Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Земля проснулась для весны…»

«Земля проснулась для весны…»

«Земля проснулась для весны…»

«…Пусть Ангел-вестник дарует тебе мудрость и понимание.
Пусть расцветет твоя душа, как свежий росток зерна».
Омар Хайям


Итак, он наступил, долгожданный первый месяц весны. Он связывается прежде всего с двумя прекрасными праздниками – Международным днем женщины и – для нас, живущих на Востоке, – еще и с празднованием восточного Нового года. Того самого, что приходит не в снегах и метелях, а в сияющем весеннем цветении, овеянный дыханием любви. И хотя каждый из этих праздников имеет свою особую историю, свои традиции, оба они – символ всеутверждающего начала в природе и торжества любви и красоты, с которыми неразрывно связано обновление природы. И особенно остро каждый из нас ощущает это в дни празднования Навруза.

«Дни? – удивится кто-то. – Но ведь известно, что Навруз – это день весеннего равноденствия, 21 марта. Почему же идет речь о нескольких днях празнования Навруза?»

Для того, чтобы ответить на это, надо обратиться к истории. Предания связывают Навруз с именем легендарного царя Джамшида, которому посвящены строки из эпической поэмы Фирдоуси. В священной книге зороастрийцев «Авесте» духами – покровителями Навруза названы Хаурватат и Амертат – повелители вод и растительности. Издавна этот праздник знаменовал начало нового года у многих народов. В древнем Вавилоне его праздновали одиннадцать дней. С наступлением весны отмечали начало года и зороастрийцы. Известно, что на Руси Новый год встречали в марте вплоть до XIV века.

У нас же, на Востоке, как рассказывается в «Бабур-наме», Навруз некогда отмечался шесть дней подряд. (Сейчас его празднование не столь продолжительно, хотя некоторые ревнители традиций по-прежнему придерживаются шестидневки.) Связано это было с тем, что празднование нового года условно складывалось из двух этапов: первый был трудовым, и лишь второй состоял из увеселительных мероприятий. Ведь Навруз, который Абу Райхан Беруни в XI веке называл праздником пробуждения природы, начинал собой не просто год, а год сельскохозяйственный, и этот праздник был, по существу, огромным всенародным хашаром на полях и в садах. Считалось: как проведешь Навруз – таким будет и весь год. Потрудишься на славу весной – осенью пожнешь добрые плоды. Всем известно, что именно в весеннюю пору закладывается основа будущего урожая. Не только природа радуется солнцу. Земледелец выйдет в поле, осмотрит по­хозяйски землю, дышащую теплом, ждущую его заботливых рук, чтобы сторицей воздать богатым урожаем. И, словно совершая таинство, бросит первые зерна в возделанную почву...

В дни празднования Навруза дехкане готовили к началу весенних работ поля, сады, арыки, орудия труда, семена, наводили порядок в своих жилищах и дворах, благоустраивали кишлаки, выходя на общие хашары. Это были деяния, которые сближали людей, одухотворяли, объединяли души, рождали хорошее настроение.
Хорошо потрудившийся народ умел и хорошо отдохнуть. Состязались аскиячи и палваны, демонстрировали свое мастерство масхарабозы и хафизы, танцоры и канатоходцы. Массовые гуляния весело проходили на лоне природы, в стороне не оставался никто.

В течение многих веков Навруз способствовал воспитанию у людей чувства любви к родной земле, учил бережному отношению к природе, уважению друг к другу.

Ныне Навруз отмечают в Центральной Азии, Азербайджане, Иране, Афганистане, Турции, многих других странах как долгожданный и радостный праздник, не только знаменующий приход весны, но и обещающий исполнение людских желаний, мечтаний, планов. Наш народ хранит прекрасные традиции этого самого доброго из праздников. В Навруз навещают стариков, одаривают детишек, привечают сирот, инвалидов. Люди прощают друг другу былые обиды, скрепляя примирение улыбкой и чистосердечным рукопожатием. Доныне у нас сохранились многие обычаи Навруза: угощать друг друга сладостями – «чтобы жизнь была сладкой», дарить цветы – чтобы все были красивыми, кропить землю водой и обливать друг друга – чтобы выдался хороший урожай...

Праздник Нового года! Ему рады дети – ведь их ждут игры, лакомства, подарки. Его с надеждой встречает молодежь: разве не весна дарит самое прекрасное, что есть в жизни, – любовь? Ну а для стариков Навруз – это радость встреч с родными и близкими за обильным праздничным дастарханом, вкусное угощение и греющие душу неспешные беседы в окружении детей и внуков...

