Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ «Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

Российский литературный критик, журналист, редактор, историк культуры, член Академии русской современной словесности и Русского Пен-центра, председатель совета Русского Свободного университета (Нью-Йорк), член жюри премий «Большая книга» и «Антибукер»...

Это – далеко не все о нем. И о том, что реально делает Евгений Ермолин для современного литературного процесса и что значит в этом процессе его имя. Имя автора нашумевшей книги «Медиумы безвременья: Литература в эпоху постмодерна», многих статей, посвященных ведущим современным российским и зарубежным писателям, от Ерофеева и Пелевина до Фаулза и Мураками. Филолога, доктора наук, ученики которого представляют сегодня молодое поколение российской словесности.

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

И вот он, улыбчивый, красивый человек, сидя в непринужденной позе на сцене, свободно и легко обращается к публике, собравшейся 6 апреля в ташкентском музее Есенина. Обращается к периферийной, что ни говори, аудитории – как к собеседникам абсолютно равным. Как к людям, владеющим, наравне с ним, огромной, неисчерпаемой информацией о современной литературе, которая, похоже, для него самого – воздух, которым дышишь. Впрочем, наверно, только при этом условии и можно заниматься литературной критикой, – то есть, как сказал кто-то из выступавших в тот вечер, – «видеть литературу с самой неблагодарной стороны...»

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

В зале «был замечен» известный ташкентский писатель Алексей Устименко.

Он говорил о вещах, которые лично для меня звучали заманчивой фантастикой, – когда можно лишь мечтать том, чтобы вот так же вольно плескаться в волнах «большой» литературной среды, дышать ее столичной атмосферой... Из сотни мимоходом упомянутых им современных писателей мне оказались знакомы – по творчеству, не только по имени – не более десятка. В первую очередь, конечно, благодаря «Востоку Свыше». Журналу, который, издаваясь в Ташкенте, ставит перед собой очень высокие художественные задачи и, не замыкаясь сугубо в местных рамках, регулярно знакомит нашего читателя и с современной российской прозой, публикуя отрывки из вещей Андрея Волоса, Глеба Шульпякова, Александра Грищенко, Сергея Германа, а также рецензии на произведения наиболее значительных авторов.
Кстати, представил Ермолина аудитории, собравшейся в тот вечер в музее Есенина, главный редактор этого журнала Евгений Абдуллаев, он же замечательный писатель Сухбат Афлатуни.

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

Понятно, что многим из присутствовавших тогда на блестящей лекции заезжей литературной знаменитости приходилось ориентироваться прямо по ходу пьесы. И, судя по вопросам из зала, им это неплохо удавалось. Да и неудивительно: очень уж интересной, при всей сложности, была «пьеса»! Звучали мысли о том, почему в ближайшем будущем в литературе, скорее всего, останутся только большие формы, малые же уйдут в пространство социальных сетей, блогосферу и в живую коммуникацию, превращая ее в среду интерактивного взаимодействия. О неизбежной грядущей смерти так называемой литературы вымысла, место которой неминуемо заступит – уже заступает – литература нон-фикшн. О том, что присуждение «Русского Букера» Александру Иличевскому было в определенной мере авансом, так как после своего «Матисса» он написал намного более интересные вещи. О том, почему нельзя причислить Дину Рубину к писателям первого ряда и по каким причинам знаменитая прилепинская «Обитель» осталась, по большому счету, пустышкой, рассказывающей о трагичнейших вещах, но при этом так и не поднявшейся до высот подлинного трагизма. И еще о том, что русской литературе, при всей ее насыщенности страданием, так и не удалось органично усвоить интеллектуальное богатство Запада – сложную и мучительную философию экзистенциализма...

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

…Когда расходились, услышала от одного из наших начинающих литераторов: «Да, было очень интересно, но главное, что я почерпнул: мне литературная премия не грозит…»

Думаю, он не прав: если бы авторитетный критик познакомился с вещами, с которыми сейчас входит в литературу этот молодой писатель, – не исключено, что с чистой совестью возразил бы ему.

...И конечно, как это часто бывает, у замечательного вечера оказалось столь же замечательное продолжение – в декорациях уже не официальных, а вполне дружески-домашних.

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»


В близком, живом общении Евгений Анатольевич интеллигентен, внимателен к любому собеседнику, очень тактичен, как и подобает безупречно воспитанному человеку. Кстати, не могу не восхищаться терпением и, можно даже сказать, мужеством нашего гостя, всего лишь утром того дня вернувшегося из поездки в Самарканд и Бухару, потом проведшего двухчасовую лекцию, после которой ему пришлось еще и отвечать на множество порой провокационных вопросов аудитории, – и вот теперь так легко и весело согласившегося на общение с новыми людьми в новом кругу.

За столом говорили – конечно же, о литературе. Ее судьбах, ее уязвимости и ее бессмертии. О литературе, этой, по выражению Маркеса, «самой изощренной форме издевательства над людьми», – но дающей их жизни высочайший смысл. А еще – как же без этого! – о ташкентцах и Ташкенте – удивительном городе, из которого, может быть, и уезжают лучшие, но ведь и приезжают сюда – тоже лучшие! А если потом все-таки покидают его снова, то – став здесь еще немножко лучше...

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

Для меня этот вечер ознаменовался также более близким и очень приятным знакомством с переводчиком Саодат Камиловой, сопровождавшей нашего гостя. Кстати, совсем недавно мы поздравляли ее с завершением большой работы – перевода двухтомного романа Мухаммада Али «Амир Темур», презентация которого прошла несколько недель назад в Союзе писателей Узбекистана.

«Видеть литературу с неблагодарной стороны...»

...Осталось сказать, что завершила прекрасную встречу прекрасная же нота: новое стихотворение известного ташкентского поэта Баха Ахмедова, – в тот вечер он прочитал его впервые:

скажи словам скажи устали
скажи словам скажи уснули
скажи себе скажи едва ли
ты усидишь на этом стуле

он уменьшается шагренью
скажи еще скажи уже
беги скорей беги за тенью
живи на скользком вираже

скажи словам скажи отстали
скажи часам скажи стоять
скажи мерцанию печали
так сиротливо не мерцать

скажи что мир подобен бреду
нет ничего не говори
скажи что жизнь начнется в среду
скажи воскресни
и замри

Лейла ШАХНАЗАРОВА.
Комментарии
Мне кажется, было бы полезно также публиковать тосты — в Вашей гостиной они всегда потрясающие.
Как вы угадали?! Я слишком поздно спохватилась, что надо было включить диктофон...
Тут даже за меня слегка додумано, но мне нравится. да, я, пожалуй, соглашусь: малые формы уйдут в интернет и в устное исполнительство, станут частью обновляющегося гипер-эпоса современности.

Спасибо, Лейла!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

«Я первой в Ташкенте надела черные чулки и мини»: как Ирина Винер стала королевой гимнастики

Пассажиры самолета Uzbekistan Airways, не попавшие вовремя в Наманган, избили бортпроводника

Стала известна дата начала зимних каникул в школах Узбекистана

В Узбекистане с автовладельцев будут взимать два новых вида сборов

expo
Похожие статьи
Теги
Лейла Шахназарова