14.7 C
Узбекистан
Вторник, 5 декабря, 2023

ТРЕТИЙ. Николай Оттонович Розенбах. Глава тринадцатая

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
5,890ПодписчикиПодписаться

Из цикла Туркестанские генерал-губернатор

Весной 1889 года, Розенбах деятельно готовится к отъезду из края, где он прослужил пять  весьма плодотворных лет. Однако, даже прекоасно понимая, что в Туркестан он уже не вернётся, Николай Оттонович продолжал обустраивать край. Как раз к этому времени в Ташкент был доставлен изобретённый Черняевым прибор для сушки фруктов, заказанный Розенбахом в прошлом году. Дело в том, что при огромном изобилии фруктов в Туркестане, производство сухофруктов производилось самым примитивным способом, и более усовершенствованный агрегат пришёлся как нельзя кстати. Он был передан генерал-губернатором в распоряжение Ташкентского отдела Императорского общества Садоводства. Председателем отдела Плевицким был построен специальный павильон, и Розенбах лично присутствовал при первых опытах работы аппарата. Эксперимент вполне удался и дал прекрасный результат.

Из других дел начальника края, не упомянутых в настоящей документальной повести, следует отметить конезаводы купца Иванова в семи километрах от Алеуата и Сеид Гани Азимбаева под Ташкентом.

Также следует отметить, что в 1888 году Николай Оттонович ходатайствовал об открытии в Самарканде и Маргилане Мариинских женских училищ, в которых ощущалась острая потребность, поскольку офицеры и чиновники не имеющие возможности отправлять своих дочерей в ташкентскую женскую гимназию, были лишены возможности дать им необходимое образование.

Во второй половине мая Розенбах отправился в свою последнюю поездку в Ферганскую долину. Прошло пять лет после его первого посещения области, и те изменения которые он увидел доставили генерал-губернатору огромное удовлетворение. Вот, что Николай Оттонович пишет в своих воспоминаниях: “Там, где в 1884 году, при первом моём объезде, мне неоднократно приходилось обращаться к вооружённой силе, чтобы разгонять толпы народа, обращавшейся ко мне в дерзкой форме с разными неисполнимыми просьбами; там, где в 1885 году бродили вооружённые шайки, призывающие население к открытому восстанию против русской власти, и приходилось отправлять отряды войск для рассеяния этих шаек, в 1889 году я восторженно был встречен населением. В поданных мне многочисленных адресах население меня благодарило за моё ходатайство о переоброчке области; за постройку Самаркандского участка Закаспийской железной дороги, благодаря которому облегчился сбыт произведений; за мои попечения о развитии хлопководства; за учреждения гренажных станций; за исправление ирригационной системы; наконец, за открытие во многих городах амбулаторных лечебниц для туземных женщин”.

Действительно всё увиденное туркестанским генерал-губернатором производило отрадное впечатление: дороги улучшились, города похорошели, благосостояние жителей возросло.

Особенно поразил начальника края Коканд. Если в 1889 году это был грязный, с узкими улочками захолустный город, где “чиновники и офицеры жили в туземном городе, подвергаясь всяческим лишениям”, то через пять лет перед генерал-губернатором предстал “прекрасный русский город, лучший из всех уездных городов в Туркестанском крае”.

Город Коканд, Туркестанский край. Розенбаховский проспект. Старинная открытка

Здесь же, в Ферганской долине, при Розенбахе началась разработка нефтяных месторождений и были упорядочены финансовые дела, пришедшие в значительное расстройство за время управления Туркестаном генералом Черняевым.

В конце мая Николай Оттонович возвратился в Ташкент и уже через три недели навсегда покинул край, которому отдал пять лет своей жизни.

“На посту Туркестанского генерал-губернатора, — писал статс-секретарь А. А. Половцов, — Розенбах, человек благородный, прямой, провёл много нововведений, оказавших несомненную пользу, а главное умел избежать военных усложнений, кои могли бы неоднократно перейти в войну. Розенбах оказывал значительное покровительство многочисленным учёным экспедициям в Тянь-Шань и Памир и был горячим сторонником скорейшего занятия Памирской горной системы русскими постами”.

В начале июля Розенбах прибыл в Петербург и вскоре был принят Императором. На вопрос Александра III, каковы его планы, Николай Оттонович ответил, что отпуск, положенный ему, он использует для лечения на французском курорте в Виши.

— Ну, что ж, отдыхайте, Николай Оттонович, и знайте, что в Туркестанский край, вы больше не вернётесь.

Вернувшись из отпуска, в конце октября 1889 года, Розенбах получил назначение в Военный Совет- высший законодательный и законосовещательный орган для решения вопросов, касающихся военно-организационных дел в Российской империи, — где состоял в распорядительной комиссии по перевооружению армии.

