Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

В довольно редкой книге актера Александра Яковлевича Закушняка (1879-1930) "Вечера рассказа", вышедшей единственный раз в 1940-ом году, попалось интересное свидетельство о влиянии узбекского уличного народного театра (томоша) на развитие жанра русской эстрадной декламации. Сам жанр сценической декламации возник в русском театре и эстраде в конце XIX-го века, впитал наследие скоморошества и бродячих актеров, и был настолько гибким в своем развитии, что даже не укрепился его точный театроведческий термин. Можно встретить и такие термины, как "жанр интимного чтения", "театр одного актера", "мастер художественного слова", "эстрадный чтец" и др. Из этого жанра выросли мелодекламация, авторские чтения поэтами собственных произведений, барды, что интуитивно понимал В.С.Высоцкий, перемежавший исполнение песен жизненными рассказами.

Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

Поручик и актер А.Я.Закушняк


Петербургский актер, родившийся в Одессе, А.Я.Закушняк в 1907-1910 гг. играл на сцене столичного театра имени В.Ф.Комиссаржевской, и вместе с труппой гастролировал в Туркестане в 1910 г.

Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

Мемуары А.Я.Закушняка "Вечера разговора"


Вот что он пишет: "Помню, какая буря негодования разразилась вокруг меня, когда я решительно заявил Вере Федоровне о своем уходе из театра.

Полный внутренних противоречий, одновременно ощущая и горечь разрыва с театром и радость наконец-то обретенной собственной свободы, я уехал вместе с труппой В.Ф.Комиссаржевской в последнюю поездку в Туркестан. Поездка оказалась последней и для самой Веры Федоровны, которая, как известно, умерла в Ташкенте от оспы.Это было громадное горе для всех нас. Но рядом с этим горем - не на горе ли моему слушателю и читателю? - я обрел в Ташкенте громадную творческую радость. Я нашел здесь долгожданную, вожделенную форму своего жанра.

Можно ли отрицать значение случайностей и мелочей в нашей жизни? Все, кто принадлежит к беспокойному цеху художников, знают, каким волшебным действием обладает иной раз самый заправский пустяк, сущий вздор, нестоящий, на первый взгляд, никакого внимания. Чей-нибудь смех или походка, косые глаза пассажира, сидящего против вас в вагоне, оброненный пакет - все, все может внезапно опрокинуть ваш привычный жизненный строй и разбудить вашу творческую мысль.

Случайное впечатление ташкентского базара взорвалось в моем сознании, как бомба, и толкнуло меня на тот путь, которым я иду до сих пор.

Тот день в Ташкенте был доведен до белого каления. Но густая и пестрая толпа на базарной площади как будто презирала отвесно лившееся жгучее солнце. Люди сидели на корточках молча и неподвижно. Я сразу не понял, в чем дело. Не торговцы ли это, ждущие разрешения разложить свой товар? Но нет, то были не торговцы, а зрители и слушатели. Перед ними, на высокой и длинной повозке, находился ярко одетый узбек, который громким и отчетливым голосом что-то рассказывал собравшимся. Я придвинулся ближе и повнимательнее вгляделся в оратора. Он рассказывал, видимо, интереснейшие вещи, этот великолепный узбек. Он с необычайной ловкостью драпировался иногда в цветистое покрывало, часто менял интонации и позы, то и дело показывая зрителям какие-то мелкие предметы, бывшие у него под руками. Я тихонько задал несколько вопросов соседям. Оказалось, что узбек - разъездной рассказчик и певец, исполнитель народного эпоса, исторических хроник, преданий и сказок. Он всегда выступает без партнера, но аудитория его всегда велика.

Неожиданное волнение охватило меня. Вот она - форма! Если узбек властно управляет вниманием сотен слушателей, то почему это может быть запрещено молодому, полному сил актеру, порывающему с театром?

Жанр был найден." (Из книги А.Я.Закушняк, "Вечера рассказа", М.-Л., Искусство, 1940, сс. 62-64.)

Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

Афиша "Пушкинского общества"


Исторической справедливости ради следует заметить, что жанр сценического чтения был известен и в новогородской части Ташкента еще задолго до гастролей театра В.Ф.Комиссаржевской, о чем свидетельствует афиша ташкентского "Пушкинского общества" от 1905-го года.

Влияние узбекского народного театра на русский декламационный жанр

В.Н.Дунин-Барковский с детьми

Видим, что офицер Туркестанского военного округа, самодеятельный актер и будущий основатель Ташкентского коммерческого училища Валериан Николаевич Дунин-Барковский (1871-1943, по совпадению, как и А.Я.Закушняк, родившийся в Одессе) читал со сцены бывшей плодосушильни гоголевского "Тараса Бульбу". Еще одно совпадение: А.Я.Закушняк позднее включил "Тараса Бульбу" в свой репертуар. В годы Первой мировой войны и А.Я.Закушняк, и В.Н.Дунин-Барковский были на фронте.

Е. Рябов.
Комментарии
Очень интересная статья, спасибо! А что ещё известно о судьбе Дунин-Барковского? Похоже, что я была знакома с внучкой или правнучкой его Геологом Дунин-Барковской Светланой.
"Спасибо за очень неожиданный и интересный материал!" А.Х.
Цитата: Людмила
Очень интересная статья, спасибо! А что ещё известно о судьбе Дунин-Барковского? Похоже, что я была знакома с внучкой или правнучкой его Геологом Дунин-Барковской Светланой.

О его судьбе было в тексте "Уникальное фото Лозинского", смотрите по тегу.
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

Имя "волка одиночки" Сайфулло Саипова вновь на первых страницах американских газет

Стало известно, при каких обстоятельствах была сделана запись высказываний Джахонгира Артикходжаева

Актриса Гавхар Шарипова погибла в ДТП в Кашкадарьинской области, выпав из кабины грузовика

Трамп готовит масштабный депорт мигрантов. Граждане Узбекистана тоже в этом списке

expo
Похожие статьи
Теги
Е. Рябов