Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Зартепа

В последний период обживания (конец IV - середина V века) город, по-видимому, находится под властью кидаритов - хионитов или эфталитов. Внутри города раскопаны: дворец, жилые кварталы, буддийское святилище и оборонительные сооружения.

В пригороде обнаружены небольшая буддийская ступа на месте холма Катламатепа и усадьба Куевкурган со скульптурой.

Полученный в ходе исследований материал демонстрирует, несмотря на падение династии Кушан, преобладание кушанских традиций, проявляющихся в скульптуре, изготовленной по гандхарским образцам, в терракоте, в орнаментации и технологии изготовления керамической посуды.

С другой стороны, в изобразительных мотивах этого периода, наблюдаемых в керамике и терракоте, появляется ряд признаков, указывающих на индийские, иранские и даже позднеримские инновации, выраженные, однако, в значительно меньшей степени, чем кушанские традиции.

По-прежнему сохраняет свои позиции среди городского населения и буддийская религия, изобразительные элементы которой нашли отражение, помимо скульптуры, в специфически местных терракотовых статуэтках и керамической посуде, украшенной штампами с буддийской символикой.

После середины V века внутри уже не функционировавших городских оборонительных сооружений обживались только три участка:
замок на цитадели, угловой форт и пространство к северо- востоку от дворца, вплоть до середины VI века, когда город был оставлен окончательно

Часовня на Зар-тепе

О том, что раскопанное помещение могло быть буддийской часовней (В.М.Массон называет ее «нечто вроде домашней кумирни»), позволяет говорить обнаружение в слое пожарища обломков глиняной позолоченной статуи Будды, разбитой на мелкие кусочки, «среди которых счастливо уцелевшей оказалась голова».

Была возведена на оборонительной стене этого городища, расположенного примерно в 15 км от Старого Термеза (т.е. примерно в 25 км от современного Термеза, северо-западнее его).

Часовня была сооружена, когда крепостная стена уже пришла в упадок и при этом была частично прорезана.

Часовня входила в состав многокомнатного хозяйственно-жилого комплекса и представляла собой коридорообразное помещение, вытянутое с северо-запада на юго-восток «по крайней мере на 17 м при ширине в 2,3-2,5 м в торцовых частях, а в середине достигало 3,7-4,1 м благодаря устройству в боковых стенах прямоугольных выемок...

Начало северо-западной, суженной части строения оформлено тремя крупными плитами из мергелистого (т.е. мраморовидного. - Д.С.) известняка, уложенными в ряд поперек помещения...

Эти три плиты образовали ступеньку, северо-восточнее которой пол повышался на 20-25 см.

Южнее средней плиты была уложена четвертая... По сторонам ступеньки в углах выемок установлены две каменные подставки с вмонтированными в них бронзовыми „чашами''...

Они представляют собой плиты (20 х 20 х 2,6-2,8 см) с углублением в верхней плоскости.

Углубление круглое в плане, диаметром 17,5-18 см» (рис. 43). В.Н.Пилипко предположил, что «чаши»» служили для возжигания огня, так как в них видны следы обжига.

Однако эти следы могли быть связаны с пожаром, слой которого перекрывал все помещение.

Ступа возле Зартепа имела подквадратное основание (7,40 х 7,00 м); этот подиум (или платформа) достигал высоты 1,75 м. С южной стороны на платформу вела лестница, шириной 3,25 м со ступеньками плохой сохранности, высотой примерно 40 см при ширине 40-50 см. В отдельных местах подиума расчищены следы побелки ганчем по глиняной обмазке. На платформе располагалась округлая верхняя часть - барабан ступы (диаметром 5,8- 6,0 м). Вся постройка, по мнению Ш.Р.Пидаева, могла достигать высоты 6-7 м.

Ступа была ориентирована по странам света.

В северной части ступы при раскопках выявлен тайник, диаметром 2,2 м, высотой 1,25 м, служивший, для хранения реликвария.
Стены тайника были обмазаны глиной.

В тайнике найдены мелкие украшения, керамический шаровидный горшочек, покрытый красно-коричневым ангобом, кусок хлопчатобумажной ткани и т.п., а главное, 503 медные монеты, обнаруженные на разных уровнях и в разных местах тайника, эти монеты определены как чеканы последних кушанских царей, носивших имя Васудева, и подражания этим чеканам.

Дата сооружений и функционирования ступы определяется III-IV вв., т.е. ступа была синхронна часовне Зар-тепе.

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Зартепа. Скульптура. Голова Будды, IV- сер.V вв.


Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Зартепа. Скульптурка Бодхисатвы, II-IV вв.


Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Зартепа. Скульптура. Головы Геракла, первые вв. н.э.


Куевкурган

Находится на юге Узбекистана в Сурхандарьинской области в 0,3 км к востоку от городища Зартепа.

Это было небольшое, отдельно стоящее двухэтажное здание размером 18 х 20 М, построенное во второй половине V века и функционировавшее до начала VI века.

От верхнего этажа лишь местами сохранились части комнат. Здание было воздвигнуто на пахсовом (глинобитном) фундаменте, высотой около 4 м.

Западную часть дома занимали два длинных (12,6 м) коридорообразных низких сводчатых помещения.
Восточная часть вскрытого комплекса состоит из двух продолговатых и одного коридорообразного помещений.

