14.2 C
Узбекистан
Суббота, 26 сентября, 2020

«Мы на правду уповаем…»

Топ статей за 7 дней

Бывший Ташкентский ЦУМ будет полностью реконструирован

Как сообщает на Едином портале корпоративной информации АО «Toshkentnivermagi», объявление конкурса на разработку проекта полной реконструкции здания...

У знаменитого Чиназского рыбного базара в Ташобласти будет новый хозяин

Как следует из постановления Президента страны от 29 августа 2020 года "О мерах по поддержке и повышению...

Во Владивостоке обнародовали подробности осуждения на 8 лет гражданки Узбекистана за пособничество «Катибат аль-Тавхид валь джихад»

11 июня 2019 года Дальневосточным окружным военным судом гражданка Узбекистана Мохигул Примова, 1987 года рождения, была осуждена...

Подпишитесь на нас

51,602участниковМне нравится
22,445участниковЧитать
2,250участниковПодписаться
«Мы на правду уповаем…»

Во все времена были люди, направлявшие свой талант и знания на благороднейшую задачу просвещения соотечественников. Видел в этом цель своей жизни и замечательный лирический поэт, публицист, мыслитель Фуркат.
Так же, как некогда его соотечественника Бабура, Фурката можно назвать великим изгнанником: немалую часть своей жизни ему пришлось провести за пределами родного края. Даже литературный псевдоним, который он себе выбрал, означает – «разлука»… Но при этом до последнего вздоха, в каждой написанной строчке он оставался верным сыном узбекской земли.
Даже и в мирской пустыне мукой жажды истомясь,
Мы в края, где льются реки, – право слово, не идем.
Мы на правду уповаем, наше счастье – только в ней,
Медь менять на призрак блеска золотого не идем!

Фуркат принадлежит к плеяде таких выдающихся поэтов второй половины XIX – начала XX века, как Мукими, Ахмад Дониш, Камил Хорезми, Завки, вместе с которыми он многое сделал для развития отечественной литературы. Творчество Фурката открыло новую страницу в истории узбекской культуры, внеся большой вклад в развитие национальной прогрессивной демократической литературы.
Закирджан Халмухаммед (имя Фуркат он избрал позже в качестве тахаллуса – поэтического псевдонима, и означает это слово, как уже сказано, – «разлука») родился в 1858 году в Коканде, в семье мелкого торговца-ремесленника. Учился в мактабе – старометодной школе, затем в медресе. Изучал персидский и арабский языки, классическую поэзию Востока. Однако тяжелое материальное положение семьи вынудило 17-летнего Закирджана оставить занятия. Он служит приказчиком и одновременно занимается творчеством.
В 1889 году Фуркат переезжает в Ташкент. Здесь, в медресе Кукельдаш, он завершил образование, какое-то время и жил в этом медресе. Большое влияние на него как будущего поэта, да и в целом на развитие его личности оказало, как он вспоминает в своей автобиографии, общение с двумя незаурядными людьми – ишаном Шариф-Ходжой и славившимся своей справедливостью казием Мухаммад-Мухиддин-Ходжой.
Два года, проведенные в Ташкенте, успели сформировать взгляды, которые впоследствии направляли всю жизнь поэта. Он становится убежденным сторонником сближения разных национальных культур, в том числе узбекской и русской. В стремительном развитии технического прогресса Фуркат видел средство к просвещению своего народа, путь к экономическому развитию родного края, избавлению от феодальной отсталости.
Наши мысли – о грядущем, нет иного нам, Фуркат!..
Неприятие деспотизма и тирании во всех их проявлениях, горячее стремление к просвещению своего народа, а в конечном итоге – культурному и экономическому расцвету родины – все это делает Фурката и в самом деле человеком будущего, устремленным ко всему светлому и прогрессивному и отражавшим эти стремления в пламенных строках. Возглавив в то время вместе с Мукими плеяду прогрессивных литераторов того времени, Фуркат выступает как поэт-новатор. Произведения его отмечены оригинальностью стиля и глубиной мысли, в них воплощаются идеи новой демократической литературы, которая крепла и совершенствовалась в борьбе с реакционной, цепляющейся за старое, отрицающей благотворное воздействие наук и прогресса. Протест Фурката против тьмы невежества, стремление его к просветительству тесно связаны для поэта с приобщением к мировой, в первую очередь русской культуре. И здесь он – также во главе просветительского движения в общественной мысли и литературе.
Фуркат горячо верил, что новое поколение овладеет современной культурой и научным знанием. Красноречивы уже сами названия его произведений: «Гимназия», «О науке», «О театре», «О музыкальном собрании», «О назначении поэта и возвышенности поэзии», «О выставке в городе Ташкенте», «Рояль», «Суворов»… Мыслитель и гуманист видел путь к избавлению от невежества в обучении детей в школах, созданных по типу европейских учебных заведений, в знакомстве с русской, а через нее – с мировой культурой. Фуркат был одним из первых публицистов среди узбекских поэтов, кто писал о необходимости внедрения достижений науки и техники. Его произведения ташкентского периода пропагандируют совершенно новые для узбекской литературы конца XIX века идеи: Фуркат выступает в них страстным поборником просвещения. Например, в стихотворении «О науке» поэт с восхищением говорит о техническом прогрессе, о железной дороге, об электричестве и телеграфе.
Как жаль, что наши ханы, беки встарь
О наслажденье думали одном,

Людей достойных гнали от себя,
С невеждою дружили и глупцом,

Ученых не умели уважать,
Им не хотели следовать ни в чем!

Лишь только рухнет власть таких невежд –
И челядь завладеет их добром.

Мудрец бы стал опорой власти их,
Когда б они склонились пред умом.

