Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Самый любимый и желанный праздник

Самый любимый и желанный праздник

Самый любимый и желанный праздник

На днях разговорился с одним знакомым, который походя обронил фразу: «Скоро будете отмечать свой национальный религиозный праздник Навруз». Меня удивило, что этот вполне образованный человек, живущий всю жизнь в Ташкенте, так и не познал истинную суть самого древнего праздника на нашей земле. Решил написать для него, а возможно и для тысяч других наших современников, которые до сих пор имеют самое смутное представление об этом замечательном и ежегодно повторяемом событии. Надеюсь, что не напрасно.

Экологическая культура наших предков, основанная на культе природы, мира растений и животных, формировалась на протяжении тысячелетий. При этом, как часть этой культуры, возникали устойчивые национальные традиции.

В середине первого тысячелетия до нашей эры в Средней Азии была распространена религия зороастризма, во многом определившая народные обычаи, обряды и праздники, связанные с природой и временем года. Так, у древних согдийцев и хорезмийцев, праздники соответствовали четырём циклам и определённым месяцам каждого года. Они, к примеру, отмечали осенью созревание фруктов и винограда, подобно празднику «Диониса» у древних греков. Но особым праздником всегда считался Навруз, который означал начало нового года.

О происхождении этого праздника существует множество легенд, в том числе, и религиозного характера. Однако. когда и как возник этот праздник, определить сегодня трудно. Но, оценивая его с научной точки зрения, можно сказать, что Навруз, как начало обновления годичного цикла, точно соответствует законам природы и мироздания. Восхождение Солнца на траекторию созвездия Овна, наступление равноденствия, когда день и ночь уравниваются, пробуждение природы – всё это, безусловно, послужило основанием для торжества обновления природы. А, следовательно, и начала нового года, независимо от календарного.

Их дошедших до нас древних письменных источников мы знаем, что Навруз широко отмечался уже в шестом веке до нашей эры в Средней Азии, Иране и Афганистане. Следовательно, это один из наиболее древних праздников, история которого насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Со временем празднование Навруза обогащалось новыми элементами, связанными не только с пробуждением природы, но и началом весенних полевых работ, постепенно увеличивая период празднования, который продолжался целый месяц.

В дни Навруза люди дарили сладости, (чтобы сладкой была жизнь), цветы (чтобы человек был красивым), обливали друг друга водой (чтобы год был не засушливым, урожайным). Все эти обычаи отражают чаяния народа о хорошей жизни, богатом урожае, мирном и счастливом существовании.

В книге великого учёного и мыслителя Востока Абу Райхана Беруни «Вечные памятники современности» описывается, как во времена царствования Джамшида торжественно и пышно отмечался Навруз. Беруни ведёт рассказ от имени своего современника - Багдадского мобада (главного религиозного деятеля огнепоклонников) Озарбода. Там повествуется и о том. как в дни Навруза были обнаружены свойства сахарного тростника. Однажды Джамшид увидел сочащийся тростник. На вкус сок оказался сладким. Джамшид повелел узнать, как можно использовать его для еды. На пятый день сбора сока из него образовались сладкие кристаллики.

До Ислама Навруз был главным праздником религии Зороастра. В этот день равноденствия, согласно легенде, возрождалась не только природа, но и душа умерших возвращались на землю, опускались ангелы с небес.

Празднование Навруза иногда длилось несколько дней. Гостям выставляли на дастархан семь различных блюд, названия которых начинались с букв «С» и «Ш».

Кроме ритуального, Навруз имел и политическое значение. Согласно легенде, в день равноденствия Джамшид вознёсся на небо и получил там царский титул, а в первые дни месяца вернул себе трон, отняв его у жестокого Хаххока.

Беруни писал: «когда Солнце входит в знак Овна, начинается весна. В этот день Хорасанские правители выдавали своим воинам весеннюю и летнюю амуницию и потчевали их».

Далее он писал: «В восточных краях Навруз отмечался от одного дня до месяца. На шестой день наступал великий Навруз, ибо по преданию в этот день Аллах завершил сотворение мира и создал Сатурн. Самые радостные часы Навруза – это время Сатурна, когда Аллах раздаёт обитателям земли счастье и блага. Иранцы этот день называют Днём надежд – «Рузи умед».

Навруз отмечали не только простые люди, но и правители. По свидетельству Беруни, у них была такая традиция: в первый день Навруза падишах выступал с обращением к народу, во второй день он отмечал торжество с дехканами, третий посвящал своим воинам, служителям и мобадам, четвёртый день проводил с придворными и близкими, пятый – с семьёй и служащими, на шестой день он оставался один. В последний день Навруза он одаривал своих приближённых подарками и угощением.

Таким образом, Навруз праздновался в течение всего месяца. Первые 5 дней Навруз встречали падишах и его двор, вторая пятидневка праздновалась служителями религии, третья отводилась празднованию служащих и образованного люда, в четвёртую – устраивались народные гуляния, пятая завершалась празднованием дехкан.

Это свидетельствует о том, что Навруз был поистине всенародным праздником и остаётся таковым навсегда.

И ещё одна традиция, связанная с Наврузом. Современники Беруни на рассвете в день Навруза совершали омовения в реках, арыках и других водоёмах, ибо этот день считался днём Хуразо – ангела воды. Люди поутру купались в водоёмах, обрызгивали друг друга водой, тем самым очищаясь от дыма и пепла, въевшегося в их тела в течение зимы. Вода и свежий воздух, освежая, изгоняли также и от болезней. Со временем ритуал завершался предупреждением Пророка: «Тот в течение года будет здоров, кто, проснувшись в день Навруза до рассвета, молча попробует сахар и нанесёт на тело оливковое масло».

Среди всех календарных праздников Навруз стал самым популярным и желанным праздником не только узбеков, но и всех граждан республики, отмечающих обновление не только в природе, но и в жизни всего общества в нашем государстве. Не случайно, в своём праздничном поздравлении народу Узбекистана Президент Шавкат Мирамонович Мирзиёев подчеркнул: «Навруз — поистине самый любимый праздник для проживающих в нашей стране представителей разных наций и народностей, всего нашего многонационального народа». Так давайте же дружно отдадимся всем положительным эмоциям, дарованным нам в этот весенний праздник!

А. ХОДЖАЕВ,
кандидат философских наук
Комментарии
Не говорите за весь народ, к примеру для меня и моих знакомых, самый долгожданный праздник это Новый Год. Причём был опрос, который я проводила.
"Лола, вы не совсем правы. я как-раз таки говорил "за весь народ", а не нас - интеллигентов и городскую молодёжь. Для нас Новый Год, действительно, самый приятный праздник, но для основного населения республики - это, бесспорно, Навруз. Новый Год в кишлаках практически вообще не отмечают, а Навруз празднуется несколько дней и повсеместно" А.Х..
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Хокимият Ташкента предложил горожанам выбор: 15 деревьев или широкая дорога

Пластиковые карты Uzcard не работают больше суток

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев