Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ К вопросу о патриотизме

К вопросу о патриотизме

Наверное, трудно найти другое такое понятие – одновременно и политическое, и юридическое, и нравственное, - которое вызывало бы столь бурные эмоции, спекулятивные сентенции и тирады, дифирамбы, патетические обвинения и пр., и пр., как патриотизм. Ломаются копья, скрещиваются «шпаги» – и словесные, и всамделишные – и всё это для того, чтобы доказать – кто более патриотичен, кто больше любит Родину и ненавидит врагов её, а то и просто чужих – по крови, по цвету кожи, по языку, религии, гражданству… Особенно такие душеизлияния и словоизливания, такие дебаты характерны для обществ в их переходные или революционные периоды, когда с одной стороны ярко озаряются истинные подвижники коренных интересов своей Родины, а с другой – вволю витийствуют любители «половить рыбку в мутной воде». Они, пользуясь временной ситуацией, стараются сыграть на самых чувствительных струнках национального самолюбия, чтобы сделать карьеру, оказаться во власти или хотя бы на виду.

К вопросу о патриотизме

Конечно, в митинговых страстях всеобщего подъёма национального самосознания трудно бывало различить апологетов этих двух по сути противостоящих друг к другу мировоззрений, но по мере перехода к нормальному созидательному процессу, по мере формирования государственных и идеологических устоев, определения путей и характера внешней и внутренней политики это необходимо, чтобы шовинистически-националистическая волна не захлестнула чуткое и обязательное чувство уважения и любви к своему народу, к своей Родине, желание видеть её среди самых достойных членов международного сообщества.

К великому сожалению, такое нездоровое и, по существу, бесперспективное настроение стало характерным для многих новых постсоветских государств, где пышно оформленные и трескучие «патриотические» призывы часто перерастают в кровавые деяния, в безжалостное попрание гражданских прав больших слоёв населения. Кажется, ушли в безвозвратное прошлое такие позитивные понятия как «добрососедские отношения», как чувство этнической близости и идентичности. К примеру, десятилетиями и даже веками воспевалась идея о «славянском братстве», и что же мы наблюдаем ныне? К привычному раздраю между католической Польшей и православной Россией прибавились откровенно «шкурные» приоритеты бывших «братушек» в лице руководителей других славянских государств. Во всяком случае голая прагматика явно довлеет над историческими этническими и языковыми корнями.

У нас есть собственный горький опыт. Он связан не только с крайними проявлениями тюркской разобщённости, когда обильно проливалась кровь братьев по крови и соседей по проживанию. В самом Узбекистане в 90-е годы прошлого столетия и нулевые наступившего века якобы патриотические лозунги доморощенных и засланных извне деятелей пытались расколоть и радикально изменить наше общество. Выкорчевать их полностью, к сожалению, не удалось – судя по некоторым данным, у них ещё имеются свои сторонники и последователи.
Философ Николай Бердяев писал: «Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам». Я бы добавил: «И самолюбование, и пренебрежение к другим». Чтобы поднять и крепить дух самосознания, уважение к своему прошлому, уверенность в своём будущем, надо, конечно, активно пропагандировать всё лучшее, что было и есть в народе: и его менталитет, и его культуру, и его традиции, и его лучшие проявления в исторических личностях, в великих деятелях, прославивших страну, - но не счёт крайних суждений, категорических характеристик и обобщений, не за счёт явного отступления от исторической истины, от здравого смысла.

Как-то мне пришлось слушать выступление одного известного поэта и общественного деятеля, который заученно вещал: «Наш самый уникальный, самый замечательный народ никогда ничего не разрушал, а только строил, созидал, выращивал. Наши люди, в отличие от других, никогда не замахиваются рукой на жизнь других людей, на чужую собственность». Вроде бы хорошие слова, рассчитанные на самоуважение слушающих, но безапелляционная тональность их воспринималась если не фальшиво, то явно натянуто на фоне сообщений о причастности некоторых жителей Узбекистана к злодеяниям мнимых исламистов на Ближнем Востоке. Кто-то с апломбом может возразить: «Они не представляют народ, они жалкие отщепенцы». И это будет правдой, но и неправдой, потому что хоть их, к счастью, и немного, хоть они шагают «не в ногу» с основной массой населения, хоть они исторически обречены на бесславие, и всё же они тоже выходцы, порождение того же самого народа. Да, неразумные, ослеплённые, обманутые, заблудшие – но именно они и им подобные ранее поднимали руку на мирный покой нашей республики, на наши идеалы, на наш строй, на невинных людей. И замалчивать это, убаюкивать самолюбованием, кажущейся абсолютной исключительностью или Божьей избранностью – нечестно, а может, и преступно.

«Я предпочитаю бичевать свою Родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её – только бы не обманывать» – писал также склонный к оценочным гиперболам Пётр Чаадаев, современник и друг Пушкина. Конечно ни в коем случае нельзя унижать Родину, но ни при каких обстоятельствах нельзя и обманывать её – в конечном счёте это тоже её унизит и оскорбит. Истинный патриотизм – это осознанное, целенаправленное, продуктивное состояние души, образ жизни и поведения человека, который всеми силами хочет содействовать счастью и процветанию своего народа, но только не в ущерб другим.
Такую точку зрения разделяют все лучшие сыны Отечества. Настоящие патриоты!

А. ХОДЖАЕВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Ректор Университета журналистики оказался в центре скандала (видео)

Пластиковые карты перестали работать: Uzcard экстренно ликвидирует сбой

Хокимият Ташкента предложил горожанам выбор: 15 деревьев или широкая дорога

Пластиковые карты Uzcard не работают больше суток

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
А. Ходжаев