А в начале января 1890 года Николай Оттонович получает Высочайший рескрипт, содержание которого, наполнило его вполне заслуженной гордостью.

В частности там говорилось: “Николай Оттонович. По прежней службе вашей в войсках гвардии, я имел непосредственно оценить ваши способности и служебное усердие, и потому в 1884 году решил призвать вас к высшему государственному управлению, вверив вам ответственный пост туркестанского генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа. В течение пяти лет ваши благоразумные и твёрдые распоряжения, способствовавшие упрочению гражданского и экономического развития отдалённого края, поддержанию вполне согласных с видами моей политики мирных отношений к соседним владетелям и племенам Средней Азии и хорошему состоянию вверенных вам войск, постоянно заслуживали моё одобрение. Снисходя, с большим сожалением, к просьбе вашей об увольнении от занимаемой должности по расстроенному здоровью, Я назначил вас членом Военного Совета, дабы участием вашим в обсуждении дел, вверенных заботам этого высшего учреждения, вы могли продолжать полезную службу. В месте с сим, Я считаю справедливым выразить вам искреннюю благодарность за вполне успешные труды по управлению туркестанским генерал-губернаторством и по командованию войсками Туркестанского военного округа.

Пребываю к вам благосклонным.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано

Александр.

31 декабря 1889 г. Санкт-Петербург.

Вскоре, Розенбах вошёл в состав Государственного совета, где работал в различных комитетах: в Департаменте государственной экономии, в Департаменте законов. Одновременно Николай Оттонович в течении трёх лет, с 1892 года, состоял членом Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах. В начале декабря 1895 года Розенбах был произведён в генералы от инфантерии.

Скончался Николай Оттонович фон Розенбах, 5 мая 1901 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

“По наружности это был тип николаевского генерала, — описывал своего начальника управляющий канцелярией туркестанского генерал-губернатора Г. П. Фёдоров, — высокий, прямой, сухой, с щетинистыми седыми бакенбардами, с отрывистым, резким голосом. Первое впечатление, особенно после очаровывавшего всех Кауфмана и мягкого и ласкового Черняева, он производил удручающее. Но при ближайшем знакомстве оказывалось, что это человек очень добрый. Видимо, он сознавал свою доброту, но считал нужным маскировать ее напускной суровостью и жестокостью, что ему редко удавалось”.

Добавим от себя — туркестанским генерал-губернатором Николай Оттонович, оказался весьма достойным.

В.ФЕТИСОВ

На заставке: Туркестанский генерал-губернатор Н. О. фон Розенбах. Фотопортрет из книги Затворницкого Н. М. “Столетие Военного министерства. Память о членах Военного совета”. СПб., 1907

Источники:

  1. Государственный архив Узбекистана. Фонд И-1, ОП 31,33,34.
  2. Фёдоров Г. П. Моя служба в Туркестанском крае. Исторический вестник, 1913 г.
  3. Записки Н. О. Розенбаха, “Русская старина” (январь – май), 1916 г.
  4. Добросмыслов А. И. Ташкент в прошлом и настоящем. Ташкент, 1912.
  5. Горный Дубняк.  Военная энциклопеди
  6. Генерал-майор Н. О. фон-Розенбах // Иллюстрированная хроника войны. Приложение к «Всемирной иллюстрации». 1878. № 71.
  7. “Всемирная иллюстрация”, 1879 г. №558, стр. 217.
  8. “Туркестанские ведомости” от 12.06. 1884 г.
  9. Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии. Т. 3. СПб., 1903
  10. А. К. Гейнс. Заметка по поводу англо-русских недоразумений в 1885 году / Собрание литературных трудов Александра Константиновича Гейнса. Том III. — СПб. 1899
  11. Л. Н. Соболев. Англо-афганская распря (очерк войны 1879-1880 гг.). С.Пб. 1882г.
  12. Халфин Н. A., Восстание Исхак-хана в Южном Туркестане и позиция русского царизма (1888 г.), Труды САГУ, вып. 68, 1955 г.
  13. Половцов А. А. Дневник государственного секретаря. Т. 1—2.  М., 2005
  14. Шилов Д. Н., Кузьмин Ю. А. Члены Государственного совета Российской империи. 1801—1906: Биобиблиографический справочник. — СПб., 2007

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

С начала этого года в Узбекистане было обнаружено 26 нелегальных криптоферм

Генеральная прокуратура вновь предупредила всех желающих заниматься незаконным майнингом криптовалюты о том, что их ждет наказание от 8 до...

Больше похожих статей