Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ И в кого он такой?

И в кого он такой?

«Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти».

Умберто Эко, «Правила жизни»

В Международной классификации болезней (МКБ)* наряду с проблемами со здоровьем отражены проблемы, связанные с воспитанием ребенка. Соответствующими кодами в медицинском кадастре отмечены неадекватность заботы и контроля со стороны родителей, враждебные отношения и несправедливые претензии к ребенку, излишняя опека со стороны родителей, эмоциональная заброшенность детей, неприемлемое давление со стороны родителей и другие отрицательные факторы воспитания.

И в кого он такой?

…Однажды, натолкнувшись на аббревиатуру MP3, я спросил у младшего сына, что такое «эм-эр-зэ», на что тринадцатилетний всезнайка снисходительно ответил: «Пап, это не «эм-эр-зэ», а эм-пэ-три» - цифровой формат хранения аудиоинформации».
Извлек ли я какую-то пользу из этого сообщения? Безусловно. Я еще раз убедился в том, что дети третьего тысячелетия не такие как мы. Они - другие. Они родились в неблагополучном мире. Они редко читают хорошие книги и предпочитают черпать информацию из всемирной паутины. Их собеседником стал мобильный телефон, а наставником - телевизор, штампующий образцы насилия и безвкусицы. Система ценностей дала трещину. Человек-паук съел Чацкого.

Как общаться с детьми двадцать первого века? На каком языке? Как соблюдать технику безопасности, чтобы не соскользнуть в субкультуру, где ты, абсолютно неподготовленный, будешь смешон, не признан, не принят – то есть, отвергнут как нечто инородное и неприемлемое со своими лекалами и тезисами?..

В своей книге «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» психолог Мария Осорина пишет: «Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы удивительно слепы по отношению к жизни и культуре «племени детей». …Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Он служит им чем-то вроде экологической ниши: дети учатся жить на свете и формируют некоторые ценные навыки, необходимые для выхода в мир взрослой жизни. Практически все мы в той или иной степени были причастны когда-то к детской субкультуре и успешно пользовались ее уроками. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей».

И в кого он такой?

Иные родители предоставляют своим детям возможность развиваться самостоятельно и по собственному усмотрению. Более того, они гордятся тем, что таким образом они воспитывают в ребенке независимую личность. Сомнительная, если не сказать, неприемлемая методика, которая рано или поздно приведет к извечному конфликту «отцов и детей».

Всемирная организации здравоохранения всерьез обеспокоена такими фактами, как индифферентность родителей, которые пребывают в полном неведении, где в данный момент находится их ребенок, с кем он общается, чем интересуется; отсутствие у них интереса, внимательного отношения к его проблемам, моральной и душевной поддержки. Родители не способны предупредить те или иные ситуации, сопряженные с риском для здоровья и жизни ребенка. Они позволяют себе насмешки и оскорбления в его адрес, не желают считаться с ребенком как с личностью.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени полноценного морального и физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие здоровых эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход.

Проблема воспитания детей напрямую связана с невежеством взрослых. Взрослому достаточно сложно понять собственную психологию. Еще труднее понимать ребенка, направлять его, руководствуясь собственным опытом и багажом знаний. Многие ли взрослые смогут ответить на вопрос «в чем смысл жизни?»…

В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции. По сути, это две стороны одной медали.

Гипопротекция отражает уровень безнадзорности и эмоционального отвержения, когда ребенок становится «лишним» в семье, никому нет до него дела, и он вынужден решать свои проблемы сам. Гиперпротекция с точностью до наоборот означает чрезмерное внимание, которым в буквальном смысле слова осажден ребенок. В первом случае мы можем получить обозленного на всех человека, во втором – абсолютно безвольную личность.

Существует ли в проблеме воспитания правило «золотого сечения»? Австрийский психиатр Эрик Берн утверждает, что, «описывая разные типы воспитания, ученые чаще употребляют прилагательное «неправильное». Но не «безнадежное». Важно понять, что нельзя за счет ребенка решать свои взрослые проблемы; он не должен превращаться в мишень для нападок и насмешек; ребенку важно знать, что его слушают и понимают; он нуждается в искренней любви и поддержке; нельзя наказывать ребенка, который раскаялся в своем поступке и ищет прощения.

И в кого он такой?

И не следует забывать общее для всех правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

М. ГАР

* Международная классификация всех болезней и проблем со здоровьем – это документ, который используют как статистическую и классификационную основу здравоохранения. Раз в десять лет МКБ пересматривается Всемирной Организацией Здравоохранения.
Комментарии
«…Джон, разнежившись на солнышке, сунул правую ногу в рот и стал водить пальцами по десне — там, где у него как раз начали прорезываться зубки.
— Зачем ты это делаешь? — весело спросила Барби. — Ведь никто на тебя не смотрит — зачем стараться?
— Я знаю, — ответил Джон, продолжая разыгрывать на пальцах ноги какую-то мелодию. — Просто тренируюсь, чтобы не выйти из формы. Ведь эти штучки так радуют взрослых! Ты видела, что вчера было с тётей Флосси? Она чуть с ума не сошла от восторга, когда я ей это демонстрировал! «Золотко! Умница! Чудо моё! Прелесть!»
И Джон так и покатился со смеху, представив себе тётю Флосси.
— Мой фокус ей тоже понравился, — самодовольно сказала Барби. — Я стащила с ног носочки, и она от радости завопила, что так бы меня и съела! Вот потеха! Уж если я скажу «хочу съесть», я и правда съем! Печенье, сухарь, шишечку на перилах кровати, и так далее. А эти взрослые, по-моему, сами не понимают, что говорят. Ведь не хотела же она меня съесть на самом деле?
— Конечно, нет. Это у них просто такая дурацкая манера разговаривать, — сказал Джон. — Я их, наверно, никогда не пойму, этих взрослых. Они все какие-то глупые. Например, они не понимают ни единого нашего слова. Больше того: они не понимают, что говорят вещи!
— Да, — сказала Барби. — Ну уж так и быть, от папы и мамы нельзя требовать многого — они ведь совсем ничего не понимают, хотя они такие славные, — но уж Джейн и Майкл могли бы, кажется…
— Когда-то они всё понимали, — сказала Мэри Поппинс, складывая ночную рубашку Джейн.
— Как? — хором откликнулись Джон и Барби, ужасно удивлённые. — Правда? Вы хотите сказать — они понимали Скворца, и ветер, и…
— И деревья, и язык солнечных лучей и звёзд — да, да, именно так. Когда-то.
— Но почему же они тогда всё это позабыли? Почему?
— Потому что они стали старше, — объяснила Мэри Поппинс...»
Вопрос: сколько будет три плюс три (ответ цифрой)
Топ статей за 5 дней

30 студентов-узбекистанцев не могут покинуть Ухань, где власти приняли решение закрыть аэропорт и вокзалы из-за коронавируса

Как брали «волчью банду»

Дизайнера Наримана Григоряна убили за 625 долларов: прокуратура Ташкента раскрыла подробности дела

Жителям трех районов Ташкента временно отключат горячую воду и отопление

expo
Похожие статьи
Теги
М. Гар