Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Культура - это искусство выживания»

«Культура - это искусство выживания»

Так считает крупный деятель культуры современности Олжас Сулейменов. Он не только известный литератор – поэт, писатель, сценарист, литературовед, народный писатель Казахстана, но и учёный исследователь, активный сотрудник ЮНЕСКО. дипломат, общественно-политический деятель своей страны. Ему сегодня исполняется 80 лет. Об этом напомнил мне советник - посланник Посольства Казахстана в Ташкенте Наурыз Губайдуллаевич Айдаров, которого мы вместе с Народным Художником Узбекистана Владимиром Ивановичем Бурмакиным вчера навестили.
«Культура - это искусство выживания»

В разговоре я упомянул о своих контактах с выдающимся казахским писателем в конце 80-х годов прошлого столетия, когда мы совместно с представителями Центра по поддержке творческих инициатив чернокожего населения США Анджелой Дэвис, её сестры Фанией и её мужем пытались создать кинофильм об участии американских фермеров в развитии хлопководства в Узбекистане в двадцатые годы двадцатого века. Имелись документальные сведения, на основе чего мы набросали синопсис, который надо было развернуть в полноценный художественный сценарий. Для написания такового я, как директор киностудии «Узбекфильм», решил обратиться к прославленному поэту и деятелю киноискусства Олжасу Сулейменову, который был уже известен не только на советском пространстве, но и в зарубежных Европе, Азии и Америке.

Олжас Омарович охотно согласился и немедля прилетел в Ташкент. Мы провели несколько тематических бесед, а в свободное время поэт встречался со своими бесчисленными поклонниками, хотя вернее надо было бы уточнить – поклонницами. Мы договорились о сроках представления первого варианта сценария и Олжас улетел в Алма-Ату. Между тем вскоре выяснилось, что на постановку такой масштабной работы не было нужного количества денег ни у нас, ни у американских спонсоров. Идея «захлебнулась». И об этом прискорбном факте можно было бы и умолчать (тем более, что я уже упоминал ту историю в своей январской статье об Анджеле Дэвис), если бы благодаря ему не проявились вновь удивительные свойства самого Олжаса – талант исследователя – первопроходца, готовность принять участие в раскрытии «белых пятен» истории, в пропаганде идей «всеобщего братства», простота и доступность, умение по-юношески «зажигаться» интересными замыслами. Мне показалось, что работать с ним – подлинное удовольствие.

Спустя много – много лет, я встретил Сулейменова на заседаниях Международной Конференции по предотвращению ядерных угроз, состоявшейся в новой столице Казахстана Астане. Было множество крупных государственных деятелей, парламентариев и учёных со всех концов планеты, взоры которых были устремлены к президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву, инициатору объявления своей страны безъядерной зоной. Но в то же время некоторые участники Конференции вспоминали о том, что своим созданием Движение «Семипалатинск – Невада» было обязано поэту Олжасу Сулейменову, заслужившему тогда широкое международное признание. Признаем, что такая активная и наступательная гражданская позиция – явление редкостное среди творческих работников.

Олжас Омарович прилетел на это мероприятие специально из Парижа, из штаб-квартиры ЮНЕСКО. Он был постоянно окружён людьми и поэтому общались мы совсем недолго.

Таким образом я не могу похвастаться каким-то дружественным характером наших взаимоотношений, но наше знакомство даёт мне хоть какое-то право отзываться о нём лично. Я вообще исхожу из принципа, что по большому говорить следует прежде всего о тех людях и событиях, к которым ты сам мало-мальски причастен, а не пересказывать чужие мысли, откровения и впечатления. Но для несведущих считаю оправданным дать общие сведения относительно «героя» публикации.

Итак, родился в 1936 году, в семье офицера казахского кавалерийского полка. Его отец был репрессирован в 1937 году. Много позже Лев Николаевич Гумилев сказал Олжасу, что сидел с его отцом в одном карельском лагере, где и расстреляли Омара Сулейменова.
Закончил геологоразведочный факультет казахского университета, работал в геологоразведочных партиях. Литературой занялся в 1955 году. Затем учился в Литературном институте имени Горького, был журналистом, работал на киностудии "Казахфильм", секретарём Союза писателей Казахстана. Став позже заместителем председателя Советского комитета по связям со странами Азии и Африки, успешно продолжал творческую деятельность.