Я говорю: подобна птице власть,
Пускай наука будет ей силком.

Наряду с произведениями, насыщенными социальными идеями, доносящими до нас нравственные воззрения поэта, из-под пера Фурката вышло множество лирических стихотворений, которые дышат восторженной любовью к жизни и к людям. Религии, ханжескому благочестию он противопоставляет земные человеческие радости – любовь, дружбу, наслаждение природой, искусством. Лирические газели Фурката стилистически самобытны, отмечены свежестью образов. В них слышен голос человека, умеющего чувствовать жизнь во всей ее красоте.
Мне б любимую найти – я ее, как душу в теле,
Затаил бы и берег больше всех сокровищ света!
Увидав твой дивный лик в солнечных лучах рассвета,
Ночь, окрасив небо в кровь, в гневе притаилась где-то.
А когда ты в сад вошла, от лица отняв завесу,
Розы сникли, устыдясь, – стала осень, а не лето!
И самшит, и кипарис пред твоей чудесной статью
Ниц склонились головой в знак почтенья и привета.
Зерна родинок твоих – как приманка попугаям, –
Ими в сладостных садах о тебе лишь песнь пропета.

Многие из газелей Фурката, вошедшие в золотой фонд классики узбекской литературы, получили широкую известность как народные песни. Оригинальность стиля, тонкость и глубина мысли позволяют причислить эти стихи к лучшим образцам узбекской лирической поэзии конца XIX – начала XX веков.
В мае 1891 года Фуркат вынужден отправиться из Ташкента в Самарканд, а оттуда выехать за границу. С этого начинаются его многочисленные странствия: в Турцию, Грецию, Болгарию, Египет. Весной 1892 года Фуркат едет в Аравию, несколько месяцев живет в Мекке. Осенью того же года он прибывает в Бомбей, начав оттуда свое путешествие по Индии. В марте 1893 года поэт направляется в Кашмир, затем в Кашгар.
Путешествуя по дальним странам, поэт ни на миг не забывал свою родину. Тоскуя по родной земле, он писал:
От мук, страданий не могу избавиться никак,
Печалюсь на чужбине я, влечет к родным местам.

Приветствую издалека всех добрых я людей,
Любимых сверстников своих и преданных друзей.

Поэтов, сердцу дорогих, и сметливых писцов,
Весь круг талантливых певцов, приветствую ходжей

И музыкантов, чей дутар нам душу веселит,
И тех, что радуют сердца нам флейтою своей.

И если суждено вкусить на родине мне хлеб,
То я приеду наконец к друзьям в один из дней.

Где б ни был я, за вас молюсь и господа прошу,
Чтоб всеми благами земли вас награждал щедрей.

А древо жизни вашей впредь украсит мира сад,
Листва богатства, счастья плод свисают пусть с ветвей.

В какой бы стране ни побывал Фуркат, какие бы земли ни прошел – в Индии, в Афганистане, в Кашгаре, – везде он видел бесправную, нищенскую жизнь народа, вынужденного терпеть гнет местных феодалов и английских колонизаторов. Фуркат пишет статьи, направленные против агрессивной политики англичан, прославляет борьбу народа против угнетателей.
Что нам райский цветник, да и нужен ли он человеку,
Если этой красой так богата земная округа?
Но в мирском цветнике как Фуркату быть столь же счастливым,
Если дом его стал точно полная скорби лачуга?

Нетрудно догадаться, что сильным мира сего вовсе не были по душе пламенные обличения неподкупного поэта-трибуна. В 1894 году Фуркат вынужден переехать в Синьцзянскую провинцию Китая, в город Яркенд. Здесь он занимается переводческой работой и составлением сборника своих произведений.
Проведя в этом городе последние годы своей жизни, Фуркат скончался в 1909 году.
А спустя ровно полвека новое поколение узбекистанцев смогло посмотреть фильм о поэте, заставшем лишь самую зарю нового столетия.

«Мы на правду уповаем…»

Снятый в 1959 году, фильм «Фуркат», конечно, был наивен, отличался сюжетом, более занимательным, чем верным историческим фактам. Здесь были и побеги из тюрем, и романтическое чувство к красавице – дочери русского градоначальника, и другие мелодраматические приключения, – но важнее другое: само обращение, спустя десятилетия, к имени, судьбе, наследию замечательного поэта, рожденного на узбекской земле. И это, как и современные переиздания произведений Фурката, в том числе и аудиокниги, – свидетельство того, что поэт не забыт своим народом, а деятельность его по достоинству оценена потомками.
Дилором Нурмухамедова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Страны, не признавшие легитимность Лукашенко после инаугурации

В правительстве Германии сказали, что не готовы признать Лукашенко президентом даже после инаугурации, пишет Meduza. С подобными...

Руководство трех каршинских рынков пошло под суд

Руководители администрации трех рынков города Карши были привлечены к административной ответственности. Инспектор профилактики составил на них протокол за игнорирование требования Специальной комиссии...

Зачем Ташкенту заморские растения-наркоманы, или почему власти города тратят деньги на покупку саженцев из-за рубежа (видео)

Корреспонденты NUZ.Uz побывали в ботаническом саду, где познакомились с почвоведом, руководителем питомника древесных растений и кустарников Расулом Есовым. Специалист рассказал, что в...

В Ростовской области свернули палаточный лагерь узбекистанских мигрантов

На станции Лихая в Ростовской области России свернут палаточный лагерь узбекистанских мигрантов. Находившиеся в нем люди поездами и автобусами отправлены на родину.

Состоялась рабочая встреча Президента Республики Узбекистан и Первого Президента Республики Казахстан

25 сентября состоялась рабочая встреча Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева и Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Больше похожих статей