Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Самарканд, покоренный арабами…

Самарканд, покоренный арабами…

  Самарканд, покоренный арабами…

Первые походы арабов на Мавераннахр начались в последней трети VII века. Несколько ранее (в 651 году) они захватили Мерв и обосновали там свою метрополию. Затем начинается завоевание земель, лежащих за Аму-Дарьей. Первоначально эти военные мероприятия арабов носили характер обычных грабительских походов. Однако уже в 673 году хорасанский наместник Убайдулла совершил большой поход за Аму-Дарью, который сами согдийцы посчитали началом арабской экспансии. Захватив Ромитан, часть Пайкенда и окружив Бухару, арабы изгнали отсюда тюрков и заключили временное перемирие с бухарцами. Затем последовал ряд других набегов. Первая попытка овладеть Самаркандом была предпринята преемником Убайдуллы Саидом, ставшим наместником Мерва. Однако же после жестоких боев на подступе к городу арабы вынуждены были заключить перемирие с согдийцами и уйти.

Основную роль в завоевании Самарканда суждено было сыграть известному военачальнику Кутайбу ибн-Муслиму, назначенному в 705 году наместником Хорасана. После своего неудачного похода на Бухару, Кутайба решил действовать по-иному и начать с привлечения на свою сторону видных представителей местных правящих династий. Это ему в значительной степени удалось.

Понимая, что ситуация складывается в пользу арабов и не имея возможности противостоять захватчикам в одиночку, согдийцы неоднократно обращались за помощью к Китаю и соседним тюркам. Если первые постоянно поддерживали согдийцев в их борьбе с арабами, то отношение согдийцев с тюрками нельзя было назвать дружескими, ибо последние нередко совершали опустошительные набеги на Согд. В целом, роль тюрок в регионе менялась в зависимости от обстоятельств. Иногда они выступали в союзе с согдийцами, иногда же находились в стане их врагов в качестве наемников.

Так, например, после того, как Кутайба в 707 году овладел Нумишкатом и Ромитаном, и ограбив их, собрался возвращаться в Мерв, согдийцы обратились за помощью к тюркам. Как повествует в своих хрониках известный историк ат-Табари, на аръергард уходивших арабов напал объединенный отряд согдийцев, тюрок и ферганцев. Узнав об этом, Кутайба с основным войском вернулся и поспешил на помощь своим соратникам.

В жестоком сражении 200-тысячная армия тюрков и согдийцев была перебита арабами. Об этом кровавом эпизоде подробно рассказано в ряде источников, в том числе и в «Истории Бухары» Наршахи. Исторические документы свидетельствуют, что помощь тюрков была отнюдь не бескорыстной: согдийцы всегда нанимали их за плату, размер которой постоянно колебался в зависимости от обстоятельств.

Самарканд был завоеван арабами в 712 году, после упорного сопротивления согдийцев, возглавляемых царем Гуреком. Существуют две различные версии о падении этого города. По версии Табари, находившийся в окружении арабов Гурек, обратился за помощью к тюркскому хакану, ихшиду Ферганы и властителю Чача (Ташкента). Он убеждал их в том, что если арабы завоюют Согд, то затем такая же участь постигнет и все остальных. После заключения союза тюрки настояли на том, чтобы напасть на арабов первыми, застав их врасплох. Когда же Гурек вынужденно согласился с их предложением, его союзники собрали сводный конный отряд из представителей аристократии и храбрейших витязей. Возглавил его один из сыновей тюркского хакана.

Несмотря на тайные приготовления, арабы узнали о продвижении этого отряда и выслали ему навстречу свое 20-тысячное войско под началом брата Кутайбы Салиха. Заняв выгодную позицию, арабы устроили на дороге засаду. В результате завязавшегося боя отряд тюркского царевича был почти полностью уничтожен. Захватчики, обыскав убитых и собрав их оружие, догадались, что имели дело не с простыми воинами-наемниками. Тогда, расспросив пленников, арабы узнали, что им противостояли отпрыски знатнейших родов и лучшая часть витязей. Тогда же дабы убить у согдийцев последнюю надежду на спасение, Кутейба решил сломить их и морально.

По его повелению арабы отрубили головы умерших воинов и написали их имена на ушах, после чего, привесив эти головы к поясам, вернулись в свой лагерь с победой. Сохранился рассказ участника этой битвы, в котором сказано, что «…не было ни одного из нас, у которого на поясе не висели бы головы именитого противника. И взяли мы прекраснейшее оружие, дорогие ткани, золотые пояса, отборных коней и подарил нам это все Кутайба. И были сломлены согдийцы этим, а Кутайба наставил на них катапульты и обстрелял их, сам же в это время сражался с ними и не отходил от них, примером же ему служили бухарцы и хорезмийцы, бывшие с ним и жестоко сражавшиеся».

Тогда согдийский царь Гурек и произнес свои известные слова, приведшие Кутайбы в великий гнев: «Ты сражаешься со мной моими братьями и людьми дома моего – не арабами, а ты поставь против меня своих арабов». Но окружение Гурека, напуганное гибелью своего отборного отряда уже не верило в победу и обратилось к арабам с просьбой о мире и обещанием выкупа. Кутайба же отказался, заявив, что он выступает мстителем «за кровь Тархуна» - одного из своих приближенных. Осада Самарканда продолжалась еще некоторое время и его гибель была лишь отсрочена. Когда же город был взят, Кутайба повелел прекратить военные действия и приостановил дикий грабеж Самарканда, заключив с побежденными мирное соглашение. Арабский вождь поднялся на возвышенность и стал обозревать город и его окрестности…

Согласно мирному договору, согдийцы, помимо денежной контрибуции и ежегодной дани, должны были предоставить арабам большое количество рабов, отдать все сокровища своих зороастрийских храмов и украшения идолов, вывести остатки своих войск за город, и впустить в Самарканд войска арабов и оставить город в их распоряжении. Получив с согдийцев все ценности, Кутайба заставил их построить мечеть, а Гуреку повелел готовить пищу для победителей. Согдийский царь вышел навстречу арабу и встретив его около Кешских ворот города, преклонил колени перед Кутайбой.