В 1975 году – вышла его знаменитая "АзиЯ", где, по его же словам, он "высказал некоторые идеи, которые не услышаны и непонятны до сих пор, а истинная научная ценность именно в них"…

Олжаса обвинили в "национализме, пантюркизме", "методических ошибках". На него дружно ополчились российские учёные, среди которых были даже академики Б. Рыбаков и Д.Лихачев. По указанию главного идеолога М.Суслова "АзиЯ" была изъята из продажи и библиотек, директор издательства уволен с работы, автор попал в опалу и не издавался почти 10 лет. Но Олжаса можно назвать «счастливчиком», потому что за него заступился Д.Кунаев - член политбюро, личный друг Л.Брежнева. Крамольного исследователя оставили в покое, он вновь стал радовать и удивлять читателей своим нестандартным творчеством. Более того, в 1984 году он стал секретарём правления СП СССР, в 1989 - депутатом Верховного Совета СССР, в 1991 - лидером партии "Народный конгресс Казахстана".

В годы независимости он становится послом Казахстана в Италии, Греции и на Мальте, затем Представителем Казахстана в ЮНЕСКО. И всё это время он был и остаётся значимой и любимой фигурой для самых замечательных творческих деятелей России: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Риммы Казаковой, Тимура Зульфикарова, Льва Аннинского и других. Есть их письменные, даже поэтические отзывы и обращения к своему энциклопедически образованному собрату. Не буду их здесь приводить, страждущие легко найдут.
Но, пользуясь случаем, мне хотелось привести для читателя некоторые суждения юбиляра, которые мало приемлемы для «прокрустово ложа» общепринятых мнений.

К примеру: «Первейшая политическая задача - это восстановление книги. Интернет мешает читать книги. Раньше государство (школа, да что там школа, - детский сад, мама, папа, школа, вузы) заставляло читать. Страна - я имею в виду СССР - считалась самой читающей страной в мире. А это стимулировало развитие науки, образования. Был один великий математик по фамилии, если не ошибаюсь, Моисеевич. У него спросили - что нужно сделать, чтобы дети хорошо усваивали физику и математику? Он сказал - есть только один путь: нужно увеличить количество уроков по литературе! На удивление задавших вопрос известный математик ответил, что литература открывает возможности мозга. Тем, кто читает литературу, будет легче изучать математику и физику. В 60-70-е годы прошлого века книги выходили тысячными тиражами. Гонорар был достаточно высокий, имелся стимул. Сегодня гонораров не дают или дают мало. Люди вынуждены зарабатывать другим путем.

Молодые люди обязательно должны читать классику. Они должны формировать свой литературный вкус. Классические произведения созданы для этого».

«Культура - это искусство жизни человека в обществе. Культура - это искусство выживания. Культура - это еще и система табу и разрешений. Как зеленый и красный свет в светофоре. Нельзя, чтобы все время горел зеленый свет, иначе неизбежны столкновения. Там, где демонстрируются сплошные разрешения, и нет никаких табу, человек сдвигается в сторону животного. У животного нет табу. Собака захочет справить нужду прямо на тротуаре и сделает это. Захочет - залезет на проходящую мимо Жучку, если естество призывает.

Табу должно присутствовать во всем и всегда. А в религии - там сплошные табу. В каждой священной книге есть табу: не убей, не воруй, не лги… Собственно, на этом и держится человеческая мораль. Очень уважаю людей верующих, но не люблю фанатиков.

Любое религиозное учение имеет целью усовершенствовать человека, воспитать его. Ислам, например, запрещает банковские проценты. Ты взял ссуду в банке, ты должен вернуть ровно столько, сколько взял. Без всяких там дополнительных расчетов. Так всегда было. Ислам запрещает ростовщичество. И ты каждый день должен делать какое-то доброе дело.

Был шофер в нашем посольстве. Русский парень. Рассказывает: "Олжас Омарович, назревает какая-то против меня провокация". Оказывается, он сходил в магазин напротив, набрал продуктов, а хозяин не стал брать у него денег. Он через неделю еще раз сходил. И опять хозяин не взял платы. В третий раз он уже просто побоялся.

Что это, говорит, провокация готовится? "Нет, - говорю, - не провокация. Просто в Коране, в адате сказано, что истинный мусульманин должен в течение дня сделать хотя бы одно доброе дело. Накормить путника, приютить чужестранца, ну денег там дать нуждающимся. А вот он видит, что ты - явный иностранец, потому что рыжий. Ты для него - удачная возможность сделать доброе дело, выполнить завет адата. И он после этого с хорошим настроением остаток дня проведет. Но магазины все же меняй почаще».

