Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Любовь, музыка и контрразведка

Любовь, музыка и контрразведка

Любовь, музыка и контрразведка
Вместо эпиграфа.
«Странный это роман, где Он и Она встречают друг друга чуть ли не в конце; где сюжет норовит ускользнуть и растечься на пять рукавов; где интрига спотыкается о нелепости и разного рода случайности; где перед каждой встречей громоздится высокая гора жизни, которую автор толкает, подобно Сизифу, то и дело оступаясь, удерживая вес, вновь напирая плечом и волоча эту нелепую повозку вверх, вверх, к эпилогу…»
Дина Рубина. “Русская канарейка“


Я всегда стараюсь сразу читать все, что появляется из-под пера Дины Рубиной. Однако узнав о появлении первой части трилогии “Русская канарейка” под названием “Желтухин”, решил дождаться выхода остальных двух частей. Не люблю перерывов в чтении.
Дождался, прочел и скажу сразу – получил незабываемое наслаждение.

В первой части Рубина знакомит нас с судьбой нескольких поколений двух семей.
Семья одесская – по-одесски шумная, музыкально одаренная, с колоритным языком, заставляющим вспоминать произведения Бабеля, и семья, алмаатинская – более аскетичная, со своими тайнами и трагедиями. Как всегда, у писательницы каждый персонаж двух веток сюжета описан настолько подробно и настолько ярко, что все они кажутся реальными людьми. Вообще описания всего здесь насыщенны и вкусны, будь то описания городов, мест, музыкальных произведений, животных, птиц и, конечно, блюд. Блюд, от которых буквально текут слюни.

Отличная детективная составляющая (что я особенно люблю), семейные тайны, интриги, шпионы.

А связующим звеном двух веток является канарейка с удивительным певческим даром по прозвищу “Желтухин”. Сладкоголосая певчая птичка, выпевающая “Стаканчики граненые”.
И еще роман этот о творчестве, во всех его проявлениях. Перед нами проходит целая вереница талантливых людей. Талантливых в совершенно различных областях.

Гениальные фотографы (Айя), модельеры (одесская портниха Полина Эрнестовна), опережающие свое время (в романе именно она задолго до Коко Шанель придумала маленькое черное платье), кулинары, создающие настоящие произведения искусства (Стеша) и многие другие.

Про язык говорить не буду, все, кто знает творчество Дины Ильинишны, знакомы с ее особенным, узорчатым как восточный ковер языком.

Однако, прочитав первые 30 страниц 2-й части “Голос”, приступил к чтению с нетерпением, еще не остыв от первой части.

Прочел первые 30 страниц и подумал - что–то послабее будет. Но дальше автор, будто очнувшись, как арканом, захватывает тебя и уже не дает оторваться от сюжета. Вернее от переплетения сюжетов, как это умеет делать Дина Ильинична.

Напряженная, захватывающая интрига затягивает, как в омут, и держит, держит, не давая оторваться, бархатным, обволакивающим языком и абсолютно, из плоти и крови, живыми героями.

Здесь, безусловно, главный герой Леон Эттингер - последний из одесского семейства, - в котором течет русская, еврейская и арабская кровь. Обладатель невероятного голоса. Контратенор, ради которого в эпоху Ренессанса мальчиков подвергали чудовищной операции, подарен Леону самой природой.

Он приглашенный солист лучших оперных театров мира, и книга просто пронизана классической музыкой, которая здесь звучит повсюду. В Москве, Одессе, Париже, Израиле, Таиланде.

И Рубина, как всегда, до мельчайших нюансов владеет предметом. Впрочем, это вообще ей присуще.

В «Почерке Леонардо» это был цирк с тайнами иллюзионистов и невероятными мотоциклетными трюками. В «Белой голубке Кордовы» - мир художников и фальсификаторов. В «Синдроме Петрушки» - удивительный мир мастеров-кукольников.

Возникает ощущение, что Рубина сама освоила и профессию кукольника, и профессию художника. Что она сама проделывала фантастические трюки с мотоциклом под куполом цирка.

Здесь, конечно, Рубиной было полегче, поскольку она сама имеет консерваторское образование, но в романе Дина Ильинична просто забрасывает читателя специальными терминами, что отнюдь не загружает книгу, а, наоборот. добавляет ей особое звучание.

Итак, главный герой становится мировой оперной звездой. Его голос производит ошеломляющее впечатление на слушателей.

«…она при первых же звуках его голоса неизменно ощущала одно и то же: дыбом восставшие на руках волоски, блаженную слабость, озноб моментально замерзшей кожи лица».

В то же время оперный артист - это не только счастье Леона, но и его прикрытие, ибо он еще и “Русская Канарейка”, “Кенар Руси” – тайный агент спецподразделения израильской разведки, обучившийся специфическим навыкам и умеющий перевоплощаться до полной неузнаваемости. За его спиной не одна блистательно проведенная операция против террористов и торговцев оружием.

Как из одесского мальчишки, «последнего из дома Этингера», затем вечно недоедающего израильского школьника, моющего подъездную лестницу как оплату за жилье, получился первоклассный спецагент и рассказывается во второй части трилогии. Здесь же пересекутся и две главные линии сюжета, связанные кенарем Желтухиным, старинной монетой и песенкой “Стаканчики граненые”. Линии двух семей, одесской и алмаатинской. Этингеров и странного семейства, где появилась на свет глухая и невероятно талантливая девочка Айя. Пересекутся и высекут искру, воспламенившую огромную любовь.

Третья часть жанрово максимально приближена к триллеру. Герои, зажатые между двух могущественных сторон, словно между Сциллой и Харибдой, пытаются найти безопасное место и укрыться там. Но гложет, гложет главного героя еще одно чувство. Это месть. И он, прекрасно обученный спецагент, решает одним ударом разрубить сложившуюся ситуацию. Но враг слишком силен. Конец, несмотря на некоторую благостность, трагичен. Хэппи энда как такового не получилось. Впрочем, Рубина, словно подготавливая читателя к драматическому финалу, в каждом томе напоминает - "...на Востоке был повсеместно распространен бессердечный обычай: бедной птахе удаляли глаза кусочком раскаленной проволоки - чтобы слаще пела".

Обязательно прочтите этот многослойный роман полный музыки, любви, боли, отчаяния, борьбы и счастья.

Владимир ФЕТИСОВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)