Затем униженный Гурек проделал обратный путь, идя пешком перед конем победителя. Подойдя к зороастрийскому капищу, лишенный меча Гурек встал перед Кутайбой. Между тем араб заметил на двух личных рабах - гулямах Гурека роскошные золотые пояса с драгоценными каменьями. Это привело Кутайбу в неописуемый гнев, который едва не привел к гибели согдийского царя.

Торжествующий араб-победитель приказал вынести из храма всех идолов и, содрав с них роскошные украшения, сжечь. Оскорбленные в лучших чувствах согдийцы попытались спасти своих богов, утверждая, что тот, кто сделает это, погибнет. Арабы заколебались, и тогда Кутайба сам взял факел и поджег идолов. Когда же они сгорели, в остатках костра нашли более 50 тысяч мискалей золотых и серебряных гвоздей. Совершив это святотайство, Кутайба и его свита вошли в помещение, ставшее отныне мечетью, и совершив там первый намаз, приступили к еде.

Пообедав, Кутайба обратился к согдийцам с речью и повелел своему писцу Сабиту составить договор. В качестве свидетелей его подписали 14 арабских военачальников, представителей всех племен, принимавших участие в осаде Самарканда. Затем текст договора был скреплен печатью Кутайбы и передан Гуреку. Когда же на следующее утро Гурек обратился к Кутайбе с просьбой вернуть ему Самарканд, тот кратко ответил ему: «Уезжай». И согдийский царь покинул свою столицу.

Заключенный договор состоял из десяти пунктов и распространялся на обширнуб территорию, включавшую в себя не только Самарканд с его пригородами, но и земли Кеша (Шахрисабз) и Насафа (Карши). Согласно договору согдийцы признавались вассалами арабов и обязывались выполнять все пункты этого кабального документа.

Но даже утвердив свою власть, подписав договор и изгнав из города царя Гурека, арабы продолжали испытывать страх перед непокорными согдийцами. Наглядным свидетельством тому может служить распоряжение Кутайбы, отданное им своему брату Абдурахману, оставленному им после своего возвращения в Мерв, наместником Самарканда.

Вот как выглядело наставление Кутайбы: «Не разрешайте ни одному многобожнику (мушрику, как арабы называли согдийских зороастрийцев - Р.Н.) входить ни в одни из самаркандских ворот, не поставив ему на руку печати (из глины), и если глина ее высохнет раньше, чем он выйдет из города, убейте его, и если вы обнаружите у него железный нож, убейте его. И если будут закрыты ворота на ночь и вы обнаружите в городе кого-нибудь – убейте его»…

Рубен НАЗАРЬЯН
Комментарии
Как найте можна реприссёонний людей около 1930 годам из Узбекистана.на дальний вастоке

Баходыр
В статье более менее мягко написано, в реальности было гороздо хуже. Арабская идиология(религия) исламизм насильно насаждено в 7-веке. Сколько миллионов наших предков они убили ради так называемой "самой священной и мирной религии". Самое обидное наши узбеки всегда спорит на эту тему, хотя большинство из них нет элементарных знаний об истории.
Наша религия зороастризм, опомнитесь узбеки, всю нашу культуры нашу религию жестоко уничтожили кучка ванючих арабов, и с большой кровью насадили и заставили принять Ислам, мы зороастрийцы, никакие какие не мусульмане, единственное что мы ещё помним от нашей религии это праздник навруз, это не мусульманкий праздник, а наш зороастрийский, учите внимательно историю
Арабы-мусульманы во главе амира Кутайба ибн Муслима да помилует их всех Аллах великий несли цель распространение Ислама-нашей святой религии.Табари был крупнейшим исламским богословом и историком.Автор просто спекулирует его мнением,делая интерпретацию его трудов на свой лад.
Кто такой этот Рубен,автор статьи?!Кто дал ему право оскорблять Ислам?!Какое право имеют админы этого сайта опубликововат такие статьи,оскорбляюшие религиозные чувства мусульман!!!
Когда наш президент много говорит об Исламских ценностях,опубликовать такую чушь это уму не постижимо!!!
Думаю мусульмане выскажут свое недовольство этой глупой писаниной и комментариями нескольких глупцов.Соответствуюшие госучереждение тоже должны взят под свой контроль,чтобы подобные материалы больше не распространялась!!!
Баходыр и MiRo правильно сказали, я еще дополнью - чтоб насаждать иммено нассаждать ислам в каждой семье жил и контролировал араб, представляете сейчас такое? От прежней религии сохранился еще хождение невести вокруг костра, ставить свечки на могиле предков и так называемый сохранить очаг родителей ( ота она уйини чирогини ёкиб туриш). А Санжар и такие типы как он это представители ислама или фанатики. Надо расширить кругозор и знание народа. А вера - это на совести каждого человека.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

В Узбекистане до конца года ID-карты заменят паспорта внутри страны

В Узбекистане муж до смерти избил жену, оставив без матери двоих детей

Автомобильные номера в Узбекистане заменят на международные

Проблему столичных пробок решат 22 новые транспортные развязки

Похожие статьи
Теги
Рубен НАЗАРЬЯН