«Я думаю, что-то высшее все-таки есть. Что-то высокое, лучше остальных понимающее твое состояние. Это я всегда ощущал. Как это назвать? Мы - люди - привыкли называть это Богом. Ну, давайте так согласимся определять это состояние. Есть в природе нечто сверхчувствительное, и оно управляет процессами жизни на Земле. Для него все мы - участники глобального эксперимента, который длится уже миллионы лет. Боюсь назвать Нечто - чем

«Вознесенский меня как-то укорил: зачем, мол, просиживаешь в библиотеках, чего копаешься в каких-то словах, буквах? Что есть выше стихов? Конечно, стихи - это важно. Но у Вознесенского были Карамзин, Веселовский, Преображенский, десятки ученых-историков, лингвистов. А у меня никого не было, кроме Чокана. Надо этот пробел восполнять. Я вынужден заниматься именно этим. Отчетливо помню встречу в Академии наук Казахстана, когда я попросил наших ученых назвать имена исторических деятелей XVI, XVII веков. Все это происходило в шестидесятые годы. Так вот: произошла заминка. Не знали мы их тогда, не помнили. Ну а как народ может жить без памяти? По каким параметрам жить? А они довольно просты: глубина прошлого, широта настоящего, и высота будущего.
Я много лет пристрастно занимаюсь историей. Биографией народа. Народов. Как и когда появился язык, первая знаковая система, допустим, еще в эпоху идолопоклонничества? Как люди общались? Как один язык влияет на другой, одна культура на другую?»

«Я всегда был и остаюсь интернационалистом. В 1963 году в книге "Солнечные ночи" написал: "Я - патриот каждого обиженного народа. Мое кредо - возвысить степь, не унижая горы". Продолжаю ему следовать».
«Горький в свое время очень точно определил природу поэтического исследования жизни. Он назвал поэта чувствилищем нации. Поэт должен чувствовать, что необходимо для спасения, выживания народа, культуры, языка. И что может навредить».

«Я реалист. Нельзя, непозволительно стесняться своего прошлого. Надо внимательнее и в него вглядеться, в собственный опыт. Наверное, и в нем есть то, что стоит сохранить и даже развить в нынешнем и будущем государство строительстве. Я считаю, не следует отказываться от самого понятия "социализм". Надо перечитать Платона и Маркса. В XXI веке они по-другому могут быть поняты. В свете новейших знаний и опыта экспериментов ХХ столетия. Таких, как "большевистский социализм Ленина–Сталина", "китайский социализм Мао", "исламский социализм баасистов", "аграрный социализм Пол-Пота", "кубинский", "африканский" и прочее. Отдельной строкой "национал-социализм Гитлера" и подобные.

По марксизму-ленинизму я не ностальгирую. Считаю, что Ленин непростительно упростил Маркса. Если Маркс говорил о капитализме как о прочном фундаменте социализма, то Ленин признал это положение неверным. И убедил, что капитализм - враг социализма и подлежит уничтожению. Так стало возможно ставить стены Храма без фундамента, на песке феодальных и первобытнообщинных территорий. Песок пытались сцементировать кровью. Я и в советское время говорил и писал, что научный социализм - это симфоническое произведение, созданное для исполнения полным составом оркестра, в котором есть и струнные группы, и духовые, и фортепиано, и ударные. И дирижер, и исполнители должны знать нотную грамоту. А исполнялась эта симфония в лучшем случае духовыми оркестрами под руководством полуграмотных капельмейстеров. А то и просто на одних барабанах или на пустых кастрюлях, или на черепах. А партитура была на руках у всех. И название произведения на обложках одно - "Социализм". Так извратили ход исторического развития социализма как самой оптимальной модели мироустройства. Возможно, технически даже ускорили, но духовно и нравственно затормозили».
«До вечера работаю на государство, а ночью - на человечество. Если и можно назвать мою работу на государство политикой, то не в том утилитарном смысле, какой обычно вкладывается в это слово. Для меня политика - это наука усовершенствования человека и общества».

Вот такая самобытная и талантливая Личность живёт в братском Казахстане. Это достояние нации, но и всего человечества! Пусть живётся и пишется ему ещё многие десятилетия!

Мы его любим!

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

9 погибших, 5 пострадавших: в Узбекистане произошло два крупных ДТП

Президенты Нурсултан Назарбаев, Владимир Путин и Шавкат Мирзиёев провели неформальную встречу в Казахстане

Президент Узбекистана подарил 3-комнатную квартиру юному шахматисту

Стало известно, какие документы подписали президенты России и Узбекистана

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев