33.7 C
Узбекистан
Четверг, 6 августа, 2020

Поэзия узбекского сюзане

Топ статей за 7 дней

До какого числа в Узбекистане продлят карантин (опрос)

На этой неделе Шавкат Мирзиёев согласился с предложением Республиканской специальной комиссии о продлении карантинных ограничений. Стало понятно,...

Наедине с болезнью: жительница Ташкента рассказала, как COVID-19 забрал ее мать, и никто не пришел на помощь

Шокирующую историю борьбы своей семьи с коронавирусом рассказала на своей странице в Facebook жительница Ташкента Евгения. Девушка...

В Ташкенте в экспериментальном порядке будет внедрена система «Добросовестный налогоплательщик»

27 июля Шавкат Мирзиёев провел совещание, посвященное обсуждению проводимой работы по сокращению теневой экономики.

Подпишитесь на нас

51,570участниковМне нравится
22,003участниковЧитать
2,130участниковПодписаться

В нашей стране вышивка издавна сопровождала многие стороны быта, а искусством вышивания владела едва ли не каждая женщина. Вышивка сопутствовала жителям Средней Азии всю его жизнь, особенно в праздничные и торжественные дни. С самых малых лет узбекская девочка начинала готовить себе приданое, подражая старшим сестрам. И значительное место в нем отводилось вышитым изделиям. По местной традиции невесту в дом жениха непременно приводили под расшитым шелками сюзане. Вышивками увенчивали и комнату молодоженов, где неизменными атрибутами были расшитые узорами наволочки и накидки на изголовье. Само брачное ложе расцвечивали вышитыми простынями и покрывалами. В некоторых же регионах самыми разнообразными узорами расшивались рукава, грудь и подол платья невесты, ее головной и ручной платки. Вышивкой также украшали тюбетейку и поясной платок жениха.

Традиционное жилище узбеков и таджиков как в будничные дни, так и в праздники украшали вышитые фризы, занавески для ниш, покрывала, сложенные в стопки на день постели, а также и настенные мешочки для зеркал. В повседневной одежде вышивкой расшивались головные уборы, пояса и узорная тесьма «джияк», которая обрамляла края платьев, халатов, шаровар и тюбетеек.

Умелыми женскими руками любовно расшивались и становились нарядными, доставляя окружающим людям радость монументальные сюзане и простые обиходные элементы одежды и быта. Подобно тому, как в сказках народ выражал свои мечты и чаяния, поэтические представления восточной женщины и прекрасном воплощались и звучали в вышивке. Ибо только вышивка много веков была единственным доступным женщине видом изобразительного искусства. Отсюда и присущая среднеазиатской вышивке большая эмоциональная насыщенность.

Сюзане. Бухара

Вполне естественно, что мастерство узбекской женщины-вышивальщицы особенно ярко проявилось в украшении сюзане и национальной одежды. Родиной этого вида искусства является Иран, из которого оно перекочевало затем в Среднюю Азию. В переводе с персидского на русский язык слово «сюзане» буквально означает «игольчатый», то есть вышитый иглой, в отличие от вышивки крючком.   Так и поныне называют в самом Иране, Узбекистане и Таджикистане  вышитый шелковыми или хлопковыми нитями настенный ковер — гобелен.

Среднеазиатские сюзане   изготавливались из белой бумажной ткани кустарного производства, которая в процессе работы расшивалась разноцветными шелками. В вышивке обычно господствовали растительные мотивы, реже встречались древние магические символы и изображения необычных птиц. И, как редчайшее исключение, появлялись на сюзане фигуры людей и животных.

Со второй половины XIX века благодаря появившимся в Средней Азии музеям и индивидуальным коллекционерам удалось сохранить до наших дней также вышивки с письменами. Арабский шрифт с его орнаментальной пластикой гармонично сочетался в них с затейливыми изгибами растительных форм и органично включался в узорные композиции вышивок Изречения из Корана, добрые пожелания и житейские сентенции углубляли эстетическую образность и содержание вышивок. Эти красивые сюзане, созданные в минувших веках, отличались мягким лиризмом и подавали сказочно-поэтический образ цветущего сада. На ткани словно распускался пышный цветник с нежными бутонами, причудливо и прихотливо изгибавшимися стеблями и побегами.

Сюзане. Самарканд

Иногда среди листвы и кустов «расхаживали» важные и нарядные птицы с красочным оперением. Такие сюзане словно символизировали возрождение природы и звучали как гимн жизни. Наиболее ярко черты этого стиля вышивки воплотились в самаркандских, нуратинских и бухарских сюзане, отличающихся изяществом и особой выразительностью форм, богатством цветовой гаммы, мягкостью и гармонией тонов. Каждый регион Средней Азии имел свою «визитную карточку», бросающиеся в глаза отличительные особенности. Так, например, в самаркандских сюзане излюбленным мотивом являлось изображение яркой и многоцветной звездчатой розетки. Бухарские мастерицы при вышивании применяли так называемый тамбурный шов. В Ташкенте же господствовал строгий графический прием «гулкурпа».

Шахрисабзские мастерицы отличались применением художественного приема под названием «абр». Это слово в широком смысле относилось и к самим тканям.  Абровые ткани изготавливали особым способом. В процессе окрашивания пучки нитей, предназначенные для основы будущего изделия, плотно перевязывались. Затем на эти шелковые или полушелковые полуфабрикаты наносились краски, размытый рисунок которых напоминал облако – абр, причудливо отражавшийся в воде. Эти яркие ткани – адрасы, шойи и бекасабы – шли не только на изготовление гобеленов-сюзане, но и широко применялись в пошиве одежды для людей взрослых и детей. Естественно, что такие одеяния вносили свою неповторимую лепту в общий колорит городов Средней Азии.

Сюзане. Шахрисабз

Особую область применения вышивок представляла одежда местного населения. Следует, однако, отметить, что при повсеместной любви любви узбеков в орнаментализму, вышивка в одежде использовалась крайне незначительно, что можно объяснить декоративностью самих национальных тканей.

Мастерство вышивальщиц, их неистощимая фантазия и тонкий вкус ярко раскрывались в оформлении тюбетеек. Эти традиционные головные уборы отличались тонкостью и красотой орнамента. Хотя представители разных регионов края носили присущие именно месту их проживания головные уборы, тем не менее особой популярностью населения Средней Азии пользовались кокандские и маргиланские тюбетейки из лилового и зеленого шелка, расшитые фигурным медальоном. Не меньшим спросом пользовались и многоцветные сплошного зашива головные уборы из Шахрисабза, именовавшиеся «ироки». Стоит вспомнить, что тюбетейки такого типа были заимствованы из арабского Ирака и потому сохранили «географическое» название. В ходу были также расшитые малиновыми цветами на белом фоне ташкентские тюбетейки под названием «уткур».

Своеобразную ветвь прикладного искусства Средней Азии представляет золотой шитье («зардузи»). Если обычная вышивка была традиционным домашним занятием женщин, то золотое шитье считалось исключительно мужским уделом. Оно считалось наиболее привилегированным и обслуживало лишь очень узкий круг знати. Центром этого искусства всегда была Бухара, причем лучшие мастера-зардузи трудились не дома, а в специальных дворцовых мастерских эмира. Их труд весьма ценился и потому они пользовались особым уважением при дворе правителей, а лучшие из этих мастеров пользовались даже личным покровительством самого эмира. Для таких изделий чаще всего отбиралась бархатная ткань, на которую золотыми и серебряными нитями с применением цветного шелка и аппликации накладывалась искусная вышивка.

Золотое шитье никогда не использовалось в быту местных жителей. Оно украшало лишь парадные одеяния самого эмира и его ближайшего окружения, причем буквально как говорится, «с головы до пят»: тюбетейка и кулох, чалма и халат, штаны и камзол, пояс и сапоги, калоши и даже портянки. Золотошвейными попонами и чепраками украшали также коней эмира и знатных вельмож в праздничные и торжественные дни. И хотя золотошвейное искусство было порождено стремлением власть имущих к роскоши, лучшие работы бухарских мастеров-зардузи свидетельствуют об их таланте и самобытности.

Рубен Назарьян

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В ГНК рассказали, какие виды деятельности популярны у самозанятых в Узбекистане

Для желающих самостоятельно распоряжаться своим рабочим временем, лично вести учет доходов/расходов и при этом накапливать стаж работы...

Осенью в Ташкенте запланирован Фестиваль Документального Кино Тюркского Мира

22-24 октября 2020 г в Ташкенте состоится Фестиваль Документального Кино Тюркского Мира, организатором которого выступит федерация журналистов тюркского мира совместно с фондом...

«Аэрофлот» отменил рейсы в Ташкент

На фоне пандемии коронавируса «Аэрофлот» объявил об отмене рейсов до 31 августа по международным направлениям, в том числе и в Ташкент.

С 5 августа иностранные студенты смогут работать в РФ без разрешения и патента на работу

Уже на следующей неделе вступает в силу Федеральный закон, который упрощает процедуру трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в ВУЗах на территории РФ.

Иностранные владельцы автотранспорта будут оплачивать штраф за нарушение ПДД на таможне

Принято постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения правил дорожного движения». Постановлением внедрен механизм взыскания таможенными органами...

Больше похожих статей