прибыль. Когда же они достигали двадцатилетнего возраста, родители отправляли их в соседние владения, где они должны были уже самостоятельно заниматься прибыльной торговлей.

Главный город Согда – Самарканд - был одновременно и его торгово-промышленным центром, игравшим роль крупного узлового пункта на караванном пути. Именно в нем, по свидетельству того же китайского паломника, сосредотачивалась не только наибольшее количество иноземных товаров, но и основная масса продукции местных ремесленников. Так же обстояло дело и в X веке. Так, по свидетельству Истахри, Самарканд был местом, куда съезжались иностранные купцы. Соответственно тому, все необходимые для Мавераннахра товары привозились исключительно в Самарканд, а уж оттуда расходились затем во все регионы Согда. Богатство и разнообразие вывозимых из Самарканда товаров, о которых сообщают китайские и мусульманские источники, дают яркое представление о собиравшейся в городе ремесленной продукции. Таким образом можно утверждать, что за три века, прошедшие после путешествия Сюань Цзана, Самарканд не только не потерял значения экономического центра края, но напротив, укрепил его.

Пайканд, один из крупнейших городов бухарского оазиса, Табари называет городом купцов. Именно они успешно торговали с Китаем и даже вели морскую торговлю. Такую характеристику источники дают только Пайканду. Важное значение в торговле имели и другие крупные по тому времени города – Иштыхан и Арбинджан, продукция которых вывозилась далеко за пределы собственных владений. Так, например, известно, что в 742 году Иштыхан отправил в Китай в качестве дани свои лучшие местные товары. А славившаяся в древности своими ювелирными изделиями Бухара, платила некогда Самарканду дань своеобразными изделиями – серебряными зайцами и золотыми газелями.

Арабские авторы называли местные рынки словом словами «сук» или «асвак», персы же именовали их словом «базар». По свидетельству Истахри, большая часть самаркандских рынков находилась в пределах рабада (пригорода), где жили и сами торговцы. В самом городе (шахристане) рынков не было. В домусульманском Самарканде большая часть этих рынков была сосредоточена в ремесленном пригороде у Кешских ворот на древнем канале Арзиз (Свинцовый). Местность у этих ворот входила в состав города еще задолго до ислама. А квартал, где находились рынки, назывался Рас ат-Так («Голова арки») в соответствии с находившимся там рыночными постройками (таками).

Это было самое оживленное место в городе. В том же IX веке здесь жили муги (огнепоклонники), которые были обязаны содержать канал в чистоте и порядке. Это осуществлялось на доходы, поступавшие с участков земли по берегам канала, вдоль которого располагались многочисленные лавки. Большая часть лавок (дуканов) была предназначена в вакф на поддержание огнепоклонников, которые смотрят за каналом («нигах даранд») летом и зимой.

Слово «так» принадлежит к числу древнейших архитектурных терминов и обозначает постройки с криволинейным перекрытием проемов в стене – арками. Как название купольных рыночных построек оно до сих пор сохранилось в таджикском и узбекском языках. До нашего времени в Бухаре сохранились крытые торговые дома, известные под названиями «токи саррафон» (ток менял) и «токи тилпакфурушон» (ток продавцов тюбетеек).

Еще одно древнее название архитектурного торгового ансамбля сохранилось в современном названии городских рыночных сооружений под куполом – «чахарсу», превратившееся в таджикское слово «чорсу». Характерно, что упоминание о чахарсу (чорсу) содержится только в описании Самарканда, где якобы были, согласно преданию, похоронены его легендарные строители.

О бухарских доисламских рынках сохранилось гораздо больше сведений, нежели о самаркандских. По свидетельству Наршахи, в начале VIII века в Бухаре имелся только один рынок, находившийся у одних из ворот тогдашнего города (шахристана) и так же, как в Самарканде, он находился вне городских стен. Ворота, где располагался этот рынок, в мусульманское время стали называть по специализированному торговому ряду Дари Аттаран – «Ворота москательщиков).

Лавки на средневековых базарах Согда, в которых сидели ремесленники, служили им одновременно мастерскими: здесь они работали и здесь же продавали свой товар. В каждом городе, и тогда, и позже, существовали определенные дни, которые назывались базарными. В эти дни на городские рынки съезжались ремесленники и жители окружных селений со своими товарами и начиналась оживленная торговля. В остальные же дни недели рынки практически пустовали.

Другими торговыми рыночными единицами в доисламское время были так называемые «тимы», существовавшие и сохранившие свое значение вплоть до эмирской Бухары. Название тим, сохранившееся по сей день, встречается в согдийских текстах и в мусульманской литературе. Согдийское слово тим в значении «лавка, торговое помещение» было заимствовано согдийцами из китайского языка, что указывает на раннее, во всяком случае, доисламское происхождение в Средней Азии таких торговых единиц.

В языке хорасанцев словом тим называют гостиницу, где проживают купцы, приезжающие с товарами. Оно тождественно хорасанскому термину «хан» (постоялый двор), арабскому «манзил» и персидскому «караван-сарай». В широком значении «тимом» называли большой караван-сарай, где торговали тканями. На чагатайском (уйгурском или староузбекском языке) словом «тим» обозначают сводчатую постройку, а термином «тимча» - просто небольшой базарчик. Оба термина бытуют в языках современных таджиков и узбеков в значении «крытый базар и пассаж для продажи тканей».

Старейший из сохранившихся до нашего времени тимов находится в Оше. Он расположен неподалеку от речки Ок-бурак, протекающей через город в широкой и глубокой пойме. Это место до последнего времени считалось центром Оша, и именно здесь были расположены городские базары. Лавки в этом тиме были устроены в определенной последовательности. Сначала шли лавки продавцов лухов и лекарств (аттор), дальше - дуконы продавцов сладостей (кандфуруш), глубже продавали ткани, одежду и тюбетейки (баззоз). За ними располагались лавки слесарей (тамурчи), ювелиров (заргар) и ножевщиков (пучокчи).

Вокруг этих тимов была сосредоточена вся городская торговля, в особенности в базарные дни. Между тимом и речкой Ок-бурак шла бойкая торговля чаем (чой-бозор), тюбетейками (дуппи-бозор) и одеждой (тон или джома-бозор). С другой стороны тима торговали арбузами и дынями (кавун-бозор), изюмом (узум-бозор), овощами и фруктами (мева-сабзавот-бозор).

Примечательно, что в базарные дни торговлю вели сразу на нескольких базарах. Так, на левом берегу речки торговали фуражем (утун, или Алаф-бозор), лошадьми (кой-бозор) и скотом (мол-бозор). На отдельном месте продавали камыш и камышовые циновки (бурье-бозор). Вдоль берега находились многочисленные чайханы и ошхоны, постоянно переполненные народом. Чайханы в Средней Азии издавна играли большую роль в базарной жизни: здесь люди встречались, совершали торговые сделки. Естественно, что на базарных площадях неизменно стояли медресе и мечети.

Характерно, что описание торгового центра старого Оша удивительно напоминает краткие сведения о средневековых самаркандских и других рынках и помогает их лучше представить. Именно так на берегах речек и каналов у воды, дающей свежесть и прохладу, шел древний торг. Видимо, такими же были и выгоревшие тимы Бухары саманидского времени.

(продолжение следует)

Рубен Назарьян
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

В Ташкенте в драке убит боец ММА Муслим Омонов

В Ташкенте еще один предприниматель стал хокимом

Предприниматель Ахмед Алиев вышел на свободу после 7,5 лет заключения

Сенаторы определили предельно допустимое число гостей на свадьбе

expo
Похожие статьи
Теги
Рубен НАЗАРЬЯН