-0.2 C
Узбекистан
Четверг, 28 января, 2021

«Шаг вперед, два шага назад» или почему чиновники Минфина пытаются начать слежку за движением денег на банковских картах граждан страны?

Топ статей за 7 дней

Главные изменения, которые ждут узбекистанцев с 1 февраля

Обзор главных изменений в национальном законодательстве от Norma, которые вступят в силу с 1 февраля 2021 года.Зарплата бюджетных работников...

Девушка из Бухары потеряла 5 миллионов, «выиграв приз» в Telegram-группе

Мошенник обманул 29-летнюю девушку из Бухары, которая вступила в Telegram-группу «Омад-шоу». Связавшись с М.Х. и представившись администратором группы, мошенник сообщил...

Ждать ли потепления? Узгидромет рассказал о погоде на выходных

Ночью зима вновь заявила о себе снегопадом, усилением ветра, местами с порывами до 25-30 м/с и резким понижением температуры....

Подпишитесь на нас

51,858участниковМне нравится
22,961участниковЧитать
2,450участниковПодписаться

В Узбекистане Министерство финансов, в целях борьбы с теневой экономикой, предложило отслеживать движение денег на банковских картах граждан Узбекистана.

Редакция сайта nuz.uz решила узнать мнение своих читателей о такой инициативе чиновников Минфина.

На сайте и в телеграм канале трижды было задано два вопроса.

Как вы считаете:

«Такое отслеживание поможет борьбе с теневой экономикой?«

«Такое отслеживание усилит теневую экономику?«

Всего в голосовании приняли участие 2 356 читателей, из которых 1 913 (81%) ответили, что инициаторы такой идеи лишь усилят теневую экономику.

В общем то мнение граждан (если оно кому ни будь важно) о желании чиновников минфина, а может быть и из других ведомств, бороться с теневым рынком, давно хорошо известно – имитация бурной деятельности, которая лишь усугубляет и того сложную ситуацию с недоверием в стране к финансовым институтам.

Казалось бы, с таким огромным трудом удалось взять под частичный контроль внебанковский поток наличных денег, как кто-то (никому не известные инициаторы идеи), откровенно шельмуя, объясняет, что аналогичная система якобы существует в других странах. Ну не знаю, может быть в банановых «республиках» и существует?

А вот как на самом деле цивилизованные страны борются с «грязными» деньгами и попытками неуплаты налогов, попытаюсь рассказать.

Краткая справка. Оценки в отношении ежегодной суммы отмывания денег в мире находятся в диапазоне от 800 млн. до 2 трлн. долл. США.

Все правительства в той или иной степени жесткости стараются противостоять легализации преступных доходов и их проникновению в «белую» экономику.

Именно поэтому в большинстве стран (а их больше 140) созданы специальные структуры, имплементированные в государственные финансовые институты (чаще всего в министерства финансов или центральные банки). Название таких структур крутится вокруг словосочетания «подразделение финансовой разведки» (ПФР).

В 1989 году на встрече руководителей стран «Большой семерки» в Париже была создана Группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем (FATF).

FATF — межгосударственный орган, который разрабатывает политику борьбы с финансированием терроризма, с легализацией средств, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков, контрабанды оружия и неуплаты налогов.

Так вот, рекомендациям FATF следует абсолютное большинство ПФР, которые в той или ной мере ратифицировали соглашение с этой авторитетной организацией.

Основными задачами (по рекомендациям FATF), которые решают ПФР являются: сбор данных о подозрительных финансовых операциях, анализ полученной информации и передача правоохранительным органам результатов своих исследований.  

Для того чтобы понять каким образом работают ПФР необходимо ответить на четыре вопроса:

1. О чем собирают информацию?

Информацию собирают:

— о финансовых операциях (трансакциях), обязательно мотивированно подозрительных, в том, что они проводятся в целях легализации доходов, полученных преступным путем.

— о передачах крупных наличных средств (в разных странах по-разному — от 10 тыс. долл. до 30 тыс.), чеков или других документов на предъявителя, а также об операциях с резидентами оффшорных юрисдикций.

— о трастовых фондах или специально созданных образований по управлению активами, в которых бенефициар или доверитель – неизвестные лица.

2. Кто является субъектом финансового мониторинга (кто собирает и передает информацию ПФР)?

— банки, кредитные союзы и страховые компании, физические и юридические лица, выступающие посредниками при осуществлении операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, управляют портфелем инвестиций, оказывают консультационные услуги, аудиторы, налоговые консультанты, юристы;

— физические и юридические лица, которые осуществляют операции с иностранной валютой, переводы денежных средств или переводы активов с помощью любых средств через любое лицо или через электронные средства перечисления средств, выдачу и погашение денежных переводов;

— организации, осуществляющие продажу антиквариата и предметов искусства;

3. На что ориентируются ответственные за мониторинг подозрительных финансовых операций?

— На подготовленные ПФР тщательные и очень подробные методические указания о финансовом мониторинге, ведения учета и отчетности полученных данных.

4. Что происходит с информацией, собранной субъектами финансового мониторинга?

— Информацию изучают высококлассные аналитики, которые идентифицируют клиентов и их выгодополучателей. Задача аналитиков – решить, какая именно информация должна быть передана правоохранительным органам для дальнейшего расследования.

Еще один важный принцип, которым руководствуются подразделения финансовой разведки – «НЕ НАВРЕДИ». Действия ПФР ни в коей мере не должны разрушать доверие граждан своих стран к банковской системе.

И ещё. Очень часто подразделения финансовой разведки в своей работе ориентируются на данные агентурной и оперативной информации.

Из всего этого следует, что инициаторы контроля над движением денежных средств с банковских карт просто решили проигнорировать одну из основ деятельности финансовой разведки – аналитической работы (судя по всему, в Минфине или ЦБ острая нехватка квалифицированных кадров) и переложить примитивное отслеживание переводов на Налоговый комитет. 

PS. С интересом воспользовался контактами с сотрудниками ПДФ Испании, Швеции, Бельгии, Германии и Израиля, с которыми встречался во время визитов в эти страны в рамках Проекта: «Изучение опыта по противодействию экстремизму и терроризму». Задал им тот же вопрос, что был задан читателям сайта nuz.uz.

В ответ услышал лишь смех.

Ребята над вами смеются.

Директор Центра изучения региональных угроз В.Михайлов. 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Поддерживаю автора статьи, и ещё раз повторюсь — пусть наши чиновники, минфин, налоговики и т.д. изучают мировой опыт развитых стран, быстро развивающихся стран и делают выводы!
    Нужно создавать максимально благоприятные условия для «белой» экономики, развития бизнеса, предпринимательства, улучшать доверие граждан, бизнесменов, предпринимателей к финансовым и другим структурам государства!
    Если люди на «верху», чиновники будут правильными и патриотами своей страны и народа — то и в «внизу» всё будет правильно и народ будет паптриотичный, во всех сферах, и экономика нашей страны будет развиваться!

  2. есть ли коммерческий оборот денег между пластиковыми картами физ.лиц. ? — Конечно есть (например, оплата за частные работы).
    что даст контроль за таким оборотом ? — эти платежи опять уйдут в кэш.
    Что тут загадочного или неясного ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Турки помогут эксплуатировать аэропорты в стране и даже построят новую авиагавань в Ташкенте

Министерство инновационного развития Узбекистана и оператор турецких аэропортов TAV и подписали меморандум о совместных инвестициях и инновационных проектах. TAV возьмется...

Больше похожих статей

ЎЗ