В разных районах Узбекистана Навруз отмечают по-разному. В Бостанлыке, например, обязательные участники праздничных мероприятий – Дехкан-бобо и Бахор-кизи, причем в образах их выступают не артисты, а простые, обычные люди, заслужившие своим трудом и мастерством право представлять эти замечательные символы Навруза. А уж если девушке выпало преобразиться в Бахор-кизи, она наверняка никому не уступит возможность своими руками вышить чудесный весенний наряд...

Навруз также – время гаданий. Говорят, что желания людей, не заснувших в праздничную ночь, сбываются. Утром же, еще до того, как произнести первое слово, надо встретить зарю: увидеть восход солнца – к счастью на весь следующий год. С утра хорошо съесть три ложки меда, умаститься маслом, покурить благовониями – во имя здоровья… Удивительно милосердным был и еще один обычай наших предков: к празднованию Навруза присоединяются даже те, кто недавно потерял близких: быть в трауре в этот день негоже…

В Навруз на огромный дастархан выставляют все, что припасено к этому дню. Главное блюдо, конечно, плов: торжество благоухающих рисовых зерен символизирует собой плодородие щедрой узбекистанской земли. О других яствах Навруза, и в первую очередь о чудо-блюде сумаляке – разговор, как говорится, особый. И вести его впору не в прозе, а в стихах – настолько образны и символичны понятия и представления, связанные с историей и традицией каждого из этих яств.

Накануне праздника женщинам предстоит всю ночь колдовать над котлами с сумаляком, готовя его по древнейшим рецептам, передающимся из поколения в поколение. И доверяют эту честь обычно самой умелой и уважаемой в махалле хозяйке. Не случайно же старые люди говорят, что только женщина с чистой душой, с открытым сердцем, добрая и отзывчивая, способна готовить сумаляк. От любого угощения можете отказаться, но вот пиалу с сумаляком примите с благодарностью. Тысячелетиями готовят его женщины по традиционной технологии, а основа сумаляка – проросшие зерна пшеницы, этот яркий символ возрождения жизни, пробуждение молодых сил. Попробуйте и другое ритуальное блюдо – халим из зерен пшеницы и мяса. Его тоже готовят всю ночь, и это – отличное средство подзарядиться после долгой зимы энергией, обновиться духовно и физически.

Добрые женские руки творят замечательные блюда, даря вместе с ними тепло, нежность, удачу. И это неудивительно: без тонкости, чуткости женской души, ее способности любить, ее всепобеждающего созидательного начала не может, наверное, произойти ничего значительного в подлунном мире. И, наверное, есть глубокий смысл в том, что в одном и том же весеннем месяце мы празднуем приход весны и чествуем ее величество Женщину. Ибо кому же, как не женской душе, сполна понимать, осознавать вечные, немеркнущие ценности, что издавна и безраздельно управляют миром?

Любовью жги меня в огне –
И пламень в сердце жгучий будет.
Твоя краса пусть в очи мне
Волною бить кипучей будет, –

писала поэтесса Джахан-Атын Увайси, причисленная к классикам узбекской литературы. Да и не одна она – многие мудрецы древности, прославляя любовь, утверждали, что именно она движет солнце и светила. Поэтическое преувеличение? Но с тем, что любовь действительно способна преображать мир и судьбы народов, думается, никто спорить не будет. И эта прекрасная прерогатива – любить, рождать и дарить любовь – принадлежит прежде всего женщине.

Итак, на пороге – праздничная пора, несущая глубокий и мудрый смысл, напоминающая о таких высоких целях, как добро, дружба, милосердие, символизирующая всеутверждающее начало в природе и торжество любви и красоты. Скоро, скоро узбекистанцев разбудит на рассвете пение карная, ему станет вторить зурнай, зазвенят дутар и дойра. В каждой семье будет накрыт праздничный дастархан со всевозможными национальными блюдами, сладостями. Главные угощения Навруза – плов, шурпа, вареная баранина или говядина, кук-самса. Согласно древней традиции, все должны быть сыты и веселы, тогда урожай будет богатым и природа щедрой. Закружатся в танце узбек и киргиз, украинец и татарин, таджик и кореец, туркмен и уйгур, еврей и каракалпак... Представители всей большой семьи народов, которой дал тепло и кров Узбекистан. Их объединила общая радость, и солнце ярко светит всем. Здравствуй, весна!

Дилором Нурмухамедова.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

А зачем вообще нужна махалля, если она плюет на нужды людей? Пенсионер и инвалид II группы рассказала свою историю о том, как работает махаллинский комитет (видео)

Выгодная рассрочка от UZAUTO MOTORS

Ташкентцы продолжают ходить без масок: за два дня карантинный режим нарушили 429 человек и 137 предприятий

Стало известно, кто больше всех заработал в период пандемии COVID-19

expo
Похожие статьи
Теги
Дилором Нурмухамедова