Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Луна забирает уставшие души»

«Луна забирает уставшие души»

Такое поэтическое название дал своему новому фильму известный узбекский режиссёр и сценарист САБИР НАЗАРМУХАМЕДОВ.

«Луна забирает уставшие души»

Премьера этой художественной полнометражной киноленты состоялась в Ташкентском Доме кинематографистов 5 октября с.г.

Как и все предыдущие картины этого своеобразного художника, а в их числе нашумевшие «Волки», «Вождь на одну смену», «Единственная память», «Влюбленный», «Объяли мою душу светлые печали», «Чаёнгуль», «Сад» и другие, новый премьерный фильм вызовет интерес среди определённой части зрителей, и без всякого сомнения, у профессиональных киноведов и кинокритиков.

Отзывы, наверняка, будут самыми разными, может даже противоположными, но равнодушно пройти мимо этого философского откровения незаурядной, не похожей на кого-либо творческой личности просто невозможно.

На этот раз предметом глубокого исследования человеческой души автор избрал необычную обстановку, в которой оказываются три городских друга почтенного возраста по необъяснимому зову души решивших добраться до таинственного камня высоко в горах затерянному за семью холмами. Эта каменная глыба, имеющая прямую связь с Луной, загадочным образом выявляет в людях всё самое сокровенное, иногда самое тёмное и скрываемое от окружающих, а порой – даже от собственного сознания.

Фильм о совести, которая чаще всего дремлет, а чаще всего – наглухо запрятана прозой жизни, прагматическими и даже низменными интересами, на первый взгляд, преуспевающими обывателями.

Нужны особые обстоятельства, чтобы обнажить свою душу самому себе. Автор избрал для этого нетривиальный ход с использованием мистики и параллельных миров в трёх измерениях. Такая вот полуфантастика завораживает с самого начала и до конца этой неторопливой притчи. Пристально следят за героями зрители, не менее внимателен и юноша – проводник (актёр Бернар НАЗАРМУХАМЕДОВ), который и сам не может разгадать тайну чарующей связи Камня и Луны.

Впрочем, Героями картины надо бы назвать не персонажей (актёры ЭРКИН КАМИЛОВ, МУХАММАДСОЛИ ЮСУПОВ и КАРИМ МИРХОДИЕВ), а прежде всего, природу Бостанлыкского района Ташкентской области – удивительно прекрасную, с её высокими горами и шлифованными скалами, вековыми деревьями, быстрыми речушками, «мёртвым» озером и захватывающими дух водопадами, с её подкупающе мрачной девственностью и чистотой. В последние десятилетия многие художники стараются запечатлеть в своих творениях удивительный мир природы Узбекистана, но так проникновенно и убедительно она ещё не была использована для раскрытия творческого замысла. Браво!

Вторым «героем», напрямую работающим на тему картины, я бы назвал музыку. Автор решил отказаться от привычных народных мелодий и поисков узбекских композиторов, что, наверное, чаще всего было бы правильным в национальных фильмах. Нет, дабы максимально приблизиться к уровню надпочвенного мышления, он использовал музыку таких неординарных музыкантов разных столетий, как АНТОНИО ВИВАЛЬДИ с его многоплановой инструментовкой, АЛЬБЕРТО ЭВАРИСТО ХИНАРЕСТА - сложного и выразительного экспериментатора, ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА, мастера внесубъективных форм и экспрессионистской манеры сочинения и КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО, державшегося в стороне от музыкальной моды, поборника сложного стиля выражения надземных страстей. Как ни странно, но именно музыка этих первооткрывателей помогла зрителю вовлечься в стихию этой манящей и пугающей атмосферы отрешённости от реального бытия городской жизни.

Такая вот необычная картина – раздумье о смысле жизни, о назначении человека. При просмотре невольно приходили аналогии с «Солярисом» Андрея Тарковского, с «Островом» Кането Синдо, с размышлениями Чингиза Айтматова. Но такие сравнения ничуть не принижают самостоятельность и самодостаточность нашего режиссёра и мыслителя.

Отрадно, что этот фильм создан на восстанавливающей своё лицо киностудии «Узбекфильм».

А.Ходжаев.
Комментарии
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)