В одном из помещений в заполнявших его завалах была найдена масса обломков глиняной скульптуры.

Небрежное оформление тыльной стороны изваяний свидетельствует о том, что они крепились к стене и были рассчитаны на фронтальное обозрение.

Куевкурган. Скульптура

Основу скульптуры составлял деревянный каркас, на котором крепилась глиняная болванка.

После моделировки фигуры ее покрывали тонко отмученной глиной, а поверх наносили тонкий слой белого ганча, служившего подгрунтовкой для раскраски скульптуры в красный , синий, черный, желтый цвета и их тональные градации.

Мягко смоделированные лица обрамляют штампованные детали прически в виде оттиснутых в матрице буклей.

Углубленные уголки губ придают лицу выражение легкой улыбки, характерной для буддийской пластики.

Влияние буддийской изобразительной традиции ощущается на некоторых головках, близких по своему иконографическому построению к образцам канонической буддийской скульптуры (манера передачи бровей, носа, тяжелых век и т. д.).

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Куевкурган. Скульптура 5 века.


Отдельные находки изображений Буддийского толка

Обнаружены на памятниках долины Сурхандарьи.

Это терракотовые образки и отпечатки /на керамике/ с изображением :
- Будды. Кампыртепа, I-II вв., Аккурган, IV в. и Караултепа, V в.
- Бодхисатвы. Хатынрабад, III в., Исмаилтепа, II-III в. и Бараттепа, III-IV в.
- символов – ступни Будды и др.
- якшини и адорант из Кампыртепа, I-II вв. и донатор Хайрабадтепа, II-III вв.
- Киртимукха - мифическое существо. Хайрободтепа. II-III в.

В Согде. - Бронзовая позолоченная статуэтка бодхисатвы найдена в 1995 г. во время работ Узбекистанско-Французской археологической экспедиции на городище Афрасиаб в Самарканде сотрудником этой экспедиции московским археологом Ю.Каревым.

Она подобрана в перемешанном слое на месте дворца Абу Муслима середины VIII в. Этот раннемусульманский дворец возведен предположительно над остатками более древней дворцовой постройки («дворец ихшида»?).

Статуэтка высотою менее 10 см была, скорее всего, завершением миниатюрного алтаря начала VI в. (эпоха Вэй).

Сейчас известны около сотни таких алтарей (хранятся в музеях Китая, Японии и США), в Средней Азии это первая подобная находка.

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Киртимукха - мифическое существо. Хайрободтепа. II-III в.


Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Терракотовые образки с изображением Бодхисатв. Хатынрабад, III в., Исмаилтепа, II-III в. и Бараттепа, III-IVв.


Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Из истории религий и их памятников в Узбекистане (5.3 часть)

Терракоты с изображениями Якшини и Адоранта из Кампыртепа, I-II вв. и Донатора из Хайрабадтепа, II-III вв.


Тохаристан и владение Чаганиан

В IV-XIII вв. так называлась историко-культурная область, территориально соответствовавшая современным Узбекистану, южной части Таджикистана, и северным районам Афганистана, а в раннем средневековье - Бактрии.

Тохаристан получил название от племени тохаров, захвативших во II веке до н. э. Греко-Бактрийское царство (по одной версии) или являвшимися коренным населением этих мест (по другой версии)

На территории Чаганиана обнаружен пока только один раннесредневековый буддийский памятник - ступа Чор-Дингак /”4 башни”/ (в 1979 обследован Э.В.Ртвеладзе). Хотя, в письменных источниках упоминается 5.

Будем признательны исследователям, если они укажут сведения об открытии других подобных объектов (можно в комментариях к статье, с указанием ссылок на публикации).

Сюань-цзан приводя описание раннесредневековых владений Северного Тохаристана, первым из них он называет владение Чи-о-янь-на, отождествление которого со средневековой областью Чаганиан, расположенной в среднем и частично верхнем течении р.Сурхандарья, в ее долине, не вызывает сомнения.

По его описанию, это владение занимало с востока на запад около 400 ли, с юга на север около 500 ли; столица в окружности около 10 ли; монастырей - 5, монахов - совсем мало.

Исследователи отмечают, что размеры владений Дами и Чи-о-янь-на, приведенные Сюань-цзаном, показывают, что он давал расстояние в ли равном 0,2 или 0,3 км, так как при ли равном 0,5 км размеры этих владений явно не соответствуют действительности.

Примечание:
В следующих частях будут освещаться вопросы распространения буддизма в Согде и Чаче-Шаше, а также археологические памятники этой религии в Ферганской долине на территории Узбекистана.

Продолжение следует...

С. САВЧУК-КУРБАНОВ.
Комментарии
Вопрос: Сколько пальцев у человека на одной руке? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

Сенаторы определили предельно допустимое число гостей на свадьбе

Из-за водителя, не пропустившего на перекрестке автомобиль, погибла женщина

В Ташкенте жестоко убили 25-летнего парня нетрадиционной сексуальной ориентации

Названы четыре квартала Стамбула, в которых у узбекистанцев чаще всего воруют паспорта

expo
Похожие статьи
Теги
С. Савчук-Курбанов